Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс.
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Пилипенко Елена Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. УМК "Перспектива".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            При составлении рабочей программы календарно–тематического и поурочного планирования  по литературному чтению за основу взята программа для общеобразовательных учреждений (комплект «Перспектива» программы для начальной школы. Москва «Просвещение», 2011).

           Обучение  грамоте   (обучение чтению), литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская «Азбука» (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2015 г., Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградова «Литературное чтение» (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2011г.  Учебники «Азбука» и «Литературное чтение» для 1 класса  обеспечивают развитие речевой и читательской компетенции, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности, освоение литературоведческих понятий. Материалы учебников предоставляет возможность для освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивают условия для индивидуального развития всех обучающихся.

   Программа рассчитана  на 132  часа (92 часа на обучение грамоте и 40 часов литературное чтение), 4 часа в неделю.  

   Предлагаемый курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;

— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

     Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы.

Основные задачи курса:

 -  формирование у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства;

 -   развитие воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного;

 -  формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно - речевые умения;

 - преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру;

 -   чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяющие кругозор и формирующие познавательные интересы детей.

    В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков детской литературы, произведения современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества, т. е. все то, что составляет золотой фонд детской литературы. Основным элементом содержания программы «Литературное чтение» являются художественные произведения.

    Однако программой предусмотрено знакомство детей с научно-познавательными произведениями, в которых те или иные явления описываются иначе, чем в художественных текстах. Сравнение научно-познавательных и художественных произведений создает условия для более глубокого их понимания. Произведения для чтения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу, что дает возможность отразить в круге чтения разные, наиболее интересные для учащихся стороны жизни; познакомить детей с основными литературными жанрами: сказка, стихотворение, рассказ, басня, былина и драматическое произведение (в отрывках).

    В программе указаны нормы скорости чтения, которые ученикам начальных классов следует освоить. Это связано с тем, что чтение — общеучебный навык, обеспечивающий успеваемость ребенка в средней школе.

    В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

      Представленная на экспертизу завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» для 1 класса общеобразовательных учреждений разрабатывались с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта и направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении предмета «литературное чтение» в начальной школе.

          При изучении курса литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 1—4 классов авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской и др. достигаются следующие личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося.

4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

3. Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

4. Умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет).

5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.

8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание программы учебного курса

1 КЛАСС  (40 ч)

    Круг детского чтения. Тематика

1. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы.

2. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов).

    Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты. Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения.

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов.

— Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30—40 слов в минуту.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Полные ответы на вопросы по содержанию текста.

— Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка.

— Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста.

— Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы.

— Формирование умения сосредоточиться на чтении текста.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

— Формирование умения слушать собеседника.

— Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении.

— Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения.

— Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности.

— Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому.

— Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.

    Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром.

1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки.

— Формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов.

— Наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок.

— Сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев

2. Слушание художественных произведений.

— Слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного.

— Слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

— Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему.

— Нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям.

— Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте.

— Наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу.

— Понимание значения слов и выражений исходя из контекста. Сопоставление синонимов.

— Умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений.

— Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом.

— Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

— Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

— наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;

— автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;

— имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.

Учащиеся должны уметь:

— читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;

— читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;

— отвечать на вопросы к прочитанному тексту;

— воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;

— высказать свое отношение к прочитанному.

  1. Календарно – тематическое планирование

уроков обучения грамоте на  2015/2016 уч.г.

Дата

№ урока

Тема

Кол – во часов

1 четверть

1

«От пера до компьютера». Знакомство со школой, классом и первым школьным учебником «Азбука»

1

2

Речь устная и письменная

1

3

Предложение. Слово

1

4

Слово. Слог

1

5

Деление на слоги

1

6

Слог и ударение

1

7

Упражнение в определении ударения

1

8

Звук. Звуки в окружающем мире

1

9

Гласные и согласные звуки

1

10

Гласные и согласные звуки

1

11

Как образуется слог?

1

12

Закрепление знаний о звуках русского языка

1

13

Закрепление пройденного материала

1

14

Буквы гласного Аа. Звук [а]

1

15

Буквы гласного Аа. Звук [а]

1

16

Буквы гласного Оо. Звук [о]

1

17

Буквы гласного Оо. Звук [о]

1

18

Буквы гласного Ии. Звук [и]

1

19

Буквы гласного Ии. Звук [и]

1

20

Буква гласного ы. Звук [ы]

1

21

Буква гласного ы. Звук [ы]

1

22

Буквы гласного Уу. Звук [у]

1

23

Буквы гласного Уу. Звук [у]

1

24

Буквы согласного Нн. Звуки [н], [н']

1

25

Буквы согласного Нн. Звуки [н], [н']

1

26

Буквы согласного Сс. Звуки [с], [с']

1

27

Буквы согласного Сс. Звуки [с], [с']

1

28

Буквы согласного Кк. Звуки [к], [к']

1

29

Буквы согласного Кк. Звуки [к], [к']

1

30

Буквы согласного Тт. Звуки [т], [т']

1

31

Буквы согласного Тт. Звуки [т], [т']

1

32

Буквы согласного Лл. Звуки [л], [л']

1

33

Буквы согласного Лл. Звуки [л], [л']

1

34

Закрепление пройденного материала.

1

35

Буквы согласного Рр. Звуки [р], [р']

1

36

Буквы согласного Рр. Звуки [р], [р']

1

2 четверть

37

Буквы согласного Вв. Звуки [в], [в']

1

38

Буквы согласного Вв. Звуки [в], [в']

1

39

Буквы гласного Ее. Звуки [йэ] ['э]

1

40

Буквы гласного Ее. Звуки [йэ] ['э]

1

41

Буква е – показатель мягкости согласного звука

1

42

Закрепление пройденного материала.

1

43

Буквы согласного Пп. Звуки [п], [п']

1

44

Буквы согласного Пп. Звуки [п], [п']

1

45

Закрепление пройденного материала.

1

46

Буквы согласного Мм. Звуки [м], [м']

1

47

Буквы согласного Мм. Звуки [м], [м']

1

48

Закрепление пройденного материала.

1

49

Буквы согласного Зз. Звуки [з], [з']

1

50

Буквы согласного Зз. Звуки [з], [з']

1

51

Закрепление пройденного материала.

1

52

Буквы согласного Бб. Звуки [б], [б']

1

53

Буквы согласного Бб. Звуки [б], [б']

1

54

Закрепление пройденного материала.

1

55

Буквы согласного Дд. Звуки [д], [д'].

1

56

Буквы согласного Дд. Звуки [д], [д'].

1

57

Закрепление пройденного материала.

1

58

Буквы гласного Яя, обозначающие звуки [йа] ['а]

1

59

Буква я – показатель мягкости согласного звука

1

60

Проверочная работа за 1 полугодие

1

61

Буквы согласного Гг. Звуки [г], [г']

1

62

Буквы согласного Гг. Звуки [г], [г']

1

63

Буквы согласного Чч. Звук [ч'].

1

64

Буквы согласного Чч. Звук [ч']. Сочетание ча, чу

1

65

Буква ь - показатель мягкости согласного.

1

3 четверть

66

Ь – показатель мягкости согласного. Повторение пройденного.

1

67

Разделительный ь. Повторение пройденного

1

68

Буквы согласного Шш. Звук [ш].

1

69

Чтение слов, текстов с буквами Шш. Шутки, скороговорки, загадки.

1

70

Буквы согласного Жж. Звук [ж].

1

71

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Жж.

1

72

Чтение слов, предложений, текстов и пересказ прочитанного.

Буквосочетания ЖИ, ШИ.

1

73

Буквы гласного Ёё. Звуки [йо] ['о]

1

74

Буквы гласного Ёё. Звуки [йо] ['о]

1

75

Буква ё – показатель мягкости согласного звука.

Повторение и закрепление материала.

1

76

Буквы  Йй, обозначающие согласный звук [й']

1

77

Буквы  Йй, обозначающие согласный звук [й']

1

78

Буквы согласного Хх. Звуки [х], [х'].

1

79

Буквы согласного Хх. Звуки [х], [х'].

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Хх.

1

80

Буквы гласного Юю. Звуки [йу] ['у]

1

81

Буквы гласного Юю. Звуки [йу] ['у]

1

82

Буквы согласного Цц. Звук [ц].

1

83

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Цц.

1

84

Буквы гласного Ээ. Гласный звук  [э].

1

85

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ээ.

1

86

Буквы согласного Щщ. Звук [щ'].

1

87

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Щщ.

1

88

Формирование навыков чтения.

Сочетания чу, щу. Повторение и закрепление материала.

1

89

Буквы согласного Фф. Звуки [ф], [ф'].

1

90

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Фф.

1

91

Буква ъ. Разделительный ъ.

1

92

Разделительные ь и ъ. Повторение и закрепление материала.

1

93

Обучение литературному чтению (40 часов)

Вводный урок. Знакомство с книгой и условными обозначениями.

1

94

С.Я Маршак. Кто говорит молча. Загадки о книге.

1

95

С. Михалков. Герои детских книг.

1

96

К. Чуковский  Айболит. Инсценирование.

1

97

Песни, пословицы, загадки, считалки.

1

98

Пословицы и поговорки.

1

99

Произведения устного народного творчества.

1

100

Наш театр. Инсценирование.

1

101

Сказка. Виды сказок.

С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят. РНС Курочка Ряба.

1

102

РНС Кот, лиса и петух.

1

103

Т. Коти. Катя и буквы.

1

104

Л. Пантелеев. Две лягушки.

1

105

С. Михалков.  Сами виноваты. Инсценирование.

1

4 четверть

106

В. Лунин. Никого не обижай.

Е. Благинина. Котенок.

1

107

И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла.

В. Бианки. Разговор птиц в конце лета.

1

108

И. Пивоварова. Всех угостила.

С. Михалков. Зяблик.

1

109

С. Маршак. В зоопарке.

Н. Сладков. Без слов.

1

110

Л.Н. Толстой. Обходиться добром со всяким. Не мучить животных.

1

111

С. Маршак. Волк и лиса.

1

112

Рассказ, герой рассказа.

Е. Пермяк. Самое страшное.

1

113

С. Михалков. Песенка друзей.

1

114

Е. Благинина Паровоз, паровоз…

1

115

М. Пляцковский. Солнышко на память.

1

116

Э .Шим. Брат и младшая сестра.

1

117

Л. Толстой. Косточка.

1

118

П. Воронько. Лучше нет родного края.

1

119

Стихи С. Есенина, А. Плещеева, С. Дрожжина  о русской природе.

1

120

Стихи И. Сурикова, А. Пушкина, Н. Грекова о  русской природе.

1

121

С. Сухомлинский. Четыре сестры.

1

122

Г. Виеру. Сколько звезд на ясном небе!

1

123

Н. Бромлей. Какое самое первое слово?

А. Митяев. За что я люблю маму.

1

124

Е. Пермяк. Первая рыбка.

1

125

И. Косяков. Все она.

1

126

Л. Толстой. Мальчик и отец.

1

127

К. Ушинский. Лекарство.

1

128

В. Маяковский. Тучкины штучки.

1

129

Резервный урок.

1

130

Резервный урок.

1

131

Резервный урок.

1

132

Резервный урок

1

Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы.

1. Л.Ф.Климанова; Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 1 класс (1-4). М.: «Просвещение»,  2011г. в 2-х частях.

2. Л.Ф.Климанова.  Читалочка. Дидактический материал. М.: «Просвещение», 2011г.

3.Л.Ф.Климанова. Уроки чтения. 1 класс.  Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2010г.

4. Сказочный домик: народные сказки. Электронная коллекция сказок народов мира (http://www.skazkihome.info/)

5. Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);

6. Русская виртуальная библиотека. www. rvb. ru

7. Kidsbook: электронная библиотека.

(Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.) http://kidsbook.narod.ru/

8. Дважды пять: детская библиотека.

(Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.) http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm

9. Русская и зарубежная литература для школы. (Коллекция электронных версий литературных произведений, изучаемых в школе. Ссылки на электронные библиотеки.) http://litera.edu.ru

10. Большая детская библиотека.

(Zip-библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.) http://www.kid.ru/index3.php3

11. Детская литература на Куличках.

(Электронная коллекция детской литературы: стихи, сказки, колыбельные, поговорки, скороговорки.) http://baby.kulichki.net/index_lit.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...