Русская народная сказка "Рукавичка"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Демьяненко Мария Алексеевна

Методическая разработка урока  ( УМК «Школа России», автор учебника В.Г. Горецкий, 1 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rukavichka.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Русская народная сказка «Рукавичка». (УМК «Школа России», автор учебника В.Г. Горецкий, 1 класс)

Тип урока: Открытие нового знания.

Русская народная сказка «Рукавичка»

     Цели: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе плана, определять главную мысль сказки, отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать память, речь, мышление.

     Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки;  сравнивать разные произведения на одну тему.

     Оборудование: книга «Рукавичка», карточки: для подготовки к чтению, с пословицами,  для доски с названиями персонажей сказки.

Х о д   у р о к а

  1. Организационный момент

- Всем доброе утро. Улыбнитесь друг другу. Желаю всем удачного рабочего дня.

  1. Проверка домашнего задания

- С какой сказкой познакомились вчера на уроке?  -   Чем отличается сказка Е.Чарушина  «Теремок»  от русской народной сказки «Теремок».(Народная – звери построили новый теремок; автор – звери разбежались. У автора звери разговаривают. Названия героев перечислите: одинаковые, но разная характеристика)

Автор                                                             Народная

Мышка-норушка                                       мышка – норушка

Лягушка – квакушка                                 лягушка – квакушка

Заяц – на горе увёртыш                            зайчик-побегайчик

Лисичка – сестричка                                 лисичка-сестричка

Волк – из-за кустов хватыш                     волчок-серый бочок

Медведь – тяпыш-ляпыш                          медведь косолапый

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока

- Сегодня мы отправляемся с вами  в гости…догадайтесь куда, прослушав музыку.(аудио «В гостях у сказки»)

 - Да, музыка так и называется «В гостях у сказки», композитор Владимир Дашкевич.

  - Узнаем как называется сказка, если правильно подберём рифму.

Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под… (кустом).

Рада мышка-поскребушка

И зелёная… (лягушка).

Рад и побегайчик,

Длинноухий … (зайчик).

Ничего, что ростом мал

Меховой домишко, -

И кабан туда попал,

И лиса, и … (мишка).

Всем хватило места в нем,

Вот какой чудесный… (дом).

Дзынь-ля-ля – поет синичка!

Это сказка…  («Рукавичка»)

 - С какой сказкой мы сегодня будем знакомиться?

  - Верно.  Сегодня на уроке мы будем работать над русской народной  сказкой «Рукавичка». Будем продолжать учиться правильно и выразительно читать, пересказывать сказку по составленному плану.

4.  Работа по теме урока

1) Слушание сказки (аудиозапись)

 - Послушайте внимательно  сказку «Рукавичка» и подумайте почему она так называется.( Эта сказка рассказывает как звери нашли для себя дом – рукавичку и поселились в ней)

2) Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».
 - В сказке встречаются длинные и трудные слова для чтения. Потренируемся их читать сначала по слогам, а потом целыми словами.
                            об-ро-нил – обронил
                          
   по-пры-гуш-ка – попрыгушка
                             по-скре-буш-ка – поскребушка
                             спра-ши-ва-ет – спрашивает
                             по-бе-гай-ка – побегайка
                             бре-дёт бредёт

                             не по-вер-нуть-ся (ца) -  не повернуться  

                              ра-зор-вёт-ся (ца) – разорвётся

                              по-ше-ве-лти-ва-ет-ся (ца) – пошевеливается

                              врас-сып-ну-ю - врассыпную

 - В сказке встретились слова, значения которых я не  поняла. Помогите мне объяснить значение непонятных слов, они подчёркнуты. Где мы можем найти их значение. ( В словаре)         
Бредёт – идет медленно, с трудом.
Врассыпную – в разные стороны.
Обронил – уронил.        

Физкультминутка

Скачут, скачут по лесочке,

Зайцы – серые клубочки.

Прыг-скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенёк.

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Тир! Присели , дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд.

Зашагали как отряд.

5. Чтение сказки учащимися

Упражнение для глаз

 - Наши глазки устали, дадим им отдохнуть. Встаньте, чтобы можно было посмотреть вдаль. Крепко зажмурьте глаза, сосчитайте до 3, откройте, посмотрите вдаль, сосчитайте до 5. Повторите 5 раз.

6. Продолжение работы по теме урока

  - Назовите действующих лиц сказки.

(На доске прикрепляю карточки:  мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, кабан-клыкан, медведюшка-батюшка)

- Найдите задание 2. Читаем и выполняем его.

7. Пересказ сказки

 - У нас с вами на доске есть план сказки. Он поможет нам пересказать сказку «Рукавичка».

8. Задание домой.

    Сравните сказки: Е.Чарушина «Теремок « и русскую народную сказку «Рукавичка». Чем они похожи и чем различаются. Это задание 3.

9.Итог урока

-С какой сказкой познакомились?

- Найдите  среди  списка  пословиц ту, которая  больше  подходит  к  сказке.

  1. Не  учись  разрушать, а  учись  строить.
  2. Сила  сломит  всё, а  ум – силу.
  3. Жить – Родине  служить.
  4. Учение – свет,  а неученье – тьма.
  5. В  тесноте, да не в обиде.

-Чему  учит  сказка  «Рукавичка»? (Доброте, отзывчивости)

 10.  Оценка деятельности

Оцените  свою  работу на уроке. Если вам понравился наш урок,  поднимите одну руку, если очень - две руки, а если вы   ставите нашему уроку  оценку «отлично» - похлопайте!  

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.

Приложение

  1. Карточки для подготовки к чтению

об-ро-нил – обронил
 по-пры-гуш-ка – попрыгушка

 по-скре-буш-ка – поскребушка
 спра-ши-ва-ет – спрашивает
 по-бе-гай-чик – побегайчик
 бре-дёт бредёт

 не по-вер-нуть-ся  -  не повернуться (ца)

 ра-зор-вёт-ся  – разорвётся (ца)

 по-ше-ве-ли-ва-ет-ся – пошевеливается (ца)

 врас-сып-ну-ю – врассыпную

  1. Карточки для пересказа сказки (прикрепляю на доске)

Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок

кабан, медведюшка

  1. Карточки с пословицами.

  1. Не  учись  разрушать, а  учись  строить.
  2. Сила  сломит  всё, а  ум – силу.
  3. Жить – Родине  служить.
  4. Учение – свет,  а неученье – тьма.
  5. В  тесноте, да не в обиде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной  культуре.Задачи исследования:Познакомит...

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "

Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования  «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче...

Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения,  логического мышления, внимания, общей моторики....

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...