Творчество С.Я. Маршака
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Алексеева Юлия Александровна

Данная методическая разработка может быть полезна при проведении занятий внеурочной деятельности в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
  2. Тема занятия:  Творчество С.Я.Маршака
    Цель: Расширение знаний учащихся о жизни и творчестве С.Я. Маршака
  3. Задачи:
  1. воспитательные: воспитывать любовь к родному языку
  2. развивающие: формирование умений работать с различными источниками информации
  3. обучающие: применить, закрепить полученные знания
  1. Формирование УУД:

1. Личностные: самооценка своей работы.

2. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

3. Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания.

4. Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беседу.

  1. Форма проведения занятия: беседа  
  2. Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, книги
  3. Литература, используемая для подготовки воспитательного мероприятия: 1 кл.Поурочные разработки.Обучение чтению. К учебнику "Азбука" В.Г.Горецкого. УМК "Школа России". Книги С.Я. Маршака
  4. Реализация УУД во внеурочном мероприятии:

УУД

Задание детям

Личностные

Рефлексия

Регулятивные

Определение целеполагания

Познавательные

Задания по сказкам автора

Коммуникативные

Активное участие в реализации внеурочного занятия

План занятия:

А) Организация учебного процесса

- Добрый день, ребята!

Б) Письмо, угадай автора, знакомство с темой занятия

-Вчера  я получила письмо, от девочки.  Она попросила прочесть его вам: Здравствуйте ребята, меня зовут Лиза, и я тоже учусь в 1 классе. Я хотела бы рассказать вам об одном прекрасном человеке, которого вы все знаете. Он  родился и жил в городе Воронеже, написал много произведений не только для детей, но и для взрослых. Но прежде чем мы познакомимся с его произведениями, давайте определим, как же зовут этого автора. У меня для вас есть небольшая подсказка, которую подготовила Лиза. Делимся на 3 группы.  Я вам раздам разрезанные карточки с буквами и цифрами, поставьте цифры в порядке возрастания. Что же у вас получилось?

- Сегодня мы с вами отправимся в гости к писателю и поэту С. Я. Маршаку. Взгляните на его портрет. (Показ.) Он прожил долгую жизнь – 77 лет. C самого детства всем известны его стихотворения, их знаете вы, знали ваши папы, мамы и даже бабушки и дедушки. Кто может назвать его произведения?

В) Угадай произведение по отрывку.

Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки....
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду (“Вот какой рассеянный”)

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Саквояж,
Чемодан,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку (“Багаж”)

Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метёт! (“Двенадцать месяцев”)

 

Г) Мультфильм

По его произведениям  были сняты мультфильмы. Давайте  посмотрим один из них.  («Где обедал воробей»). Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам несколько вопросов. Помните, что ответ должен быть развернутым (полным), друг друга не перебиваем. Где обедал воробей? У каких животных обедал воробей? 

Д) Чтение по ролям

Любовь к театру подтолкнула С.Я. Маршака к написанию пьес для ребят.  Кто знает, что такое пьеса? Давайте попробуем себя в роли актёров и прочитаем по ролям отрывок из сказки "Кошкин дом".

Учитель вызывает 3-х человек (они садятся за парты). Сейчас, ребята прочитают по ролям отрывок из сказки «Кошкин дом».

КОТ ВАСИЛИЙ: Кто там стучится у ворот?

Я – Кошкин дворник, старый Кот!

КОТЯТА: Мы – Кошкины племянники!

КОТ ВАСИЛИЙ: Вот я вам дам на пряники! 

У нас племянников не счесть,

И всем охота пить и есть!

1-Й КОТЕНОК: Скажи ты нашей тетке: 

2-Й КОТЕНОК: Мы круглые сиротки, 

1-Й КОТЕНОК: Изба у нас без крыши, 

2-Й КОТЕНОК: А пол прогрызли мыши, 

1-Й КОТЕНОК: И ветер дует в щели,

2-Й КОТЕНОК: А хлеб давно мы съели… 

1-Й КОТЕНОК: Скажи своей хозяйке!

КОТ ВАСИЛИЙ: Пошли вы, попрошайки!  Небось, хотите сливок?

Вот я вас за загривок!

1) Кто может назвать главных героев? 2) Что случилось с домом кошки? 3) Чем закончилась сказка? Какой вывод  можно сделать или чему учит эта сказка?

Е) Физминутка:

Вышла мышка как-то раз (шагаем на месте)

Поглядеть, который час, (повороты влево, вправо)

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Мыши дернули за гири (приседаем и вытягиваем руки вперед)

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)

Убежали мышки вон.

Ж) Беседа о биографии писателя

- Самуил Яковлевич Маршак перевел для детей много песенок, прибауток разных народов. Он много путешествовал по миру, и даже учился в Англии.

Перед вами представлены книги С.Я. Маршака (учитель показывает книги). После урока вы можете подойти и ознакомиться с книгами, а при  желании взять в библиотеке.

З) Отгадывание загадок

-  С. Я. Маршак сочинял для детей загадки. Попробуйте их отгадать.

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

(Мяч)

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас! (Часы)

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами.

На глазах по колесу

И седелка на носу? (Очки) 

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью. (Сапоги)

И) Подведение итогов. Рефлексия

Создание плаката по творчеству Маршака (дети дописывают информацию Выставка. Учитель задает вопросы: С каким автором  мы познакомились на занятии? Назовите произведения С.Я.Маршака? (Ощущение после занятия стикер на доске).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - образовательный проект "Мастер слова" ( по творчеству С.Я. Маршака)

Задачи данного проекта:   Создание условий для развития детской любознательности, познавательной активности и инициативности Формирование навыков осознанного чтения Формирование навыков при...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Жизнь и творчество С.Я Маршака"

Конспект урока предназначен для проведения урока литературного чтения во 2 классе...

Разработка урока литературного чтения по теме: "Весна в творчестве С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». "

В методической разработке дан подробный план проведения урока литературного чтения с указанием целей урока и его этапов. На уроке использованы современные приемы  - синквейн, рефлексия эмоциональ...

Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."

Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие  речевых  умений и творческих способностей. Урок способствует развит...

Кроссворд на тему "Творчество С.Я.Маршака"

В основу кроссворда вошли названия стихов и имена персонажей стихов С.Я.Маршака...

Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака

Цели:1.Углубление представлений о жизни и творческой деятельности известного писателя и переводчика     С.Я. Маршака.2.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака3.При...

Разработка бинарного урока. Литературная игра "Крестики-нолики" по творчеству С.Я.Маршака для 4 класса.

Литературная игра "Крестики-нолики" по творчеству С.Я.Маршака. Бинарный урок литературного чтения предназначен для учащихся 4 классов....