Чтение как основной метапредметный результат
статья по чтению на тему

Князева Татьяна Владиславовна

Информационная памятка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_uchastnikov.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение как основной метапредметный результат

Цель семинара: повышение компетентностей педагогов в области применения эффективных приемов развития навыка чтения в современных условиях обучения.

Задачи: 

1) расширение знаний о чтении как основном образовательном результате;

2) приобретение практического опыта в применении эффективных приемов развития навыка чтения.

План.

  1. Об актуальности проблемы формирования навыка чтения в 21 веке.
  2. Навык чтения в современной методике. (Прием ключевых понятий).
  3. Чтение и ФГОСы.
  4. Практическая работа (применение приемов на предметном материале).

Видеосюжет. 

Как научить детей читать?  В основе актуальности нашего  семинара - ряд противоречий, с одной стороны, в условиях информационной загруженности возрастает необходимость много читать, а наши дети демонстрирует отсутствие интереса к процессу чтения; очевидна необходимость в системной работе каждого учителя-предметника над чтением из класса в класс,  на каждом занятии, урочном или внеурочном (неважно), но, к сожалению, с другой стороны, педагогические условия, в которых формируется этот навык несовершенны (несовременны, неэффективны).  

Чтение – цель любой разумной системы образования (по мнению Мортимера Адлера, философа и педагога 20 века). ЧТЕНИЕ – одна из важнейших целевых установок каждого учителя. Навык чтения  - автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому (современная методика).

В соответствии с ФГОС на уровне НОО навык чтения формируется через работу с текстом, закладываются фундаментальные качественные характеристики: правильность, беглость, осознанность, выразительность; а на уровне ООО – учим стратегиям смыслового чтения (Асмолов, Володарский: УУД, связанные с умениями осмысления цели чтения, выбора вида чтения, извлечения необходимой информации из текстов разных жанров и типов, определения основной и второстепенной информации, формулирования проблемы и идей текста, выражения оценки информации). Навык смыслового чтения – необходимое условие освоения основного образования. Механизмы развития стратегий смыслового чтения описаны в пособии Н.Н. Сметанниковой. На  уровне СОО продолжается работа над развитием смыслового чтения, более конкретно на предметном уровне - сегодня для образовательных организаций актуальна разработка и реализация междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения».

Если выпускник НОО по завершению начальной школы испытывает определенные трудности с навыком чтения, то это скажется на качестве усвоения содержания ООП ООО, на качестве развитии стратегий смыслового чтения. Таких детей нельзя оставлять без внимания (их видно: это молчуны,  или, напротив, нарушители дисциплины, по 10 раз спрашивающие об одном и том же и т.п. – неуспешные дети), проблемы будут расти, как снежный ком, в силах каждого учителя работать и применять самые простые, но эффективные приемы, работающие на ликвидацию тех или иных затруднений.

Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого.   Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

1. Искажение звукобуквенного состава (пропуски, замена, искажение букв, слогов, слов).

2. Наличие повторов.

3. Нарушение норм литературного произношения.

Причины:

1) малое поле зрения при чтении;

2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

З) нехватка дыхания;

4) незнание орфоэпических норм;

5) незнание лексического значения слова;

6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.

Многие приемы решают несколько задач одновременно (дыхательная гимнастика, артикуляционные зарядки направлены и на развитие выразительности, расширение поля зрения эффективно работает и на беглость чтения, словарная работа важна для осознания прочитанного)

Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:

1) ежедневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, заучивание наизусть стихов и прозы).

2) Предупреждение ошибок чтения:

  1. подготовка к чтению,
  2. вводная беседа,
  3. работа с разрезной азбукой (1 класс),
  4. разбор трудного слова по составу,
  5. хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение 

«про себя», образцовое чтение учителя.

Беглость чтения. Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи:

  1. развитие оперативной памяти;
  2. развитие периферического зрения (угла зрения);
  3. развитие умения антиципации памяти;
  4. формирование устойчивого внимания;
  5. предупреждение повторов при чтении;
  6. пополнение словарного запаса ученика;
  7. развитие артикуляционного аппарата.

Динамическое чтение (или чтение блоками) – это возможность читать много и быстро, отсекать второстепенную инфо, и, так как чтение – сложный психофизиологический процесс, это еще и возможность бережливого отношения к ресурсам зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов (позволяет избегать повторов, рецепции, регрессии, возвратных движений глаз)

Поле зрения - Оперативное поле – широкое поле одновременного восприятия, но не поле видения – видит ребёнок достаточно широко, целиком страницу, но одновременно за одну фиксацию его взгляда не воспринимает её содержание.

Начинать работу по развитию оперативного поля у детей надо с гимнастики для глаз.  Её введение можно начать ещё при обучении грамоте.  Время проведения 1-2 минуты, т.е. 2-3 упражнения за занятие.        

Информированный человек - быстро читающий человек.  Век информационных технологий наступил давно, при этом мощности компьютеров увеличиваются постоянно, а ресурсы человеческого мозга по-прежнему используются лишь в незначительной степени. Сегодня развивать свои способности  - это не сколько желание, сколько необходимость, продиктованная временем. Как не потеряться в потоке информации? Как научиться быстро и качественно обрабатывать информацию. Нужно работать над скоростью, вниманием и памятью.

Приемы.

Упражнения на расширение поля зрения.

Таблицы Шультэ

При движении взгляда наибольшая острота зрения возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно расширить, например, при регулярном использовании таблиц Шульте. Работа с таблицей Шульте развивает объемное (параллельное, а не последовательное) внимание, когда символы, находящиеся в поле зрения, воспринимаются одновременно, а не пересчитываются последовательно. Главное – не отыскать цифры, главное – при взгляде в центр таблицы видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и правую, нижние левую и правую цифры.

Тренировка угла зрения

  1. Очищает сознание от посторонних мыслей
  2. Четко определяет цель чтения. Часть ответа уже должно быть как бы определено, останется лишь чуть чуть - и это чуть чуть нужно найти в литературе.
  3. Следует правильно выбрать источник информации. Читаемый материал должен быть по-плечу. Не слишком сложными и не слишком простым.
  4. В режиме чтения Зиг-Загом сканируются текстовый материал и как только найдена нужная информация, читатель переходит на углубленное чтение.

Осознанное чтение.

Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного.

Способность к пониманию читаемого развивается у детей постепенно, в процессе всей учебно-познавательной работы, одновременно с накоплением знаний, жизненного опыта и развитием логического мышления.

Работа над развитием логического мышления на уроках чтения состоит главным образом в знакомстве детей с новыми для них понятиями и в установлении различных связей между ними.

Связь знаний, полученных детьми при чтении, с жизненным опытом, является одним из способов, способствующих формированию сознательного чтения.

Необходимо:

  1. беседа по прочитанному;
  2. работа над планом прочитанного произведения;
  3. различные виды словарной работы;
  4. творческий пересказ;
  5. работа с деформированными текстами и
  6. неоконченными рассказами.

Приемы словарной работы:

  1. Демонстрация предмета или изображения его на картине.
  2. Экскурсия с целью наблюдения этого предмета.
  3. Рассказ учителя о предмете, явлении.
  4. Полное логическое определение понятия.
  5. Описание предмета.
  6. Подведение частного понятия под общее. (Антилопа – животное из породы оленей.)
  7. Расчленение общего понятия на частные (Сельскохозяйственные орудия – сеялки, бороны.)
  8. Обращение к составу слова.
  9. Обращение к контексту.  Среди неизвестных детям слов есть такие, которые, отдельно взятые, непонятны детям, но смысл их в контексте становится ясным.

Выразительность чтения.

Большое значение имеет правильно поставленное обучение выразительному чтению. Читать выразительно самому и учить выразительно читать детей – не одно и тоже. Методика обучения выразительному чтению основана на принципе: читать – значит проникать в смысл произведения, в образ слова.

Средствами речевой выразительности являются следующие компоненты звучащей речи:
-сила голоса (громко – тихо);

-темп чтения;

-тембр чтения;

-паузы;

-логическое ударение;

-повышение или понижение интонации.

ПРИЕМЫ:

  • Дыхательная гимнастика.
  • Разноголосое чтение.  («Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока»).
  • Упражнения на развитие голосового аппарата.  (Произносим
  • громко, тихо, шепотом).
  • Отработка темпа чтения.  (Произносим быстро, умеренно, медленно).
  • Упражнения на дикцию.  (Скороговорки, чистоговорки).
  • Приём подражания учителю.

Заключение

По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся определили  фактор №1 –  чтение. Чтение является самым важным фактором, влияющим на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете" Оценка метапредметных результатов в основной школе: смысловое чтение".

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательск...

Совершенствование профессиональных компетентностей педагога на основе применения смыслового чтения как средства формирования метапредметных результатов освоения основной образовательной программы

Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского ...

Формирование основных метапредметных результатов: чтение и понимание текста (читательская грамотность) через проектно-исследовательскую деятельность.

В статье освещены особенности формирования читательской грамотности младших школьников через проект класса "Дневник читательских удивлений", исследовательскую работу с публицистическими текс...

Формирование смыслового чтения как обязательного компонента метапредметных результатов освоения основной образовательной программы

Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, силь...

Формирование умения смыслового чтения как основного метапредметного результата обучения

Мы живем в 21 веке-веке высоких информационных технологий. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков.Наше общество стало информационным. Произ...

"Мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения учащимися основной образовательной программы"

Для достижения целей и реализации задач пользовалась программой, составленной на основе методического пособия Жульковой Н.В. «Мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения уча...