Главные вкладки

    Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Стихи В.Д. Берестова"
    методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

    Захарова Светлана Александровна

    Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Стихи В.Д. Берестова"


    Цель: - расширить знания учащихся о творчестве В.Д. Берестова;
    - продолжить работу над совершенствованием техники чтения;
    - формировать устойчивый интерес к чтению;
    - развивать речь, память и умение работать с текстом;
    - воспитывать нравственные качества: любовь к живому, бережное отношение к природе.

    Оборудование:  - портрет и выставка книг В.Д. Берестова;
    - учебник В.Г. Горецкий «Русская азбука»
    -произведения В.Д. Берестова «Прощание с другом».
    - карточки с буквами З, И, П, Р, С, Ю;
    - карточки с текстом  к стихотворению «Прощание с другом».
    - иллюстрация к стихотворению «Прощание с другом».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Урок обучения грамоте122.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Стихи В.Д. Берестова"


    Цель: - расширить знания учащихся о творчестве В.Д. Берестова;
    - продолжить работу над совершенствованием техники чтения;
    - формировать устойчивый интерес к чтению;
    - развивать речь, память и умение работать с текстом;
    - воспитывать нравственные качества: любовь к живому, бережное отношение к природе.

    Оборудование:  - портрет и выставка книг В.Д. Берестова;
    - учебник В.Г. Горецкий «Русская азбука»
    -произведения В.Д. Берестова «Прощание с другом».
    - карточки с буквами З, И, П, Р, С, Ю;
    - карточки с текстом  к стихотворению «Прощание с другом».
    - иллюстрация к стихотворению «Прощание с другом».

    Ход урока.

    1.Организация урока.

    Громко прозвенел звонок - начинается урок.
    Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться,  
    Работаем старательно, слушаем внимательно.

    2.Постановка целей и задач урока.
     Учитель: Как хорошо уметь читать!
    Ученик 1. Не надо к маме приставать,
    Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!»
    Ученик 2.  Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай ещё страницу!»
    Хором:  Не надо звать, не надо ждать, а можно взять и почитать!
    Учитель: Кто написал эти замечательные стихи, которые мы уже знаем наизусть?
    Дети: Валентин Дмитриевич Берестов.
    Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним раннее изученные стихотворения В.Д. Берестова  и познакомимся с новыми его произведениями. А так же продолжим учиться читать правильно, выразительно и бегло.

    3.Повторение изученного. Поэтическая разминка.
    Учитель: Для того  чтобы научиться читать,  мы выучили все буквы.
    В изучении букв нам помогали стихи В. Д. Берестова. Вспомним эти стихи.

    Дети читают изученные стихотворения, а в руках карточки, на которых написаны первые буквы из названия стихотворения.

    Ученик 3.

    Занят заклинатель змей               
    Звонкой музыкой своей.                                        
    А под музыку, друзья,
    Затанцует и змея.

    З

    Ученик 4. 

    Ивы.
    - Почему вы так красивы?
    - Потому, - шепнули ивы,-
    Что стоим мы над рекой,              
    Над красивою такой.

    И

    Ученик 5.

     Петушки.
    Петушки распетушились,
    Но подраться не решились.
    Если очень петушиться,                   
    Можно пёрышек лишиться,
    Если пёрышек лишиться,
    Нечем будет петушиться.

    П

    Ученик 6 и 7. 

     Робот.
    Это чей там слышен топот?
    На работу вышел робот.                  
    Мышцы металлические,                    
    Мышцы электрические.

    Робот рыбок наблюдает,
      Дно морское изучает                          
    - На экран взгляни, матрос!
    Я ракушками оброс!

    Р

     

     

    Р

     

    Ученик 8.

    Слон.
    Слон – москвич, в столицу он
    Был слонёнком привезён                        
    Из соседней из страны,
    Той, где водятся слоны!

    С

    Ученик 9. 

    Куклы вальс танцуют старый.
    Льются звуки, вьются пары.
    А юла, юла, юла                                     
    Пары так и не нашла.
    Кто с юлой подружится,
    Тот совсем закружится.

     Ю

     Учитель. Спасибо чтецам. Ребята,  переставьте  буквы так, чтобы   получилось слово.
     
    Дети: Сюрприз.
     Учитель: Молодцы! Вас сегодня в конце урока ожидает сюрприз- подарок.
                      А мы продолжаем свой урок тренировочными упражнениями.

    4. Тренировочные упражнения.

    Учитель: Для того чтобы правильно и быстро читать, нужно глубоко и ровно научиться дышать.
    1)
    Работа над дыханием.
    У вас на столах лежат воздушные шарики. Надо надуть эти шарик. (Дети надувают шары.)
    - Закончили упражнение. Сдуйте шарики и положите на парту.

    2) Работаем над слитным чтением слогов и слов.
    Запись на доске:
    Ой –бой – мой – мог
    Ом- сом – лом – том
    Он – сон – кон – тон
    Ос  - ост -  сто -  дос
    От  - лот – пот - мот

    - прочитаем хором, напевно в умеренно темпе;
    - индивидуальное чтение с четким проговариванием (2-3 человека)
    – бинарное чтение ( 2 человека одновременно читают с ускорением)

    3) Развиваем оперативное поле зрение – чтение словесной пирамиды.

    http://festival.1september.ru/articles/550671/img1.jpg

    - прочитаем слова без пауз – хором.
    - чтение с ускорением целыми словами.
    Учитель:    Запомните эти слова. Они вам встретятся в  новом тексте.
    Мы читали слоги, из них составляются слова, а из слов, что можно составить?
    Дети: Предложения.
    Учитель: Правильно.
    4) работаем над дикцией  и памятью (интонационная разминка)
    -прочитаем медленно, хором, проговаривая выделенные звуки:

    Выпускаем цветные шары.
    Пусть летят они
    выше горы,
    Выше крыши и выше луны.
    И
    вернуться назад с вышины.

    - прочитать стихотворение с ударением  в каждой строчке на первое слово.

    Выпускаем цветные шары.
    Пусть летят они выше горы,
    Выше крыши и выше луны.
    И вернуться назад с вышины.

    - прочитать стихотворение с ударением  в каждой строчке на третье слово.

    Выпускаем цветные шары.
    Пусть летят
    они выше горы,
    Выше крыши и выше луны.
    И
    вернуться назад с вышины

    -быстрое проговаривание (в темпе скороговорки)
    - закроем глазки и повторим наизусть стихотворение
    Учитель: Произведения, какого автора помогли нам сделать разминку? 
    Дети: Помогли нам стихи В.Д. Берестова.

    5. Физкультминутка.

    6. Знакомство с творчеством В.Д. Берестова и новым произведением «Прощание с другом».

    Учитель: Во время разминки мы вспомнили известные произведения В.Д. Берестова. Эти и многие другие стихи вы можете прочитать в книгах, которые представлены у нас на выставке.

    1) Биография В.Д. Берестова
    Валентин Берестов
     родился 1 апреля 1928 году в маленьком городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя. Читать маленький Валентин научился в 4 года. И первые свои стихи писал уже в школе. Это были дразнилки на одноклассников. За это мальчишки били его, но Валентин не перестал писать, он просто новые стихи записывал в тетрадь и хранил в тайнике. В 14 лет поэт показал свою заветную тетрадочку Корнею Ивановичу Чуковскому, стихи ему понравились. Став взрослым, Берестов окончил университет и пытался писать для взрослых. Но дочь Марина вдохновила его писать стихи и сказки для детей. Так Валентин Берестов стал детским писателем. Он пишет про детей и для детей.  1  апреля 2008 года замечательному поэту исполнилось бы  80 лет, поэтому  2008 год Литературный центр им. В.Д. Берестова Российской  государственной детской библиотеки объявляет годом Валентина Берестова.
    Сейчас мы с вами познакомимся с новым произведением.
    2)  Проблемная ситуация. Моделирование сюжета.

    Учитель: Прочитайте название стихотворения:

    «Прощание с другом»                                   

    Учитель: Можно ли по названию определить, о каком друге написано в произведении.
    Дети: Высказывают своё мнение.
    Учитель: Прочитайте первые строчки стихотворения

         Он сбежал у меня на глазах.
         Я его провожаю в слезах.

    Учитель: Какое настроение и чувства у вас возникли после прочтения этих строк?
    Дети: Высказывают своё мнение.
    Учитель: - Стало ли понятно, кто сбежал и кого провожает герой произведения?
    - Давайте прочитаем
    последние две строчки.    

         И в колючей траве он исчез,
         И в дремучий отправился лес.

    - Какое слово в тексте может нам подсказать о ком это стихотворение.

    Дети: Слово колючий. Может это ёж.

    Учитель: Предположим, что это ёж. А почему он сбежал? Может нам поможет иллюстрация.

    http://festival.1september.ru/articles/550671/img2.jpg

    - Из иллюстрации мы видим, что это  точно  ёж. А почему он сбежал? Может быть мальчик плохо обращался с ним?
    Вывод: Чтобы ответить на все наши вопросы нужно прочитать всё стихотворение.
    3) Первичное знакомство с текстом.
     Учитель читает стихотворение наизусть, держа в руках  игрушку ежика.
    Учитель: Понравилось вам стихотворение?
    Обижал ли мальчик ежика?
    4) Работа по учебнику и анализ текста.
    Учитель: Откройте учебники на странице 236. Прочитаем это стихотворение «цепочкой» по две строчки. Попытаемся ответить на вопрос:
    - Как жилось ёжику у мальчика?
    Ученики   читают   и отвечают на вопрос, подтверждая словами из текста.

    Дети: Мы с ежом замечательно жили,
              Уважали друг дружку, дружили.

    Учитель: Найдите и прочитайте описание ёжика, что он любил, что не любил.

    Дети: Позволял он потрогать брюшко.
                Он с ладошки лизал молоко.
               У него была милая рожица.
               Не любил он колоться и ёжиться.

    Учитель: Почему же всё-таки ёжик ушёл? Как вы считаете?  Начните свой ответ со слов: «Я считаю…
    - Понимал мальчик, что ежу лучше жить на воле?  Кто сможет подтвердить словами из текста.
    Дети: Проводил я его до околицы.
    Учитель: Кто знает, что такое околица?
    Словарная работа. 

    Околица – это край деревни. 
    Последний дом на улице в деревне.

    Учитель: Какой можно сделать вывод, где лучше жить животным?
    Дети: Животным лучше жить на воле, как бы хорошо за ними не ухаживали.
    Учитель: Мальчик поступил как настоящий друг. И видно, что он с любовью и пониманием относится к животным.
    Валентин Берестов сам всегда ко всем относился с любовью и старался детям в своих стихах объяснить, что любить нужно всех и все живое на земле без особых причин. В заключение нашего урока послушаем стихотворение В.Берестова «Любили тебя без особых причин».
    Стихотворение читает подготовленный ученик.

    Ученик 10.  Любили тебя без особых причин
                           За то, что ты – внук,
                           За то, что ты – сын,
                           За то, что малыш,
                           За то, что растёшь,
                           За то, что на папу и маму похож.
                           И эта любовь до конца твоих дней
                           Останется тайной опорой твоей.

    7. Итог урока.
    Учитель: Вспомните, сколько исполнилось бы в этом 2008 году В.  Берестову?
    Дети: Исполнилось бы 80 лет и этот год объявлен годом Валентина Берестова.
    Учитель: Захотелось ли вам прочитать другие произведения В. Берестова?
    Дети: Да!
    Учитель: Вот вам и обещанный сюрприз. Каждый из вас получает книжку- малышку сделанную руками  старших школьников со стихами В.Д. Берестова. Получайте подарок, читайте и запоминайте стихи замечательного поэта Валентина Дмитриевича Берестова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока обучения грамоте 1 класс

    На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

    Урок обучения грамоте 1 класс Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий Тема: Буква «Я,я» и ее звуковое наполнение.

    Урок обучения грамоте 1 классУчебник «Азбука» В.Г. ГорецкийУрок обучения грамоте сочетает в себе игровые формы работы с дифференцированными заданиями для групп учащихся с разным уровнем подготов...

    Урок обучения грамоте 1 класс ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока: А.Л. Барто. Стихотворение «Помощница»

    Цель урока:           1.Познакомить учащихся с творчеством А.Л. Барто...

    Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "

    Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...

    Урок обучение грамоте. 1 класс ПНШ. Тема урока. Звуки [п] [п´] и буквы П п.

    Цель урока:Познакомить учащихся с буквами П,п и  звуками [п] [п´], учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости....

    Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»

    Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...

    Урок обучения грамоте. 1 класс. Система РО Эльконина-Давыдова. (урок постановки и решения учебной задачи)

    Тема: « Обозначение звука [й* ] с помощью разделительного ь знака»Цель: продолжить изучение способа обозначения звука [й*] в позиции – после согласного перед гласным.Задачи: формирование УУД. Познават...