Конспект урока “Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Шаимова Полина Марселевна

Тема: “Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”

Цели: познакомить с новой главой учебника, с новым автором, начать изучать новое произведение;

Планируемые результаты:

  • Личностные: видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
  • Предметные: познакомятся с новым автором, произведением.

Оборудование: учебник Чуракова Н. А. «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, презентация, карточки с заданиями;

Тип урока: открытие нового знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_litra_nils_i_dikie_gusi.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”

Цели: познакомить с новой главой учебника, с новым автором, начать изучать новое произведение;

Планируемые результаты:

  • Личностные: видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
  • Предметные: познакомятся с новым автором, произведением.

Оборудование: учебник Чуракова Н. А. «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, презентация, карточки с заданиями;

Тип урока: открытие нового знания.


Этапы урока

Методы, приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный, беседа

0.5

Здравствуйте, садитесь.

Приветствовать учителя

Р.- Умение организовать себя и своё рабочее место

Мотивационный

Словесный, беседа

2

Посмотрите на цитату:«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Как вы думаете, о чем она? Из какого произведения она взята? (Антуан де Сент-Экзюпери, Маленький принц)

Работать с высказыванием, предполагать смысл его значения

Л.-самоопределение

Л.-смыслообразование

Постановка учебной задачи

Практический, работа с учебником

Словесный, беседа

4

Сегодня мы с вами начнем изучать новый раздел учебника. Откройте содержание, чтобы посмотреть, как он называется. Как вы думаете, что это за особое зрение? Чем оно отличается от обычного зрения, и что позволяет видеть? (Зрение, которое позволяет увидеть что-то в человеке, чего с первого взгляда не заметишь, например, его душевные качества) Если в этой главе нам предстоит узнать, что помогает человеку стать человеком, то получается, не каждый из нас человек? А как вы думаете, что значит стать человеком? (Человека определяют его поступки. И если вы совершаете поступки плохие, недостойные человека, то и вас нельзя будет назвать человеком) Посмотрите на произведения, с которыми вам предстоит работать. Обратите внимание, что их всего два, но они достаточно объемные.

Давайте поставим цели на урок.

  • Узнать, что за особо зрение
  • Узнать, что человека делает человеком
  • Познакомиться с новым автором
  • Познакомиться с новым произведением

Осмысливать название главы, предполагать ее содержание

Ставить цели на урок

Р. - Принимать и сохранять учебную задачу

Решение частных учебных задач

Словесный, беседа

Практический, упражнение

Практический, работа с учебником

Словесный, чтение учителя

Словесный, беседа

Физминутка

Наглядный, демонстрация

Словесный, беседа

Практический, упражнение

32

Вы были правы, сейчас нам действительно предстоит знакомство с новым автором. Сейчас я предлагаю вам познакомиться с биографией Сельмы Лагерлёф. Вам необходимо прочитать текст, а затем ответить на вопросы. Для этого у вас на столах есть карточки. Задание выполняйте в парах.

Биография

Сельма Лагерлёф – писательница родилась 20 ноября 1858 года в Швеции в маленьком городке Вермланд в офицерской семье.

Детство Сельмы прошло в окружении сказок и легенд родной бабушки, которая ее воспитывала. Девочка была очень примерной ученицей, любила читать и сочинять свои первые стихи.

Лагерлёф закончила Королевскую высшую Стокгольмскую педагогическую академию и получила должность учителя в женской школе. Здесь начинается ее активное творчество.

Свой первый роман Сельма отправляет на конкурс и получает премию.

Преподавательская деятельность уходит на второй план ее жизни, а вскоре писательница и вовсе погружается в литературный мир, и уходит с работы.

Самое популярная детская книга – «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Впервые была издана в 1906 году.

В 1909 году Сельма Лагерлёф стала обладателем Нобелевской премии по литературе за написание ярких, глубоких и проникновенных произведений, но в начале Отечественной войны передала ее в Шведский национальный фонд по оказанию помощи Финляндии. Лагерлёф имела очень добрый, смелый и решительный характер.

16 марта 1940 года популярной всему миру писательницы не стало

Вопросы

  1. В какой период жизни писательница начинает активно работать над своими произведениями? (В тот период, когда получает должность учителя в женской гимназии)
  2. Почему Сельма оставляет работу учителя?(Потому что решает посвятить себя литературе)
  3. Какую премию писательница пожертвовала в фонд оказания помощи Финляндии? (Нобелевскую)
  4. За что Лагерлёф была присуждена Нобелевская премия?(За написание ярких, глубоких и проникновенных произведений)
  5. Кто привил Сельме любовь к литературе? (Бабушка, которая ее воспитывала)
  6. Какое высшее учебное заведение окончила писательница? (Королевскую высшую Стокгольмскую педагогическую академию)
  7. В каком году была издана самая популярная детская книга писательницы?

Давайте проверим ваши ответы, кто готов, поднимайте руку.

Откройте учебник на странице 44. Посмотрите, с каким произведением мы будем сегодня работать. Как вы думаете, о чем оно?

Сейчас я буду читать текст произведения вслух. Ваша задача следить и слушать, в любой момент я могу остановиться и попросить кого-то из вас продолжить чтение.

Остановка на 46 станице. Как вы думаете, был Нильс хорошим учеником? Почему? Назовите месяц, во время которого происходят события. Приведите примеры из текста. Кто же открыл сундук?

Остановка на 49 странице. Что же случилось с Нильсом? Жалко ли вам Нильса? А может, гном прав, и Нильс получил по заслугам?

Физминутка

Остановка на 54 странице. Прочитайте вопросы про себя и обсудите их в парах. Как бы вы ответили на них? А можно ли назвать Нильса храбрым? Ведь он посмел задирать гнома, хотя знал, что те всемогущи. Найдите в тексте доказательство того, что гномы обладали большой силой. И даже после того, как Нильс уменьшился, он все еще был грозен с котом. Не смотря на все это, было ли Нильсу страшно? Найдите доказательство своего ответа в тексте.

Предлагаю посмотреть вам фрагмент мультфильма, который был создан по произведению Сельмы Лагерлёф. (просмотр фрагмента, который в учебнике назодится на 54-55 страницах).

Как вы думаете, обрадуется ли Мартин, когда обнаружит Нильса? Будет ли у них много приключений? Есть ли у Нильса черты характера, которые помогут ему в трудных ситуациях? Почему Нильс бросился за Мартином, чтобы не дать ему улететь? Доказывает ли этот поступок его храбрость?

Сейчас для того, чтобы еще раз проверить, как вы внимательно следили за чтением, я предлагаю вам заполнить кроссворд. Работайте в группах.

Вопросы

  1. Место, где мать хранила все свои драгоценности (сундук)
  2. Фамилия Нильса (Хольгерсон)
  3. Этот предмет весел на стене и принадлежал отцу. Увидь его у Нильса, мальчишки бы лопнули от зависти. (ружье)
  4. Сколько лет Нильсу? (двенадцать)
  5. В какой день недели родители Нильса собрались на ярмарку? (воскресенье)
  6. Во время какого месяца происходили события? (март)
  7. Кто попался в сачок Нильса? (гном)
  8. Что предлагал гном в обмен на свою свободу?

Давайте проверим ваши ответы, по одному человеку из группы по очереди выходите и вписывайте ответы в ячейки на доске.

Работать в парах, изучать биографию писательницы, отвечать на вопросы

Проверять задание

Слушать чтение, следить за текстом, отвечать на вопросы

Просматривать фрагмент

Анализировать фрагмент

Работать в группах

Заполнять кроссворд

Проверять задание

К.- Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе

П. – осмысленно читают художественный текст

П. – строят речевое высказывание

К.- Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе

К. - Аргументация своего мнения и позиции.

К. - Учет разных мнений

Рефлексия

Итоги урока

Контроль полученных знаний.

Рефлексия

7

Наш урок подходит к концу, поэтому пора подвести итоги. С каким автором вы сегодня познакомились? Какое его произведение начали читать? Посмотрите еще раз на название главы учебника. Можете ли вы предположить, что будет происходить с Нильсом дальше?

И в завершении урока проведем небольшой самоанализ работы на уроке. Для этого каждый по цепочке дополняет одно из предложений на слайде:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Теперь я могу…

6. У меня получилось …

7. Я научился…

8. Я приобрел…

На этом урок окончен.

Отвечать на вопросы, подводить итоги

Проводить самоанализ работы на уроке

П.- Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л.-Самооценка

П. – строят речевое высказывание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по книге С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"

Фотоотчёт по игре + презентаци + методическая разработка по книге С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"...

Урок внеклассного чтения. С. Лагерлёф «ЧУДЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ»

Материал для проведения урока внеклассного чтения в 4-ом классе....

Занятие кружка "Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями». Цели: Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии ...

Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.   4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана приро...

Игра-квест Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Урок по литературному чтению 4 класс ПНШ. Игра-квест сельма Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"...

Технологическая карта урока литературного чтения "С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (УМК "Перспективная начальная школа, 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»Задачи урока:Дидактические:Познакомить со сведениями...

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой....