Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
методическая разработка по чтению (3 класс)

Филатова Лидия Ивановна

Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

Тема урока: С. Лагерлёф  «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Цель: создать условия для понимания сказочной повести С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Задачи: 1.Формировать умения учащихся анализировать художественное произведение, определяя основную мысль.

2. Учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на вопросы;

3. Способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся: умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям.

4.Развивать творческие способности, навыки работы в группе;

5. Воспитывать активную личностную позицию учащихся.

1. Орг.момент. 

Я приветствую всех гостей нашего урока. Ребята, повернитесь к гостям и подарите сердечки и улыбки. (В воздухе рисуют сердечки и «сдувают их с ладошек»).

- Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то  из нашего класса. Те, кого я назову,  помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете на мое приветствие. Попробуем?

- доброе утро всем девочкам!

- доброе утро всем мальчикам!...

- Доброе утро всем, кто любит конфеты!...

- Доброе утро всем, кто хочет больше узнать нового сегодня на нашем уроке!..

2. Разминка.

Речевая. Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага. Прочтите скороговорку сначала медленно, затем быстро, ещё быстрее.

На дыхание. Зима – это чистый зимний воздух. Делаем глубокий вдох, затем выдох.(3раза)

На интонацию.Повторяем: Зима? Зима! Зима? Зима! Зима? Зима! Зима-а-а. Зима. Ух, ты…зима-а-а. Мы рады зиме! Ура! Зима!

3. Проверка домашнего задания. Чем вы занимались дома, готовясь к уроку чтения?

- показ рисунка и зачитывание сюжета ( зачитывание сюжета с обратной стороны рисунка) (4 человека)

- Дети, как вы думаете, что можно сделать с нашими иллюстрациями к повести-сказке? (Оформить книгу.) Это нам и предстоит сделать дома. К этому заданию вы должны подойти творчески. (Обложка должна быть яркой, красочной, содержательной.) Самый лучший рисунок будет обложкой нашей  книги.

4. Целеполагание и мотивация- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке? Слова на доске: анализировать ЧТО?

Мы продолжим работу над сказочной повестью.

Давайте вспомним, кто автор этой замечательной сказочной повести.

Иващенко Юра напомнит нам.

А вы хотите узнать, при каких обстоятельствах была создана эта книга?

Милаев Иван расскажет нам об этом.

5.  Актуализация знаний учащихся.

- Как называется раздел, по которому мы с вами работаем?

Итак, вспоминаем начало сказочной повести- Кто главный герой?

Где происходит действие сказочной повести? Что вы знаете о Швеции.

Показ картинки

((Швеция — государство в Северной Европе, расположенное в восточной и южной части Скандинавского полуострова Глава государства — король, осуществляет представительские полномочия. Карл XVI Густав)

А куда летели гуси? В Лапландию.

Показываю карту . Это северная часть Скандинавского полуострова: Норвегии, Швеции, Финляндии и Мурманской области. Море в этом месте не замерзает, так как теплое Североатлантическое течение доносит сюда свои теплые воды, поэтому гуси здесь прекрасно зимуют.

  СЛАЙД № 1. Картинный план

СЛАЙД № 2. Соедините

- Что случилось с мальчиком Нильсом Хольгерсоном: что он потерял и что приобрёл?

-Прочитайте, кто из обитателей двора пострадал от Нильса. С.44

А какие устойчивые выражения из текста характеризуют Нильса?
СЛАДУ С НИМ НЕ БЫЛО     СЧИТАЛ ВОРОН ЛОВИЛ ДВОЙКИ

А) РАБОТА В ГРУППАХ

1 группа - Найдите в тексте описание диких гусей. Как внешне выглядят они.  И Акка, в том числе.

- Так почему они испытывают чувство превосходства по отношению к домашним гусям?

2  группа Чтение по ролям.

По ролям прочитаем отрывок. Где Мартин стал сдавать. ( Гуси – 3 человека, Акка, слова автора)

3 группа Что подразумевал Нильс, когда сказал : « До сегодняшнего дня я был человеком»? Имеет ли выражение «быть человеком» и прямое, и переносное значения?

Что имел в виду Мартин, когла сказал Акке про Нильса: «Его и человеком-то не назовешь»

4 группа  Перед вами предложения. Поставьте их в правильном порядке.

Дети: “Ты первый человек, от которого мы видели добро…”

Учитель: Только вдумайтесь в эти слова, дети! В ваших руках будущее планеты.

Знайте, прогресс цивилизации оплачен потерями природы: унылые пустыри, отравлены многие тысячи рек и озер, исчезли сотни видов растений и животных. Долг человека – защищать все живое.

А в нашем посёлке как люди заботятся о природе?

Дети: сажают деревья, цветы, подкармливают птиц.

6.Физминутка. Шведская народная музыка Движения в танце

7. Систематизация и обобщение знаний и умений. Закрепление и применение учебного материала.

Учитель: Вернемся к названию сказочной повести. Помните, мы говорили, что в названии очень часто содержится идея произведения?

Почему именно с дикими гусями суждено было отправиться в путешествие Нильсу?

Дети: Сам был дикарь.

Учитель: Почему автор говорит : “ Чудесное путешествие” ? Ведь на самом деле это был опасный путь.

Дети: Путешествие – это жизненный путь. Все мы путешествуем по жизни. Произошло настоящее чудо в жизни Нильса .Он получил шанс учится у природы ее простоте и мудрости, сумел “прижиться” в непривычной обстановке.

– Стал человеком, настоящим человеком: заботливым, чутким, сильным, храбрым, хорошим другом. Ведь в этом и заключатся смысл человеческой жизни.

Власенко Маша расскажет нам эпизод сказочной повести

Учитель: Какова же главная мысль сказочной повести Сельмы Лагерлеф? Что она хотела объяснить читателям? Чему хотела научить своих читателей?

– Сельма Лагерлеф хотела, чтобы люди задумались над тем, что такое настоящая доброта и настоящая любовь, берегли природу, чтобы самим не оказаться путешественниками в пустынном мире, а использовать это время во благо расцветания природы.

На с.60 прочитайте слова Акки (внизу)

Учитель: надо любить все живое на Земле, идти к нему с добром, тогда тебе отплатят тем же.

А давайте вспомним золотое правило нравственности.

СЛАЙД № 3.  Соедините слова, чтобы получилось предложение.

Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

8. Проверка уровня обученности.

Предлагаю составить синквейн по теме урока. Предлагаю «Нильс», «Мартин», «Акка», «Смирре».

9.  Домашнее задание сочинение на тему: «Хотелось бы тебе подружиться с Нильсом. Почему?»

10. Рефлексия. Какова же главная мысль сказочной повести Сельмы Лагерлеф? Что она хотела объяснить читателям?

Учитель: Вы отметили много изменений в нравственных качествах Нильса. А какие из них  вы считаете самыми важными? А какими обладаете вы?

Дети: Смог доказать окружающим и себе самому, что он может быть другим. Мы увидели, что Нильс готов прийти на помощь, даже жертвуя собой. Он способен заботиться о других: например, готовность возиться с гусятами, учить их, гулять с ними.

Учитель:, Спасибо, ребята, за вдумчивую и внимательную работу на уроке. Постарайтесь те нравственные положительные  качества, которые мы увидели в Нильсе, развивать и в себе.

Оцените свою работу  на уроке и работу одноклассников

1. Что вы теперь знаете, чего не знали раньше?

2. Что вы теперь умеете, чего не умели раньше?

3. Что вы теперь будете делать, чего не делали раньше?

А теперь на большом пальчике левой руки нарисуйте своё настроение !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по книге С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"

Фотоотчёт по игре + презентаци + методическая разработка по книге С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"...

Урок внеклассного чтения. С. Лагерлёф «ЧУДЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ»

Материал для проведения урока внеклассного чтения в 4-ом классе....

Занятие кружка "Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями». Цели: Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии ...

Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.   4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана приро...

Игра-квест Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Урок по литературному чтению 4 класс ПНШ. Игра-квест сельма Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"...

Конспект урока “Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тема: “Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”Цели: познакомить с новой главой учебника, с новым автором, начать изучать новое произведение;Планируемые результаты:Лич...

Технологическая карта урока литературного чтения "С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (УМК "Перспективная начальная школа, 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»Задачи урока:Дидактические:Познакомить со сведениями...