Урок внеклассного чтения. С. Лагерлёф «ЧУДЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Тарасова Анна Викторовна

Материал для проведения урока внеклассного чтения в 4-ом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_otkrytomu_uroku_po_knige_s._lagerlyof.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ  ПО СКАЗОЧНОЙ ПОВЕСТИ

С. Лагерлёф  «ЧУДЕСНОЕ  ПУТЕШЕСТВИЕ  НИЛЬСА  С  ДИКИМИ  ГУСЯМИ»

Цель:

Повышение интереса к обучению через активные формы работы на уроках литературного чтения, такие как игра-путешествие в малых группах, использование ЦОРов.

Задачи:

Активизация познавательной деятельности учащихся; знакомство с широким кругом детских произведений; формирование  опыта коллективной мыслительной  деятельности; творческое усвоение школьного учебного материала; развитие культуры речи и информационной грамотности.

I. Организационный момент

II. Мобилизующий этап. Формулирование темы и цели урока.

Учитель: Ребята, скажите, нравится ли вам изучать окружающий вас мир?

Знаете, шведские школьники обожают такие уроки, потому что у них есть замечательный сказочный и даже чуть-чуть волшебный учебник.

Догадались КАКОЙ? (Книга Сельмы Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции»)

Чтобы нам сформулировать тему урока необходимо внести одно уточнение.

Посмотрите на запись, переставьте буквы таким образом, чтобы можно было её прочесть и сформулируйте тему урока:

КОЗСАЧЯНА СПОЬТЕВ (СКАЗОЧНАЯ ПОВЕСТЬ, жанр произведения)

Ответить на вопрос, что обозначает этот литературный термин, вы сможете, исключив лишнее:

басня, былина, баллада, миф, новелла, ЖАНР, повесть, рассказ, роман, сказка

Тема урока внеклассного чтения: сказочная повесть Сельмы Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями».

Цели урока-игры: выявить самых внимательных читателей;

                                     определить … данного произведения (ответить на вопрос: «Чему учит нас

                                     сказочная повесть Сельмы Лагерлёф “Путешествие Нильса с дикими гусями”?


Участники и зрители! Сразиться не хотите ли?
Кто самый лучший книгочей?
И кто герой любимый чей?
Внимание! Внимание!
Начинаются испытания!

III. Актуализация знаний

Учитель: что вы можете сказать об авторе данного произведения?

Дети. Автор книги, шведская писательница СЕЛЬМА ОТТИЛИЯ ЛОВИСА ЛАГЕРЛЁФ,                 родилась в 1858 году, в семье отставного военного лейтенанта и учительницы. Жили они в усадьбе Морбакка. Эта усадьба находится в живописной шведской провинции Вермланде. Природа, окружавшая маленькую Сельму, стала частью ее натуры. Уже будучи взрослым человеком, став писательницей, Сельма Лагерлёф то и дело описывала усадьбу в своих произведениях. А еще она рассказывала в своих книгах о близких, любимых людях: об отце, от которого унаследовала любовь к книгам, легендам, преданиям; о бабушке и тетушке Оттилиане.

В трехлетнем возрасте будущая писательница тяжело заболела. Она была парализована и прикована к постели. Девочка сильно привязалась к своим бабушке и тете Нане, которые знали множество сказок, местных преданий и родовых хроник, постоянно рассказывали больной девочке, ее братьям и сестрам сказки о прекрасных дамах и кавалерах, о злом заводчике, знавшемся с нечистой силой, о русалках и домовых..

Спустя два года умерла бабушка. Ее смерть была воспринята девочкой как величайшая трагедия. Ей казалось, что перед ней захлопнули дверь в прекрасный сказочный мир. Сельма еще больше пристрастилась к чтению. Сельма мечтала стать писательницей, начала писать стихи, баллады, сказочные пьесы.

 А когда Сельме исполнилось 9 лет, случилось то, на что уже никто не надеялся: стокгольмским врачам удалось вылечить девочку, она снова могла двигаться как все люди. Только в возрасте 23 лет Сельма смогла поступить в лицей в Стокгольме, чтобы подготовиться к поступлению в учительскую семинарию. По окончании семинарии она стала работать учительницей в небольшом городке.

В это время одна из шведских газет объявила литературный конкурс, и Сельма отослала пять глав своего первого романа «Сага о Йёсте Берлинге». Она получила за них первую премию, после чего оставила преподавание и занялась творчеством.

В шведских школах тогда пользовались таким неудачным, скучным учебником географии, что его в открытую называли «национальным бедствием». Сельме Лагерлёф предложили написать новый занимательный учебник, в который бы вошли описания лесов, гор, рек, озер, фабрик и заводов, растений и животных, а также скандинавские легенды и предания. Шведская писательница создала такую книгу. Эта была сказочная эпопея о приключениях Нильса Хольгерссона. Она вышла в свет в 1907 году.

 Этим учебником пользуются все шведские школы вот уже более 90 лет. Книга переведена на многие языки мира, в том числе на русский. За книгу «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции» Сельма Лагерлёф была удостоена в 1909 году Нобелевской премии. За свою жизнь она написала множество книг для взрослых. Есть у нее произведения и для детей: сказки «Подменыш», «Легенда о Христе». В «Легенде о Христе» в сказочной форме толкуются библейские сюжеты и предания.

Но сегодня мы с вами будем вспоминать произведение, с которым у русских читателей прежде всего ассоциируется имя шведской писательницы. Это сказочная повесть «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». А помогут нам в этом мальчик Нильс и тот самый Гном, без которого не было бы вовсе никаких приключений.

Итак, едем в Швецию! Мы совершим удивительное путешествие! «Почему удивительное?» — спросите вы. А потому что путешествовать мы будем, передвигаясь не по земле, а по воздуху. Мы полетим над Швецией и увидим все, что находится внизу. Увидим столицу Швеции Стокгольм, леса и реки, озера и горные хребты, увидим самую высокую гору этой страны. Но лететь мы будем не на самолете, не на воздушном шаре и не на вертолете. Нет! Мы полетим на гусях. Ведь Нильс путешествовал на гусях! Сейчас, отвечая на мои вопросы, вы повторите маршрут Нильса.

(Задает ребятам вопросы, а за правильные ответы выдает жетоны.)

Игра  начинается!

Карта путешествия.

  1. Разминка – тестовая работа.
  2. Заколдованный мальчик.
  3. Путешествие Нильса.
  4. Добрые дела Нильса

РАЗМИНКА – выполнение тестовой работы по группам: http://tests.dnevnik.ru/?test=17858&view=details 

ВИКТОРИНА

1. В какой стране жил Нильс?
в Швеции

2. Кто заколдовал Нильса?
гном

3. Куда летела стая диких гусей?
в Лапландию

4. Кто постоянно охотился за Нильсом и гусиной стаей?
лис

5. Что случилось с чудесным городом мастеров Винетой?
город был затоплен

6. Кто передал Нильсу волшебную дудочку?
филин

7. Нильс спас Глиммингенский замок ...
от крыс

8. Как звали гусыню - предводительницу гусиной стаи?
Акка

9. Орел Горго не нападал на гусей, потому что он ...
был приёмным сыном гусыни - предводительницы стаи

10. Кем или чем были бронзовый и деревянный?
памятниками

Проверка (в случае наличия ошибок):   см. презентацию

ЗАКОЛДОВАННЫЙ  МАЛЬЧИК.

А теперь я хочу проверить, как вы помните имена из сказки. Только на этот раз мы будем вспоминать имена... животных.

Работа в мини-группах (письменно на листах)

«Имена животных»

  1. Сирле — белка;
  2. Мартин — гусь;
  3. Тирле — бельчонок;
  4. Эрменрих — аист;
  5. Смирре — лис;
  6. Фумле-Друмле — ворон;
  7. Брумме — медвежонок;
  8. Горго — орленок.

У:  Продолжим наше путешествие. Вы готовы дальше отвечать на мои вопросы?

«ОТ kopkи  ДО kopkи»

Вы хорошо знаете героев книги. А сможете ли вспомнить, о чем идет речь, если я буду просто зачитывать вам отрывки из текста? Сейчас посмотрим.

  1.  «Неуклюжий, безобразный птенец. Он был покрыт редким пухом, на маленьких крыльях торчком стояли прямые жесткие перья». (Орел.)
  2. «Очень нескладная птица. Шея и туловище у него немногим больше, чем у обыкновенного гуся, а крылья, почему-то огромные, как у орла, ноги, словно две тонкие жерди, выкрашенные в красный цвет. Клюв длинный-предлинный, а приделан совсем к маленькой голове». (Аист.)
  3. «...Вбивают в землю несколько жердей,а потом обтягивают оленьими шкурами. И называют такие дома...» (Чумами.)
  4. «Вот между чумами бродят какие-то животные. На головах у них рога... Целое стадо лапландских домашних...» (Оленей.)

ПУТЕШЕСТВИЕ  НИЛЬСА.  

  1. Работа с текстом: заполните пропуски

Как  выглядел  гном?

На голове - ______________   шляпа, _______________  кафтанчик  украшен        кружевным   воротничком     и манжетами, чулки   у   колен   завязаны   ____________     бантами,   а    на   _______________   сафьяновых       башмачках      поблескивают      _________________      пряжки.

 Во что был одет гном?

  1. (На голове - широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки)

  1. Кто больше?
  1. За что гном превратил Нильса в маленького человечка? (Нильс поймал его в сачок и не хотел выпускать.)
  2. Как звали предводительницу гусиной стаи, с которой путешествовал Нильс? (Акка Кебнекайсе.)
  3. Где ночевал Нильс каждую ночь во время своего путешествия? (Под крылом гуся Мартина.)
  4. Какой первый подвиг совершил Нильс? (Спас гуся от лиса.)
  5. Чем помог Нильс белке Сирле? (Поднял в дупло бельчонка Ти-ле.)
  6. Кто жил в Глиммингенском замке? (Совы, дикая кошка, аисты, летучие мыши и филин.)
  7. Из чего было сделано гнездо аиста Эрменриха? (Из старого колеса от телеги, прутьев, дерна, мха, пуха.)
  8. С помощью какого предмета Нильс победил крыс? (С помощью волшебной дудочки.)
  9. Что бывает один раз в год на горе Кулаберг? (Великие игрища птиц и зверей.)

10.        Как был наказан лис Смирре за нарушение мира на горе Кулаберг? (Он был изгнан из своей стаи.)

11. Как звали папу Нильса? (Хольгер Нильсон)

12. Какую услугу оказал Нильс медведям? (Предупредил их о появлении охотников.)

13. Зачем вороны похитили Нильса? (Чтобы он помог им открыть кувшин с серебром.)

  1. Почему морской царь затопил город Винетту? (Жители города убивали моряков, морских животных и птиц, топили корабли, чтобы никто в мире не знал, где находится богатый город Винетта.)
  2. В какой день недели началась эта история? (воскресенье)
  3. Что Нильс всегда хранил в кармане? (ножик)
          17. Что должен был сделать Нильс, чтобы из гнома превратиться в человека? (Найти существо, которое захочет остаться маленьким на всю жизнь.)
  1. Назовите фамилию Нильса. (Холъгерссон.)
  2. Сколько лет было Нильсу? (12 лет.)
  3.  К кому обратился Нильс за помощью, выйдя во двор маленьким? (к коту)
  4. Назовите дату, когда началось путешествие Нильса с дикими гусями. (Воскресенье, 20 марта.)
  5. Кто был вожаком стаи диких гусей? (Акка из Кебнекайсе.)
  6. Почему гуси согласились взять Нильса в путешествие? (Нильс спас Акку от лиса Смирре.)
  7. Как Нильс спас селезня Ярро? (Разрезал путы на его крыльях.)
  8. Что случилось с трехлетним мальчиком Пер Уром? (Он оказался на озере в дырявой лодке. Вершок помог ему выбраться на остров.)
  9. Как Нильс помирил старого коня с хозяином Ларсом? (Привел коня в сарай.)
  10. За что были благодарны дикие овцы Нильсу? (Он заманил трех лис в черную дыру.)
  11. Как помог Нильс Осу и Матсу перейти озеро в ледоход? (Он летел на спине гуся и направлял их.)
  12. Как Нильс спас от несчастья двух студентов в Упсале? (Помог собрать рукопись.)
  13. Почему орел Горго не охотился на гусей из стаи Акки? (Она его воспитала, была ему как мать.)
  14. Когда закончилось путешествие Нильса? (9 ноября.)
  15. Чему научился Нильс во время путешествия? (Понимать природу, чувствовать ее красоту, радоваться ветру, солнцу, морским     брызгам, слышать голоса леса, шелест трав, шорох листвы. Узнал историю своей страны. Научился никого не бояться, но остерегаться. Научился дружить.)

    1) После чего Акка Кебнекайсе разрешила Нильсу остаться в стае? (после  того как Нильс спас гуся из когтей лиса)

  1. 2) Какой второй поступок совершил Нильс? (наказал лиса Смирре, надел на него собачий ошейник)
  2. 3) Где проходил праздник всех зверей и птиц? (на горе Кулаберг)
  3. 4) Кто плакал в пятой главе? Почему? (аист Эрменрих)
  4. 5) Как Нильс справился со стаей крыс? (с помощью дудочки)
    6) Как дудочка попала к Нильсу? (гусям ее принес филин от лесного гнома)
    7) Чем Нильс открыл кувшин, и что там было? (обглоданной костью)
  5. 8) Какое заклятие и за что наложил морской царь на Винетту?
  6. 9) Что надо было сделать, чтобы снять заклятье? .«Лишь однажды в столетие, ровно на один час, этот город всплывает со дна моря. И если какой-нибудь чужестранец в этот час войдет в Винетту и... (хоть что-нибудь купит, город получит прощение и останется на земле».)
  7. 10) Кого спас Нильс от охотников? (медведицу с медвежатами)
  8. 11) Кто и как помог Нильсу за одну серебряную монету? (Фумле-Друмле – это вожак воронов)
  9. 12) Кого Акка посылала к совам узнать тайну гнома? (Горго –орёл, приёмный сын Акки)
  10. 13) В каком городе жили удачник и неудачник? (Упсале)
    14) Кто помог Нильсу поймать Смирре? (собака)
  11. 15) Чем питался Нильс во время путешествия? (орехами)
  12. 16) После чего Нильс решил, что ему никогда не превратиться в человека?
    (После услышанного разговора двух сов о страшной тайне...)
  13. 17) Как можно было снять заклятье с Нильса? (кто-нибудь по доброй воле захочет стать таким же маленьким)

Так кончилось удивительное путешествие Нильса с дикими гусями…

«Так кончилось удивительное путешествие Нильса с дикими гусями.
Снова Нильс стал ходить в школу. Теперь в дневнике у него
поселились одни пятерки, а двойкам туда было не пробраться»

Чему научился Нильс?

Ответ:

- Это не просто путешествие, это воспитание личности. Благодаря встречам и событиям путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта, он начинает волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек не человек. Защищая и спасая своих сказочных попутчиков, Нильс полюбил и людей, понял горе своих родителей, страдания сирот Оосы и Матса, трудную жизнь бедняков. Из путешествия Нильс возвращается настоящим человеком.

Крохотный памятник Нильсу находится в Старом городе. Городская легенда гласит: чтобы исполнилось Ваше самое сокровенное желание достаточно погладить Нильса по головке и оставить ему сладкую конфетку или денежку...

Физкультпауза

У. Совершим небольшое путешествие в теплые страны, отдохнем.
– Только в джунгли мы зашли – налетели комары. (Отгоняют.)
– Дальше в тропиках шагаем, ягуара мы встречаем. (Рычат.)
– Но его мы обхитрим – на носочках убежим! (Прыгают на носочках.)
– Ближе к пальме мы подходим и бананы там находим. (Собирают.)
– Привезем домой скорей, угостим своих друзей! (Поворачиваются друг к другу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"

Конспект урока, используемая литература....

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...