Конспект урока по литературному чтению на тему: "Двенадцать месяцев"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Червинская Мария Сергеевна

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением С. Маршака «Двенадцать месяцев»,  с особенностями пьесы – сказки.

Программа "Перспектива"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Двенадцать месяцев31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Двенадцать месяцев»

(литературное чтение)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением С. Маршака «Двенадцать месяцев»,  с особенностями пьесы – сказки.

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты

предметные: научатся прогнозировать содержание произведения, определять их содержание по названию, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, сравнивать произведения разных поэтов на одну тему, представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины;

личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий;

         

 Оборудование: программа УМК «Перспектива», автор Л.Ф. Климанова учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть; презентация к уроку.

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

  1. 1.

Орг.момент

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Эмоционально настраиваются.

К: планирование учебного сотрудничества.

  1. 2.

Мотивационный

Практич.: артикуляционные упражнения

5 мин

- Сейчас ребята мы проведем с вами речевую разминку. Обратите внимание на слайд. Самостоятельно прочитайте стихотворение Анны Ахматовой.

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело – сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

- Кто желает начать читать стихотворение медленно и постепенно ускорять темп?

- Кто желает начать читать шепотом и постепенно увеличивать силу голоса?

- Кто желает выразительно прочитать это стихотворение?

- О чем это стихотворение?

- Какие чувства испытывает автор?

Читать, правильно артикулируя.

П: осмысленно читают текст.

Р: принимают и со храняют учебную задачу

3.

Постановка учебной задачи

Словес.: ответы на вопросы

Словес.: ответы на вопросы.

Словес.: слово учителя

Практич:

чтение по ролям.

20 мин

- К какому разделу можно отнести это стихотворение? (К разделу, который мы изучаем)

- Откройте учебник на странице 61 и прочитайте тему урока. (Тема урока: наш театр)

- Какое произведение мы будем читать и изучать?

- Прочитайте кто его автор.

- Вам знакома эта сказка?

- Вы читали её сами, или вам читали взрослые?

- Кто видел мультфильм?

- А вы знаете, кто написал эту сказку? (Самуил Яковлевич Маршак)

Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (Мы познакомимся с произведением Маршака «Двенадцать месяцев».)

- Ребята, это не просто сказка. Это сказка – пьеса.

- А что такое пьеса?

Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

– Чем отличается пьеса от других произведений? (Пьеса предназначена для постановки в театре, на сцене, здесь выделены роли).

Диалог (беседа, спор между двумя персонажами) составляет основу пьесы, поэтому ее персонажей называют действующими лицами.

Важную роль в пьесе играют афиша – список действующих лиц, часто характеризующий их, и ремарки – авторские пояснения, касающиеся обстановки, внешнего вида персонажей, их состояния, поведения, жестов, интонации.

При чтении пьесы необходимо воображать, мысленно представлять себе в живом действии героев пьесы.

- Произведение пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» написана по мотивам народных сказок о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей выступают олицетворенные силы природы.

– Назовите действующих лиц пьесы, не читая сказку. Как вы нашли героев? (Оформление сказки необычное, в виде разговора).

- Я даю вам 5 минут, чтобы вы самостоятельно прочитали эту сказку.

- Время вышло. Давайте распределим роли.

- А теперь начинаем читать.

Чтение сказки-пьесы «Двенадцать месяцев» по ролям.

Слушать, систематизировать знания.

Предполагать тему и цель урока

Слушать, представлять образы.

Читать, представлять образы героев.

Читать по ролям.

П: строят речевые высказывания.

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков.

Р:принимать и сохранять уч.задачу.

П.:  анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков; выделять существенную информацию из Т.

Физминутка

2 мин

- А теперь мы отдохнём - физминутку проведём.

Повторять движения.

Л: установка на ЗОЖ.

4.

Решение частных задач

Словес: слово учителя.

Словес.: беседа

Словес.: беседа

10 мин

- Ребята, почему сказка называется «Двенадцать месяцев»? (ответы детей)

- Какие чувства вы испытывали при чтении сказки?

- Какие незнакомые слова вам встретились?

- Кто такая падчерица? (Па́дчерица — неродная дочь для одного из супругов)

- Кто такая мачеха?( Ма́чеха — неродная мать для детей своего супруга, оставшихся у него от предшествующего брака)

- Что такое посох?(Посох-это такая длинная трость с крюком на конце) Основное его предназначение-опираться при ходьбе для большей устойчивости людям, которые в этом больше всего нуждаются ( в основном пожилым).

Нередко посох наделяли некой магической силой или же считали жезлом, символизирующим духовную власть.

- Давайте откроем странице 155 и прочитаем слова, которые были выделены в тексте, синим цветом.

Поземка – метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

- Давайте вернемся к нашим героям. Что вы можете сказать здесь о девочке? Какая она?

- Что вы можете сказать о мачехе? Почему вы так решили? О месяцах ?

- Ребята, вам понравилась сказка? А чем?

- Ребята, а чему этот отрывок может научить? (доброте, отзывчивости, помощи в беде, скромности).

- А теперь давайте посмотрим небольшой видеоролик.

(Просмотр видеоролика «Двенадцать месяцев»)

Анализировать, отвечать на вопросы.

Давать определения непонятным словам.

Отвечать на вопросы.

Смотреть видеоролик.

Р: принимают и со храняют уч задачу

П: осмысленно читают текст

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П: строят речевое высказывание

5.

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

2 мин

- С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке?

- Что было для вас особенно интересно? (ответы детей)

- Чему может научить эта сказка пьеса?

- Посмотрите на доску и оцените свои достижения, у вас на парте лежать листочки, возьмите их и закончите предложения, которые вы видите на доске.

- Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

- Молодцы я довольно вашими достижениями на уроке, мне было приятно с вами работать.

Отвечать на вопросы, обобщать.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению: "С.Я.Маршак. Сказка 12 месяцев".

-способствовать формированию представлений о С.Я. Маршаке, как о писателе разностороннего дарования;-формировать интерес к творчеству С.Я. Маршака, его произведениям знакомым и незнакомым;-формировать...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Двенадцать месяцев "

Конспект урока по литературному чтению 2 класс  "Двенадцать месяцев "...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Наш театр». С. Маршак. «Двенадцать месяцев»

Конспект урока по литературному чтению по теме «Наш театр». С. Маршак. «Двенадцать месяцев» + презентация...