Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) |
|
| Деятельность учителя | Деятельность ученика |
|
Организационный момент. Словесн.: приветствие | 1 мин. | - Сядьте ровно, спинки прямые, ноги стоят правильно. Посмотрите, готовы ли вы к уроку? Пенал, учебник, тетрадь, все ли лежит на парте? | Приветствуют учителя. | Л: воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся |
Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
Работа над словами с непро-веряемым написанием | 10 мин
| Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте предложения, объясните написание пропущенных местоимений. – Укажите над местоимениями, употребленными в косвенных падежах, их начальную форму. – Как вы поняли смысл последнего предложения?
– Запишите буквосочетания. Выполняют чистописание. – Продолжите ряд однокоренных слов. – Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Определите род, число и падеж имени прилагательного.
Организует работу над словом с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку. В поле росла, Под жерновом была, Из печки на стол Караваем пришла. (Пшеница.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
| Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают предложения. Указывают начальную форму местоимений. Ты скажешь курице, а она всей улице. Не хвали себя сам, пусть тебя (ты) народ похвалит. О том кукушка кукует, что гнезда у нее (она) нет. Луна светла, да нет от нее (она) тепла. Его (он) и след простыл. Объясняют значение последнего предложения. Фразеологизм «и след простыл» употребляют в значении «кто-либо исчез, сбежал, бесследно скрылся». Происхождение оборота связано с охотой. Горячий, или свежий, след на языке охотников – след, оставленный недавно и еще сохраняющий запах животного. Если след простыл, то есть утратил запах животного, охотничьей собаке весьма трудно обнаружить зверя. Фразеологизм «и след простыл» является крылатым выражением. Выполняют чистописание. ![hello_html_m1a4a6a49.png](https://lh4.googleusercontent.com/geqUZrdPvj7TJF6UfMgV_2oNs-vr52gZ1rucDnM3uz7IrWk97n6wKCsfbaxGq9-q5N0f-2mKuXC58k2pcCoiTC9_T9kzyvw4y0fs-JfIl9tCX6fzdysD_eniOe3pKSk0J8bL9ZopQNFpFoFTLg)
Только верному другу доверишь свою тайну.
Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. ![hello_html_m59398f65.png](https://lh6.googleusercontent.com/JB2ul2XPCBmuQ8A0ShZicrg2lmEnXf1gNSCbqsOKJM4h340B_0Kz8ggo6vXAiim7Z1b2V089oLYqEiACs0ER-zJdnT5az9-wDVSLR9eqjf_KeDVgonuR-mbOTzm8O8MZyYX100uGh_pB-OP4mQ)
| Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. |
Сообщение темы урока. Определение целей урока. | 3 мин | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке выполним проверочную работу по теме «Изменение личных местоимений по падежам»
| Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока | Принимать и сохранять учебную цель и задачу
|
Объяснение нового материала Наблюдение над языковым материалом. Работа в парах.
Работа по учебнику (раздел «Проверь себя»Упражнение 2) | 10 мин | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников – Прочитайте отрывки из стихотворений. Спи- шите; местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме. Определите падеж место- имений. Вот этот стол – сосновый стол – К (мы) из лесу пришел. (Я) хорошо, колосья раздвигая, Прийти сюда вечернею порой. Ласточка с весною В сени к (мы) летит. Солнце жарче припечет, Небо дождь на (мы) польет. – Какой вывод можно сделать? – Из данных местоимений с предлогом вычеркните те, которые употреблены неверно. около него возле ней к ней у неё к ему для неё у ней от ней к нему к ей
– Составьте сообщение на тему «Что я знаю о личных местоимениях» | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на мате- риале связных текстов. Выполняют задание в парах. Вот этот стол – сосновый стол – К нам (Д. п.) из лесу пришел. Мне (Д. п.) хорошо, колосья раздвигая, Прийти сюда вечернею порой. Ласточка с весною В сени к нам (Д. п.) летит. Солнце жарче припечет, Небо дождь на нас (В. п.) польет. – Личные местоимения изменяются, как и имена существительные, по падежам, то есть склоняются. Рассказывают о написании местоимений с предлогами: предлоги с местоимениями, как и с другими словами, пишутся отдельно; приставок у местоимений не бывает. После предлогов в начале местоимений 3-го лица в косвенных падежах пишется буква «н» и произносится звук [н’] для благозвучия.
Рассказывают о личных местоимениях. | Осуществлять анализ объектов |
Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (раздел «Проверь себя» упражнение 2).
Работа по учебнику (раздел «Проверь себя» упражнение 3) | 10 мин | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. – Прочитайте отрывок из стихотворения Э. Асадова «Доброта». Определите главную мысль текста. – Спишите. Найдите и подчеркните личные местоимения. Укажите над каждым из них лицо. – Выпишите местоимение 3-го лица, женского рода в форме дательного падежа единственного числа. В скобках запишите, какое имя существительное оно заменяет.
– Прочитайте предложения из басен И. А. Крылова. Назовите басни. Спишите, вставляя в предложения пропущенные местоимения.
– Разберите любое местоимение как часть речи
| Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Списывают. Подчеркивают личные местоимения, указыают их лицо. Если друг твой в словесном споре Мог обиду тебе (2-е л.) нанести, Это горько, но это не горе, Ты (2-е л.) потом ему (3-е л.) всё же прости. В жизни всякое может случиться, И коль дружба у вас (2-е л.) крепка, Из-за глупого пустяка Ты (2-е л.) не дай ей (3-е л.) зазря разбиться. Выписывают местоимение 3-го лица, женского рода в форме дательного падежа единственного числа. Ей – дружбе.
Списывают, вставляя в предложения пропущенные местоимения. Называют басни: «Чиж и Голубь», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Выполняют разбор местоимения как части речи. Мне – местоимение, кому?, нач. ф. – я, 1-е л., ед. ч., Д. п., дополнение. (В) ней – местоимение, в ком?, нач. ф. – она, 3-е л., ед. ч., ж. р., П. п., дополнение
| Осознанно и произвольно строить речевое вы- сказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и при-ходить к общему мнению. Осуществлять контроль по результату |
Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Определение падежа место-имений.
Групповая работа.
Работа в тетради (задание 82) | 10 мин | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте стихотворение «Скрипка» С. Фруга. Укажите падеж местоимений. Старик на скрипке играет, И слушают дети его; Даже Барбос навострился – Стоит и глядит на него. Всех эта скрипка пленяет; В ней чудная сила лежит, Хоть и без слов, а так ясно, Так внятно душе говорит.
Организует работу в группах. – Восстановите сравнительную таблицу об имени существительном и местоимении.
| Существтельные | Местоимения | На какие вопросы отвечают? |
|
| Что обозначают? |
|
| Имеют категорию лица? |
|
| Имеют категорию рода? |
|
| Изменяются по числам? |
|
| Изменяются по падежам? |
|
| Как пишутся с предлогами? |
|
|
Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Назовите сказку. – Вставьте пропущенные буквы. Выпишите три местоимения и укажите их признаки
| Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения. Указывают падеж местоимений. Старик на скрипке играет, И слушают дети его (В. п.); Даже Барбос навострился – Стоит и глядит на него (В. п.). Всех эта скрипка пленяет; В ней (П. п.) чудная сила лежит, Хоть и без слов, а так ясно, Так внятно душе говорит. Заполняют таблицу Существительные | Местоимения | Кто? Что? | Кто? Что? | Называют предмет. | Указывают предмет, не называя его. |
| Бывают 1, 2, 3-го лица | Имеют постоянный род | Изменяются по родам в 3-м лице единственного числа. | Изменяются по числам | Имеют единственное и множественное чило. | Изменяются по падежам | Изменяются по падежам | С предлогами пишутся раздельно | С предлогами пишутся раздельно |
Выполняют задание в рабочей тетради. «Благословите меня (я; 1-е л., ед. ч., В. п.), государь мой батюшка родимый: я (я; 1-е л., ед. ч., И. п.) поеду к зверю лесному, чуду морскому и стану жить у него (он; 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.). Для меня (я; 1-е л., ед. ч., Р. п.) достал ты (ты; 2-е л., ед. ч., И. п.), аленький цветочек, и мне (я; 1-е л., ед. ч., Д. п.) надо выручить тебя (ты; 2-е л., ед. ч., В. п.)».
| Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
|
Итог урока. Рефлексия | 2 мин | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока уча- щимися. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Хорошо, молодцы, урок окончен.
| Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение |