Борис Заходер Песня игрушек
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Муллахметова Татьяна Александровна

Борис Заходер Песня игрушек

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon boris_zahoder_pesnya_igrushek.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 03.03.17                                                                                                                                          Учитель: Тарасова Н.В.

Школа: № 95                                                                                                                                           Методист: Кондратьева И.И.

Класс: 1-Б                                                                                                                                                 Студентка: Согрина Т.А.

                                                       

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Борис Заходер «Песня игрушек».

Цель урока: познакомить учащихся с поэтическим взглядом Бориса Заходера на взаимоотношения мира детей и игрушек.

Планируемые результаты: 

Личностные: формирование внутренней позиции школьника, положительного отношения к игрушкам; знание, понятие, соблюдение и оценка основных моральных форм поведения и базовых ценностей (добро, терпение, любовь); развитие интереса к учебному труду.

Предметные: умение слушать текст стихотворения, различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование: Азбука – учебник по обучению грамоте и чтению. 1 класс. Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков, 2012. – 125 с.: ил., электронная презентация; мультимедийный проектор; компьютер; детская литература; выставка детских книг; игрушки.

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный, мотивационный.

Словесный: беседа.

≈ 3

СЛАЙД

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок литературного чтения. Меня зовут Татьяна Александровна.

- Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

2.

Актуализация опорных знаний

Практический: игровой метод.

Словесный: беседа.

Практический: наглядный метод.

 

≈ 12

- Скажите, какое д/з вам было задано? Кто выучил всё стихотворение? Кто готов рассказать его на оценку? В этом стихотворении животные настоящие, а какие ещё могут быть животные, давайте пофантазируем.

- В стихотворении, которое вам было задано на дом, животные настоящие, а если мы заглянем в мир фантазии, то как вы думаете, какие животные могут быть ещё? (игрушечные)

- Правильно. Какова тема урока и о чём мы сегодня будем говорить, вы догадаетесь сами.

СЛАЙД

- А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Третий лишний». Мне нужно с каждого ряда по одному человеку.

- Перед вами 3 ряда по 3 предмета. Посмотрите внимательно на эти предметы. Как вы думаете, что здесь лишнее?

1 ряд – рулетка.

2 ряд – рюкзак.

3 ряд – телефон.

- Ребята, почему вы выбрали данный предмет? (1-рабочий инструмент, 2-школьная принадлежность, 3-техника)

- Молодцы, верно.

- Сейчас я хочу вам рассказать об истории некоторых игрушек.

СЛАЙД

- Например в Древнем Египте были популярны фигурки животных, сделанных из дерева. Там же в Египте были найдены первые куклы. Куклы для игр изготавливались из глины и дерева, а руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок и часто были подвижны.

СЛАЙД

- Символ за рубежом России матрёшка - пришла к нам из Древней Японии. Она являла собой женщину-крестьянку, одетую в вышитую рубашку и сарафан. На ней был передник и цветастый платок, а в руках она держала черного петуха. Внутри куклы помещалось еще 7 фигурок: три сестренки, братик в расписной рубахе, еще две сестренки и младенец – самая маленькая, неразделяемая кукла. Уже позднее они появились и в России, когда стали популярны.

СЛАЙД

- А вот традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

- А с какими игрушками играете вы? (с каждого ряда по 2 чел.)

- Кто может сказать о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(Будем говорить об игрушках.) 

СЛАЙД

- Ребята, можно ли игрушку назвать своим другом? Давайте порассуждаем. Кто такой друг? (Да, можно. Друг- человек близкий по духу, на которого можно положиться.)

-Кто из вас считает игрушку своим другом? А почему вы считаете, что игрушка может быть другом?

- Я тоже считаю, что игрушка может быть другом. Ведь друг- это, в первую очередь, что-то (кто-то) близкое и родное . Возьмём ситуацию, что тебе тяжело, с кем-то поссорился или просто не хочешь рассказывать никому свою тайну, а нужно поделиться, но рядом никого нет. Можно взять в руки любимую игрушку и рассказать ей о своих проблемах. Она тебя выслушает и никому ничего не расскажет.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы.

П.: строят логическую цепь рассуждений.

3.

Работа по теме урока

Словесный: фронтальная беседа

Практический: слушают аудиозапись.

Словесный: слово об авторе.

 

Проблемный: акпирепация.

Наглядный: слушание аудиозаписи.

Практический: словарная работа.

Физ. минутка.

Наглядный: соотнесение к иллюстрациям.

Практический: анализ стихотворения и подготовка к выразительному чтению.

Словесный: фронтальная беседа.

Практический: книжная выставка.

≈ 20

СЛАЙД

- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством интересного автора – Борисом Владимировичем Заходера. Может быть из вас кто-то ранее был знаком с произведением этого писателя?

СЛАЙД

- Борис Заходер стихи для детей писал так, что прочитав или услышав их один раз, сразу хочется познакомиться со всем его творчеством. Стихи писателя одновременно смешные и грустные, иногда просто задорные, но чаще с глубоким смыслом.

- Какие книжки вы знаете? Кто читал книжки Бориса Заходера?

- Поднимите руку, у кого дома есть его книги? Какие?

- А как вы думаете, каким в детстве был наш писатель?

СЛАЙД

- Борис Владимирович Заходер родился 9 сентября в Молдавии. Школьные годы провел в Москве, отличался неугомонным, озорным характером, но был страстным любителем чтения, особенно книг о животных.

- Он прожил целых 82 года. За свою долгую жизнь написал много замечательных произведений:

СЛАЙД

Вот представлены одни из лучших стихов Бориса Заходера, например, «Кады-Мады», стихи о животных, о профессиях, самые популярные стихотворения Заходера, в числе которых «Мохнатая азбука», «Кит и кот», «Мордочка, хвост и четыре ноги», «Буква Я», «Песня игрушек» и другие.

- Откройте учебники на странице 125. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Бориса Заходера.

- Прочитайте название произведения.

- По названию мы можем предугадать настроение произведение? (Это песня. А песни бывают разные грустные и веселые, задорные и тихие.)

- О чем же может быть песня игрушек? (Может быть, эта песня игрушек расскажет нам какую-либо историю.)

СЛАЙД

Аудиозапись.

- Послушайте внимательно аудиозапись и приготовьте ответить на вопрос: меняется ли настроение в стихотворении?

(чтение стихотворения «Песня игрушек» Бориса Заходера в аудиозаписи)

СЛАЙД

- О чём вам хотел рассказать поэт Борис Заходер?

- Какие мысли у вас появились?

 - Почему стало грустно?

- Какое предполагали настроение вначале, а какое получили?

- Ребята, соответствует ли музыка стихотворению?

- А теперь прочитайте вполголоса это стихотворение. Возьмите в руки карандаш и пометьте, какие слова и выражения вам непонятны.

 СЛАЙД

- Давайте прочитаем вместе по слогам: «Ду-ши’ в них не ча’-ют.№ А теперь целыми словами: «Души’ в них не   ча’ют».

Объясните, пожалуйста, что означает выражение «Души’ в них не   ча’ют».  Как сказать по-другому? (очень сильно любят)

СЛАЙД

 - Давайте прочитаем вместе следующее слово сначала по слогам: «Хны’-кать». Теперь целым словом: «Хныкать».

Объясните, что означает хныкать?

Хныкать – как по-другому можно сказать? (жаловаться, плакать)

СЛАЙД

- «Не за-ме’-тишь о-би’-ду по на’-ше-му ви’-ду».

- «Не заметишь обиду по нашему виду..»

 Почему по внешнему виду это можно не заметить? (человек может скрывать свое настроение)

- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Помогает ли она нам понять содержание? (Иллюстрация очень точно изображает настроение игрушек. Игрушки изображены такими грустными, потому что ребята поиграли ими и бросили.)

- Сейчас мы с вами будем читать вслух «Песню игрушек».

- Но я хочу спросить, как вы думаете, чем песня отличается от стихотворения и все ли строчки надо читать грустно? (в тексте есть слова, напечатанные большими буквами (НЕ ВСЕ)

- Прочитайте первую часть текста. Есть ли в тексте особые слова, какие? Что автор хотел подчеркнуть этими двумя словами - «НЕ ВСЕ»? (наверное, автор хотел подчеркнуть, что НЕ ВСЕ дети замечают, как грустят и обижаются игрушки, есть и внимательные, заботливые дети, которые не выбросят свои любимые игрушки и не забудут про них)

- В этой «песне игрушек» есть еще одна интересная тайна…

Сейчас прочитайте стихотворение до конца и попробуйте найти «секретик» (попробуйте разобраться, в какой части говорит ребёнок, а в какой игрушки)

- Так что интересного еще заметили в этом стихотворении?

Первая часть от автора. Вторая и третья часть стихотворения ведется от имени игрушек.

- Почему каждая часть заканчивается многоточием?

СЛАЙД

Давайте немного разомнёмся. Я приготовила для вас физминутку про хомячка. Повторяйте за мной.

Хома хома хомячок

Полосательный бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, глазки трёт.

Подмитает хомка хатку,

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать!

- Давайте попробуем прочитать следующие строки стихотворения от игрушек.

Дети по желанию читают 2 и 3 строфы с соответствующей интонацией.

- Вспомним, кто написал «Песню игрушек». (Борис Заходер)

СЛАЙД

- Что вы можете о нём сказать? (Заходер добрый, очень внимательный.)

- Что ГЛАВНОЕ вы поняли, прочитав это произведение? (Детям надо быть внимательным ко всем, кто их окружает, заботиться о них.)

СЛАЙД

Твои любимые игрушки действительно ожили и заговорили. Эту мечту осуществляют добрые волшебники – писатели. В их книгах игрушки двигаются, разговаривают, совершают хорошие или плохие поступки, совсем как люди.

(Книжная выставка)

-Давайте повторим, какие произведения есть у Заходера?

- Как вы думаете, почему на нашей выставке присутствует Агния Барто?

(Здесь представлена книга Агнии Барто «Игрушки». Может и не лишняя, т.к. Агния Барто тоже писала об игрушках, как и Борис Заходер.)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Слушают аудиозапись.

Отвечают на вопросы.

Работают самостоятельно.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

П.: контролируют свою деятельность по результату выполнения задания; подводят под понятие на основе существенных признаков.

Р: осмысляют учебный  материал;  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.

П: 

контролируют свою деятельность; выполняют задания и строят объяснения в нужной форме.

Р: 

действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: 

способность договариваться и приходить к общему мнению.

5.

 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

≈5

Наш урок подходит к концу.

СЛАЙД

- Что можете сказать о своей работе на уроке и работе всего класса.

- У кого сохранилось хорошее настроение?

- А сейчас я вам предлагаю составить устный рассказ о своей любимой игрушке.

СЛАЙД

Домашнее задание

- Какое бы домашнее задание вы хотели бы себе предложить? (Выучить наизусть стихотворение; прочитать книги Б. Заходера; нарисовать свою любимую игрушку; найти книги других авторов об игрушках и т.д.)

СЛАЙД

Спасибо за урок! До свидания.

Отвечать на вопросы.

Записывать Д/З.

П.: подводят под понятие на основе существенных признаков

Л.: способность к самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эдуард успенский "Школа клоунов". Борис Заходер "Перемена"

Презентация для урока литературного чтения....

Урок литературного чтения. Моя Вообразилия. Авторская поэзия Бориса Заходера.

Сравнение авторской поэзии и малых жанров устного народного творчества....

Викторина по произведениям Бориса Заходера для 1- 4 класс.

В презентации учащиеся знакомятся с краткой биографией Б.Заходера, с его книгами. Дают ответы на вопросы викторины. За каждый правильный ответ вручается картинка с героями Заходера. В конце вручили гр...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «О чём говорят считалки? «Считалия» Бориса Заходера»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по литературному чтениюна тему:«О чём говорят считалки?«Считалия» Бориса Заходера»...

Урок литературного чтения в 1-а классе ТЕМА УРОКА БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР. «ПЕСНЯ ИГРУШЕК»

Урок литературного чтения в 1-а классетема урока: БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР.«ПЕСНЯ ИГРУШЕК»...

Технологическая карта урока по теме «Мир игрушек по произведению Б. Заходера «Песня игрушек»»

Общая информация об уроке Цель: познакомить учащихся с поэтическим взглядом Б. Заходера на взаимоотношения мира детей и игрушек.Задачи: Образовательные: - формировать  умение прави...