Технологическая карта урока Литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ибраева Диана Кайратовна

Предмет: литературное чтение

Класс:

Тема урока: К. Паустовский «Стальное колечко»

Цели урока:  знакомство с произведением К.Паустовского “Стальное колечко” и определение жанровой принадлежности текста; формирование гражданского сознания школьников

Планируемые результаты:

Личностные: -Работать над самооценкой и пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
-Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
-Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Предметные: -Формировать умения определять жанровую принадлежность текста
-Развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения
-Расширять и активизировать словарный запас

 

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование:  презентация, карточки для работы в группах, карточки для анализа и самоанализа

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 92.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературного чтения

                                                                                                                                                           Выполнила студентка 41 группы

                                                                                                                          Ибраева Диана

                                                                                                                   Проверил:

                                                                                                                Отметка:

                                                                                                           Дата:

Челябинск, 2018

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 3б

Тема урока: К. Паустовский «Стальное колечко»

Цели урока:  знакомство с произведением К.Паустовского “Стальное колечко” и определение жанровой принадлежности текста; формирование гражданского сознания школьников

Планируемые результаты:

Личностные: -Работать над самооценкой и пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
-Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
-Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Предметные: -Формировать умения определять жанровую принадлежность текста
-Развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения
-Расширять и активизировать словарный запас

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование:  презентация, карточки для работы в группах, карточки для анализа и самоанализа

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг. Момент

Словес.: приветствие

1 мин

 Звучит музыка “С чего начинается Родина?”
Слова учителя на фоне музыки:
“Есть у русского человека одно слово, самое дорогое, важное. Это слово Родина. Его можно заменить другим, не менее важным словом: родная сторона. У каждого человека есть свой маленький уголок – улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких разных уголков и состоит наша общая Родина. Страна, где человек родился”
Как вы думаете, почему урок я начала с этих строк? (Мы сегодня будем говорить о Родине, о родной стороне. Вчера мы познакомились с произведением Паустовского “Стальное колечко”. Это произведение о Родине, о родной стороне)
А что для вас слово “Родина?” (ответы детей)

Приветствуют учителя.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности

2.

Актуализация опорных знаний

 

10

мин

Вчера у нас состоялась первая встреча с произведением Паустовского “Стальное колечко”.

Вам понравилось это произведение? (ответы детей)

Чем понравилось? Кто из персонажей понравился вам больше всех? (Варюша) Как вы себе ее представили? (ответы детей)

А как автор относится к девочке? (Девочка нравится автору, он называет её ласково – Варюша)

А когда вы читали произведение, вы были внимательными читателями? Как узнать? (например, провести викторину по содержанию текста, игру “Верно или неверно)

Давайте проверим, какие вы внимательные читатели.

“Викторина по произведению”. Дома вы прочитали текст до конца. Какие вопросы по содержанию текста вы составили? ( Где жила Варюшка с дедом? Как звали деда? Куда Варюшка пошла за махоркой? Кто такой Сидор? С кем Варюшка встретилась в Переборах? Какой подарок она получила?)

Для чего нужно уметь задавать вопросы? Где это умение может пригодиться?

Отвечают на вопросы.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответ; обмениваются мнениями; строят речевые  высказывания.

3.

Постановка и решение учебной задачи

Частично-поисковый

-сравнение

-обобщение

-формулирование выводов

15

мин

 Игра “Верно ли?”

Каждой паре предлагаются 6 высказываний. Вам необходимо оценить эти высказывания. Если высказывание верное, то вы ставите “+”, если высказывание неверное, вы ставите “-”.

Что будете делать с неверными высказываниями? (изменять высказывание так, чтобы оно стало верным)

  1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (“-”)
  2. Дед Кузьма и Варюша жиле в деревне Моховое (“+”)
  3. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (“-”)
  4. В воскресенье Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (“+”)
  5. На платформе девочка встретила двух бойцов. (“+”)
  6. Боец попросил подарить ему махорки. (“-”)
  7. Боец попросил продать ему махорки. (“+”)
  8. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (“+”)
  9. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (“-”)
  10. Боец надел Варюше на средний палец маленькое стальное колечко. (“+”)

Самопроверка. Даются правильные ответы. Если ваш ответ совпадает с правильным, то обводите его в кружочек.

Оцените свою работу на “Линеечках оценки”. Если все ответы совпали, то * поставьте на верхней ступеньке, если допущены ошибки ,частично совпали - * на средней ступеньке, если нет ни одного совпадения - * на нижней ступеньке.

У кого все ответы совпали – тот может себя назвать внимательным читателем.

“Стальное колечко”. Вчера на уроке мы анализировали название произведения.

Какие вопросы возникли? Какие были версии?

Что за произведение? (стихотворение, научная статья, рассказ, сказка)

О чем произведение? (о колечке)

Прочитав произведение, ваше мнение изменилось? (ДА) О чем оно? (о девочке, о её судьбе, о Родине, о родной стороне)

Вчера мы анализировали название произведения и пытались по названию определить жанр. Какие были версии? (стихотворение, научно-популярная статья, рассказ, сказка)

Смогли ли мы по названию произведения узнать жанр? (нет)

Прочитав произведение, можете ли определить, к какому жанру относится произведение? (Учащиеся высказывают разные мнения. Одни считают, что это произведение – рассказ, другие – сказка)

Над чем нам сегодня предстоит поработать? (Стальное колечко – рассказ или сказка?)

Сформулируйте тему и цель урока. (К.Паустовский “Стальное колечко”. Рассказ или сказка?)

Цель – Определение жанровой принадлежности произведения.

Что нам нужно для того, чтобы выяснить, к какому жанру относится произведение “Стальное колечко”? (Вспомнить, что такое рассказ и что такое сказка. Знать содержание произведения. Уметь находить признаки рассказа и сказки в произведении)

Задачи урока я предлагаю сформулировать так:

1. Выделить признаки рассказа и сказки в произведении “Стальное колечко”

2. Развивать умение анализировать текст, находить художественные особенности

3. Развивать навыки сознательного чтения

4. Пополнять словарный запас

5. Формировать потребность к книге, чтению

6. Формировать понятие “Родина”, воспитывать потребность заботиться о близких людях, любить родной край, свою Родину.

Отвечают на вопросы.

Объясняют свое мнение.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

4.

Физ.Минутка

3

мин

Я вижу вы немного устали. Встаньте со своих мест и повторяйте за персонажем с видео.

5.

Закрепление изученного материала

10

мин

Признаки рассказа и сказки мы будем определять через анализ произведения. Работать будем в группах. 1-2 группа будет доказывать, что “Стальное колечко” - это “рассказ”, а 3-4 группа будет доказывать, что это произведение – “сказка”

Вспомните, что такое “рассказ” и что такое “сказка” и назовите признаки рассказа и сказки. (Рассказ - это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде о жизни героя. В рассказе реальные события. Есть завязка сюжета (начало), развитие сюжета (основная часть) и заключение. Сказка – это вид устного народного фантастического повествования, в котором добро побеждает зло. В сказке есть зачин, концовка, есть волшебные предметы, чудеса, есть герои-помощники, волшебные числа, все желания исполняются)

Прочитав произведение “Стальное колечко”, мы составили план. Работа по этому плану поможет нам последовательно выделять признаки сказки и рассказа в произведении.

 

Рассказ

Сказка

Начало произведения. В деревне Моховое

+

 

Встреча Варюши с бойцами

+

+

История про Сидора

+

+

Варюша потеряла колечко

+

 

Приход Весны

+

+

Варюша нашла колечко

+

 

Дедушка поправился

+

+

“Наша земля – истинный рай”

+

 

Как начинается произведение? Прочитайте. (Жужжащее чтение)

Что можете сказать о начале? На что похоже начало произведения - на сказку или рассказ? (на рассказ) Какие признаки рассказа вы можете выделить? (Описываются события, которые могли происходить в реальной жизни. Указано, в каком селе живут герои). Отметьте в таблице знаком “+”, что начало произведения похоже на рассказ.

Посмотрите на следующие иллюстрации. Какой эпизод изобразил художник? (Встреча Варюши с бойцами)

Какое задание к этим иллюстрациям вам хотелось бы выполнить? (прочитать по ролям, по цепочке, пересказать отрывок и т.д.)

Выполняется задание в соответствии с выбором учащихся. Оценивается выполненная работа учащимися.

Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойца? (ответы учащихся)

Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)

Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

Эпизод встречи Варюши с бойцом напоминает вам сказку или рассказ? Поставьте знак “+” в соответствующий столбик таблицы.

Как характеризует жанр произведения история про Сидора? Обсудите в группах

1-2 группа. История про Сидора напоминает рассказ, так как Сидор - обычная птица. Все, что происходило с Сидором – можно увидеть в реальной жизни.. Это не сказочный персонаж и искать колечко не может. Его ответ Варюше – это то, что ей слышится в писке Сидора.

3-4 группа. История про Сидора – это сказка, потому что Птица говорит человеческим языком.

Отметим в таблице, что история про Сидора напоминает и рассказ, и сказку.

А весна – сказочный персонаж или нет? (ответы детей)

Найдите отрывок, в котором говорится, как Варюша увидела Весну. Послушайте этот отрывок (Включается аудиозапись)

Что вы представили? Какой образ весны создал автор в своем произведении? (ответы детей)

Попробуйте создать образ весны: 1 группа – с помощью прилагательных, 2 группа – с помощью глаголов, 3 группа – с помощью существительных, 4 группа составит синквейн: 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение о весне, существительное.

Учащиеся работают. Во время работы звучит музыка П.Чайковского “Апрель”

Представление и оценка выполненных работ.

Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о том, почему девочка потеряла колечко. Как это случилось? (ответы детей)

Почему расстроилась Варюша? (Не будет здоровья деду, не будет радости, не увидит она белый свет.)

Как же нашла Варюша то место, где потеряла колечко? Прочитайте.

О чем это говорит? О какой черте характера? (Девочка была сообразительная, смышленая, находчивая) Эти эпизоды напоминают вам рассказ или сказку? Отметьте в таблице.

На какой палец Варюша надела колечко? Как это характеризует девочку? (она любит своего деда и хочет ему помочь)

Какое чудо случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы? (Приход весны само по себе чудо, т.к. преображается природа)

Отчего же поправился дед? (ответы детей) Это эпизод напоминает сказку или рассказ?

Варюша нашла колечко, надела на средний палец, дед сразу поправился (сказка)

Пришла весна, пригрело солнце – дед поправился (рассказ)

Как заканчивается произведение? Прочитаем последние 2 абзаца. О чем узнали? (Варя верит, что колечко волшебное, но отказывается от последнего желания)

Может ли подобное быть в сказке? (Нет, в сказке все желания исполняются)

Это заключение, как в рассказе или концовка как в сказке? (ответы детей)

Почему Варя отказывается от последнего желания? (она любила свою деревню, свою маленькую родину, что даже не хотела посмотреть на белый свет со всеми его чудесами)

Учащиеся записывают текст, пользуясь планом

   6.

Рефлексия

3

мин

Произведение “Стальное колечко” - сказка или рассказ? (и рассказ, и сказка). К.Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Сам Паустовский определил это произведение как сказку, а значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он говорил: “Мы живём в мире сбывшихся сказок...” Как вы это понимаете? (рядом с нами всегда есть чудеса, нужно только уметь их замечать)

О чем важном хотел нам сказать писатель этим произведением? (о добре, заботе о ближних, любви к Родине)

“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. В чем нашла свое счастье Варюша? (ответы детей)

Я думаю, что Варюша нашла свое счастье на Родине. Ей нравиться жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нем. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю. Любите, своих родных, берегите их. Семья – наше достояние, наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь понятие “родина” начинается с малого, семьи, где тебя любят, понимают, в тебе нуждаются...

Итак, какие задачи решались сегодня на уроке? (определяли признаки сказки и рассказа в произведении “стальное колечко”, анализировали произведение, определяли художественные особенности, пополняли словарный запас, формировали навыки сознательного чтения.

Отвечаю на вопросы учителя

П: строить речевые высказывания в устной форме

К: взаимопроверка

7.

Домашнее задание

3

мин

1. Продолжите сказку, помечтайте вместе с Варенькой. Помните, в начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского

2. Описать свои впечатления от прочитанного произведения в виде стихотворения или небольшого рассказа.

3. Самый любимый и родной уголок для Варюши – это деревушка моховое. А у вас есть любимый и родной уголок? Расскажите о нем.

Записывают домашнее задании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта литературного чтения

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема В. Жуковский "Жаворонок"Составлена в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения....

Технологическая карта урока чтения в 3 классе по теме: "Стихотворение С.В. Михалкова "Если".

Презентация к уроку чтения в 3 классе по программе "Школа России" по теме: " Стихотворение С.В. Михалкова "Если"....

Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД

Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....

технологическая карта урока чтения на тему С. Есенин "Берёза"

Урок содержит подробное описание планируемых результатов (УУД)....

Технологическая карта урока чтения "Прощание с Азбукой"

Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; учить выразительно читать стихотворения.Планируемые результаты образования: ...

Технологическая карта урока чтения во 2 классе по теме "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

К каждому этапу урока расписаны формируемые у детей УУД. На первом этапе урока, чтобы мотивировать учебную деятельность  ребёнка, я создаю настрой добрыми пожеланиями. На этапе актуализации знани...

Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)

Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...