Технологическая карта урока Литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ибраева Диана Кайратовна

Предмет: литературное чтение

Класс:

Тема урока: К. Паустовский «Теплый хлеб»

Цели урока: осмысление проблемы нравственности, доброты, заботы о других, как основного качества

человека.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению.

Предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

 

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование:  презентация, карточки для работы в группах, карточки для анализа и самоанализа

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 103.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературного чтения

                                                                                                                                                           Выполнила студентка 41 группы

                                                                                                                          Ибраева Диана

                                                                                                                   Проверил:

                                                                                                                Отметка:

                                                                                                           Дата:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 3б

Тема урока: К. Паустовский «Теплый хлеб»

Цели урока: осмысление проблемы нравственности, доброты, заботы о других, как основного качества

человека.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению.

Предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование:  презентация, карточки для работы в группах, карточки для анализа и самоанализа

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг. Момент

Словес.: приветствие

1 мин

  Добро творить, как воздухом дышать –

Потребность, людям данная от Бога.

Лучами солнца мир отогревать,

И отдавать, и не считать, что отдал много.

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

- Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.

К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»

Приветствуют учителя.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности

2.

Актуализация опорных знаний

 

10

мин

- В каждом настоящем писателе живет учитель. К.Г.Паустовский, написавший за свою жизнь немало произведений, считал, что смысл литературы заключается в том, чтобы призывать людей к прекрасному.

3

«Доброта – бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить, и невозможна сама жизнь».

а). Работа с эпиграфом.

- Поэтому эпиграфом к уроку я взяла именно его слова.

- Как вы их понимаете?

Словарная работа

Доброта

б). Словарная работа

- Многие из вас правильно понимают и чувствуют, что такое доброта. А если мы обратимся к словарю С.И.Ожегова, то найдём следующее определение: «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, к животным, ко всему живому». Все положительное, хорошее, полезное.

- Сегодня мы подведём итог нашей работы над произведением, рассмотрим, какие нравственные проблемы подняты Паустовским в сказке “Тёплый хлеб”. И ответим на вопросы, чему учит нас сказка и почему она так называется?

Отвечают на вопросы.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответ; обмениваются мнениями; строят речевые  высказывания.

3.

Постановка и решение учебной задачи

Частично-поисковый

-сравнение

-обобщение

-формулирование выводов

15

мин

  Пока мы будем восстанавливать содержание сказки, те, кто получили карточки, будут выполнять тестовое задание, а потом присоединится к нам.

- Где происходит действие сказки? (в Бережках)

- Кто взял раненого коня? (мельник)

- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)

- Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег).

- Что случилось в природе после этого? ( метель, сильный мороз).

- Сколько лет назад был такой же мороз? (сто лет)

- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы людской)

- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)

- Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)

- Сколько времени дал Панкрат на размышление? (час с четвертью)

- Что придумал Филька? (продолбить лёд на реке)

- Что понёс Филька коню? (буханку тёплого хлеба)

- Что конь сделал после того, как съел хлеб? (положил голову на плечо Фильке)

- Чем закончилась история? ( Филька осознал свою вину)

Работа по содержанию.

- Назовите главных героев сказки? (Конь, Панкрат, Филька)

- Давайте вспомним, что мы с вами о них узнали, воспользовавшись словарём характеристик.

  • Конь – вороной, ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжёлую работу (возил глину, навоз, жерди). Побирался по дворам, все жители деревни, считали своим долгом заботиться о нём.
  • Панкрат – мельник, живёт в стороне от людей, умный, проницательный «быстрые глаза», из-за этого наверно, его и прозвали колдуном. Мало разговаривает, много работает, видит человека насквозь.

  • Филька – угрюмый, молчаливый, недоверчивый, грубый, ни с кем не дружил, неласковый, по прозвищу «Ну тебя».

- Как это прозвище характеризует героя? (Ему наплевать на сверстников, на старших, он думает, прежде всего, о себе. Он эгоистичный человек, которому важны только его чувства и желания).

- В жизни, ребята, добро и зло не уходят в никуда, всё когда-то возвращается к нам бумерангом.

 «Как аукнется, так и откликнется»

- Давайте проследим, каковы последствия Филькиного поступка.

  • Обидел коня, ударил, бросил хлеб
  • В природе засвистел ветер, мело и хлестало, ревела, обезумев метель, ломались скворечники, небо зазеленело, как лёд, звёзды примерзли к небу.
  • На людях: замёрзли колодцы, мельница не могла работать, голод, холод, смерть.

Отвечают на вопросы.

Объясняют свое мнение.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

4.

Физ.Минутка

3

мин

Я вижу вы немного устали. Встаньте со своих мест и повторяйте за персонажем с видео.

5.

Закрепление изученного материала

10

мин

- Какой же совет дал Панкрат Фильке? (Изобрести спасение от стужи)

- Что придумал Филька? (Продолбить лёд на реке, позвать людей на помощь)

- Кто помог Фильке исправить свою вину? (Жители деревни, ребята, сорока).

- Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами, показала, какой поступок совершил мальчик. Мы наблюдали за тем, как природа меняется.

- Перечислите художественные средства, с помощью которых автор изображает картины природы.

  • Олицетворение – ивы посинели от стужи; снег пел под ногами; мороз прошёл по деревне; «Мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна»; упал на нашу округу лютый мороз; Побил птиц, высушил до корня леса и сады.

  • Сравнение – луна - как невеста; снег… пел будто артель весёлых пильщиков; пылинка…как маленькая звезда; ветки… как стеклянные.
  • Эпитеты – колючий мороз; в тяжелом дыму; рыхлые тучи; холодные тени; горячие солнечные пятна; воздух синий, густой, страшный; жгучая пустота.

- Как вы думаете, зачем нужны картины природы: для развития сюжета или они украшают произведение? (Изображая мир и жизнь человека, автор не мог обойтись без природы: без неё мир будет не полным. Очень часто в произведениях пейзаж перекликается с душевным состоянием героя, его чувствами и передаёт это состояние читателю.)

Учащиеся записывают текст, пользуясь планом

   6.

Рефлексия

3

мин

  Какова же мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).

- В каком значении употреблено слово «тёплый» (согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой)

- Какой антоним употребляет автор к слову тёплый? (холодное сердце)

- А может ли быть холодным хлеб?

Почему сказка о Фильке и Коне называется «Тёплый хлеб»? (Хлеб примирил Фильку и коня)

- Можно ли подобрать другое название к сказке?

- Мы прочитали замечательное произведение Паустовского, в котором мастерски соединяются холод и тепло природное и душевное, добро и зло. Человек всегда должен помнить о том, что нельзя впускать в себя зло, но, если это произойдёт, он сумеет с этим справиться, если только осознает это и сам этого захочет. Мне хочется завершить наш урок словами Евгения Евтушенко:

- Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Каких зверей нужно убивать внутри себя?

Отвечаю на вопросы учителя

П: строить речевые высказывания в устной форме

К: взаимопроверка

7.

Домашнее задание

3

мин

 Написать сочинение – отзыв «Чему научила меня сказка «Тёплый хлеб».

Записывают домашнее задании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта литературного чтения

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема В. Жуковский "Жаворонок"Составлена в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения....

Технологическая карта урока чтения в 3 классе по теме: "Стихотворение С.В. Михалкова "Если".

Презентация к уроку чтения в 3 классе по программе "Школа России" по теме: " Стихотворение С.В. Михалкова "Если"....

Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД

Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....

технологическая карта урока чтения на тему С. Есенин "Берёза"

Урок содержит подробное описание планируемых результатов (УУД)....

Технологическая карта урока чтения "Прощание с Азбукой"

Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; учить выразительно читать стихотворения.Планируемые результаты образования: ...

Технологическая карта урока чтения во 2 классе по теме "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

К каждому этапу урока расписаны формируемые у детей УУД. На первом этапе урока, чтобы мотивировать учебную деятельность  ребёнка, я создаю настрой добрыми пожеланиями. На этапе актуализации знани...

Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)

Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...