Главные вкладки

    Эффективные приёмы приобщения обучающихся начальной школы к чтению (из опыта работы)
    опыты и эксперименты по чтению по теме

    Идрисбаева Светлана Николаевна

    Основой успешной учебной и внеурочной деятельности школьника является высокий уровень мотивации к данной деятельности. В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности обучающегося. Важно найти те средства, которые позволили решать эту задачу. В статье описаны приёмы "видеовызов - видеоответ", "создание аудиозаписи", "авторское чтение", "работа с чеками" и другие.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Идрисбаева Светлана Николаевна

    учитель начальных классов

    МБОУ ООШ № 1

    н.п. Африканда

    Мурманской области

    ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ЧТЕНИЮ

    Основой успешной учебной и внеурочной деятельности школьника является высокий уровень мотивации к данной деятельности. В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности обучающегося. Важно найти те средства, которые позволили решать эту задачу. Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить – это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни.

    1. На уроках литературного чтения я практикую использование «видеовызова», «видеоответа». Это могут быть как готовые отрывки из мультфильмов, фильмов (из электронной библиотеки), но гораздо интереснее использовать видео, созданные самостоятельно. Например, в 4 кл. при изучении темы «Стихотворение Клычкова А.С. «Весна в лесу», картина Н.П. Крымова «К весне» видеовызов был сделан ребятами из гимназии № 8 из г. Рубцовска Алтайского края, которые не могли справиться с учебным заданием по расшифровке кроссенса. Перед моими учениками встала задача изучить материал урока и отправить видеоответ. Ребятам пришлось много потрудиться, чтобы подготовить видеоответ.

     Во 2 кл. при изучении произведения Ю.Ермолаева «Два пирожных» обучающиеся получили «видеоответ» от своих родителей, которые рассказали о помощи в семейных делах каждого ребёнка. Ситуацию из рассказа связали с реальной жизнью ребят, что способствовало повышению интереса к творчеству Ю. Ермолаева. (Просмотр видеофрагментов)

    2. В целях формирования навыков выразительного чтения и вдумчивого отношения к слову, практикую создание аудиозаписи обучающихся. Первоначально использовала кабинетный диктофон, затем микрофон видеоконференцсвязи. Запись велась с помощью программы Audacity через компьютер и через ноутбук. В последнее время использую смартфон. (Прослушивание аудиозаписей)

    3. Если ребята по какой-то причине не успевают взять книгу в школьной или сельской библиотеке, у них всегда есть возможность ознакомиться с творческими продуктами писателей в электронной библиотеке, которая находится на моем сайте. Пройдя по этой ссылке, ученики попадают в виртуальную библиотеку, где можно найти и прочитать книги детских писателей, не выходя из дома, послушать аудиозаписи произведений, сравнить содержание авторского текста и сценария видео, мультфильма. Весь электронный материал можно скачать без регистрации и в любое время почитать.  В фонотеке можно послушать произведения в исполнении Заслуженных артистов театра и кино, которые тоже очень просто скачать.  При изучении раздела «По страницам детских журналов» возникает проблема знакомства с первыми изданиями журналов «Весёлые картинки», «Чиж», «Костёр».  Решаю эту задачу используя вкладку электронной библиотеки/Журналы/. Журнал «Мурзилка» представлен в номерах с 1924г., «Весёлые картинки» с 1956г., «Чиж» с 1930 по 40гг. Видя воочию первый номер журнала «Мурзилка», у ребят возникает естественное желание прочитать не только этот номер журнала, но и последующие издания.

    4. «Майнд-фитнес». Одним из важнейших факторов, влияющих на успеваемость школьников, является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Ученики, которые читают со скоростью 150 слов в минуту, учатся на «5», 120 слов – на «4», 90 – на «3». Те, кто читает еще медленнее, вообще не в состоянии учиться. К сожалению, только половина школьников и только в седьмом классе читает в темпе 120 слов в минуту. Эти данные приведены в статье В.Н. Зайцева «Трещины» в начальном обучении». Для повышения темпа чтения и понимания текста использую инновационную практику «Майнд-фитнес» (Майнд (англ. «mind») – разум, фитнес (англ. fitness) – поддерживать форму, тренироваться.). Эта практика подробно описана в моей статье «Майнд-фитнес – инновационная практика формирования навыка чтения».

    При проведении мониторинга техники чтения провожу тайминг с использованием смартфона, таймера обратного отсчёта. Исподволь у ребят возникает азарт, соревновательный эффект, который приводит и к повышению техники чтения и к более осмысленному исследованию прозаических и поэтических  текстов.

    5. Авторское чтение. Истории звукозаписи не более 130 лет, но опыт показал, что звук может стать мощным средством воздействия, а использованный в преподавании – важным компонентом урока. При изучении детской литературы XX века уже можно применять авторское чтение. Широк ли диапазон аудиозаписей авторского чтения? Есть записи Л. Толстого, С. Есенина, В. Маяковского, И. Бунина, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, Ю. Мориц, Б. Шергина, М. Пришвина. Главное, на что работает авторское чтение – это создание образа поэта, писателя как живого человека, ощущение его присутствия, и тогда каждый мастер художественного слова будет для ученика не только портретом на доске, а яркой, настоящей личностью. В этот момент начинают свою работу эмоции! А затем интерес, мотив!!! Например, при изучении стихов Есенина, можно спросить у детей, как они представляют себе звучание стихов Есенина в авторском исполнении? Большинство скажет о чувстве мягкости, нежности, лиричности, но при включении записи чтения поэта отношение меняется: Есенин читает с надрывом, выкрикивая. Создаётся «точка удивления»: почему так? В голосе писателя – боль души, крик сердца. Возникает интерес к биографии поэта, а, следовательно, к его творчеству.

     Аудиозаписи авторского чтения могут применяться на любом этапе урока: в начале, придавая особую тональность и эмоциональность последующему материалу, в середине урока, при анализе произведения, в конце, как завершающий аккорд, яркий, запоминающийся штрих. Совсем «свежий» пример. 29 марта на уроке литературного чтения мы изучали произведение Е. Благининой «Кукушка». Глядя на портрет поэтессы, третьеклассники сделали предположение, что её голос приятный, взрослый. После прослушивания авторского чтения, ребята охарактеризовали голос как нежный, дружеский, указали на то, что автору много лет. На уроке были открыты творческие мастерские, среди которых была команда «Музыкантов». Юные исследователи выбрали из предложенных музыкальных произведений такое, которое соответствовало теме и характеру текста «Кукушка». На вопрос «Появилось желание прочитать другие стихотворения Е. Благининой?», услышала утвердительные ответы. После урока, на перемене в зоне отдыха уже состоялось «знакомство» с книгами поэтессы, которые я заранее взяла в библиотеке для книжной полки урока. Авторское чтение использую не только в виде аудиозаписи, но и в формате видео. (Пример А. Барто)

    Аудиозаписи авторского чтения позволяют разнообразить урок (занятие), придавая необходимый эмоциональный импульс, позволяют сделать запоминающимся творчество писателей, и, самое главное, вести по пути дальнейшего знакомства с их вербальными шедеврами. http://www.avtorskimgolosom.ru/

    6. Разные виды информации. На уроках окружающего мира, заполняя дневник наблюдений, используем сайты прогноза погоды, читая инструкции, проводим опыты. На уроках русского языка, математики работаем с диаграммами при анализе диктантов, контрольных работ.

    Работу с чеками используем с целью расширения экономических знаний, общей эрудиции. На уроке литературного чтения - для формирования навыков антиципации, на уроке математики -  для формирования навыков устного и письменного счёта, на уроках русского языка с целью повышения грамотности при изучении словарных слов по теме «Огород-овощи», при изучении однородных членов предложения.

    7. Мини-исследование («интерактив» со взрослыми)

    Авторская разработка. Изучая по чтению новый раздел «Соберёшь по ягодке – наберёшь кузовок» провели мини-исследование посредством интерактива со взрослыми. Интерактив - взаимодействие посредством диалога. Затем информация анализируется, делаются выводы. В конце изучения раздела проводим сравнение количества прочитанных произведений ребятами в классе с помощью построения диаграмм.

    8. Фидбэк – обратная связь.

    Взаимооценивание: визуализация + вербализация

    Проводим как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Это мотивирует обучающихся читать правильно, выразительно, повышать технику чтения, работать над дикцией. Для этого используем карточки «Браво!», «Скорость чтения», «Выразительность чтения», «Дикция», «Громкость чтения», «Правильность чтения».

    9. Акция «Самая старая книга»

    В акции «Самая старая книга» ученики ищут книгу в домашней библиотеке, читают ее, проводят интервью с членами семьи и заполняют описание книги в таблице по разделам. Разделы:

    – «Родословная книги» (автор, название, издательство, возраст книги);

    – «Здоровье книги» (хорошее, удовлетворительное, требуется лечение);

    – «Друзья книги» (кому книга принадлежала, как оказалась в семье, о чем она, кто читал книгу в семье, читал ли книгу ребенок).

    10. Итак, использование современных средств коммуникации позволяет идти в ногу со временем и добиваться определённых успехов в урочной и внеурочной деятельности. Ученики нашего класса являются победителями и призёрами конкурсов чтецов и олимпиад по литературному чтению как школьного, так и муниципального уровня.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как научить детей в начальной школе читать бегло (из опыта работы)

    Скорость чтения является важным фактором из числа, влияющих на успеваемость.  В работе представлены разнообразные виды упражнений; даны диагностические карты....

    К вопросу адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено. (Из опыта работы)

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему: "К вопросу адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено". (Из опыта работы)...

    "Как развивать творческие (креативные) способности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения" (из опыта работы)

    Данный материал поможет учителям начальной школы развивать творческие способности на уроках литературного чтения....

    Пути и средства эффективного изучения программного материала на уроках окружающего мира (из опыта работы)

    Материал содержит сведения о различных способах знакомства с текстовым материалом учебника для эффективной работы на уроке....

    Методическая разработка сценария выпускного вечера в начальной школе "Расстаёмся, друзья!".Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В.

    Данная разработка включает в себя сценарий выпускного праздника в начальной школе. Использовано много различного материала : стихи, сценки, песни, песни-переделки, инсценировки, миниатюры. Работа пред...

    Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. Интерактивная доска - из опыта работы.

    Данная статья рассказывает о том, как применять в своей работе интерактивную доску и где можно найти полезный материал для работы с интерактивной доской во время урока....