Работа с текстом
статья по чтению на тему

Смирнова Наталия Александровна

Работа с текстом. Начальная школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_tekstom.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение школьников культуре чтения и пониманию прочитанного текста

По словам Р.Н. Бунеева понимание текста чрезвычайно важная тема. Нельзя с ним не согласиться. Безусловно , это одно из фундаментальных умений , от которого зависит успешность продвижения школьника по образовательной программе в целом . Ведь имеются в виду не только произведения художественной литературы ( хотя на ее примерах учиться постигать всю глубину и красоту текста особенно увлекательно ) , но и тексты любого содержания – научно – популярные , по точным и естественным наукам , публицистические , аналитические и др. . В конце концов математическая задача – тоже текст , и ее тоже нужно уметь правильно прочитать .

Ясно одно: ситуацию, которую выявили результаты международного исследования грамотности школьников по программе PISA , показавшие более чем скромные достижения российских учащихся, надо в корне менять. Научить детей читать – значит сделать только полдела .Научить их понимать прочитанное и применять полученные знания на практике – вот главная задача учителя .

Этот год объявлен Годом русского языка и чтения. И из обширного круга вопросов , связанных с чтением , одним из важнейших является : как научить начинающего читателя понимать текст .

Великий И.В. Гете сказал «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не полюбит». Школьная практика подтверждает , что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения , вплоть до потери интереса к познанию , часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное . Обучение приемам работы с текстом , закладывающее основу умения учиться , формирующее навык самостоятельной учебной работы , - одна из самых актуальных дидактических задач .

Далее мы рассмотрим, что нужно понимать в тексте, какие приемы помогают пониманию, как организовать работу с текстом на уроке, как провести диагностику понимания.

                       «Угадывать великое в немногом»,  или О том, что и как понимать в тексте

Необходимость целенаправленного обучения умению понимать прочитанное не так давно стала осознаваться в педагогической практике. Под умением работать с текстом традиционно понимается способность воспроизводить содержание текста, делить его на законченные части, выделять в них главное, определять с помощью взрослого смысл всего текста в целом. Детям , у которых стихийно сложились представления о чтении как о процессе , связанном с пониманием , эти формы работы обеспечивают необходимую тренировку . Однако  для большинства детей эпизодически используемые на уроке приемы работы с текстом оказываются неэффективными . Каждое из этих умений (устанавливать взаимообусловленность событий , причинно – следственные связи, определять основную мысль , находить второстепенные детали ) выступает независимо от самого текста . Американский психолог Э. Браун назвала это явление обучением «бесплотным» навыкам .

Как учить детей осознанному применению приемов понимания текста? Как превратить использование этих приемов в привычку, имеющую силу потребности?

С точки зрения лингвистики ( теория И.Р. Гальперина ) понимание текста –это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. Конечно текст – это единое целое , и виды текстовой информации разграничиваются условно : в науке – в исследовательских, а на практике – в учебных целях .

Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия, рассуждения автора, повороты сюжета и т. д. Данная информация играет в тексте двоякую роль. С одной стороны , именно она предъявляет текст , предает заложенные в него мысли , а с другой стороны , она часто затемняет , маскирует эти мысли , создает препятствия в их понимании , способствует возникновению разночтений .

В художественном тексте в отличие от газетного сообщения или научной статьи фактуальная информация не может существовать сама по себе. Ни один писатель не садится за письменный стол только для того , чтобы сочинить фабулу. Фактуальная информация излагается в соответствии с замыслом, т.е. теми мыслями и чувствами, которые автор хочет донести до читателя. С ее помощью создатель текста не «в лоб», а через судьбы людей передает то, что его волнует. Поэтому главным в тексте , тем , что его «держит» ,благодаря чему он не рассыпается на множество отдельных фактов и рассуждений , является его концептуальность , или способность содержать концептуальную информацию . Под последней понимается система взглядов , мыслей и чувств автора , которую он отражает в тексте и далеко не всегда выражает словесно .

В художественном произведении, как правило, представлен еще один вид информации, называемый подтекстом. Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах, однако о ней можно судить по специфическому способу изложения фактуальной информации. Она содержится в текстовых «скважинах»   ( пропусках , которые читатель заполняет , опираясь на имеющиеся у него знания, опыт ) , в словах – образах ( художественных средствах ) , в монтаже текста и т. д. Подтекстовая информация возникает благодаря способности слов , словосочетаний , предложений в отдельных небольших отрезках текста таить в себе скрытый смысл . Она извлекается из фактуальной , а точнее , как бы «стоит за ней» и , безусловно , влияет на концепт .

Рассмотрим, что представляет собой понимание текста с психологической точки зрения.

Понятие «понимание» неоднозначно. В него входит и процесс раскрытия смыслов текста , и его итог , результат . Понимание происходит , по выражению философа В.Ф. Асмуса , «по ориентирам , данным в самом произведении , но с конечным результатом , определяемым умственной , душевной , духовной деятельностью читателя» .

Процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и множество других психических особенностей читателя. Кроме того , этот процесс , как правило , не осознается читателем , поэтому возникают большие трудности в его исследовании .

Собирательный образ «идеального читателя»:

Хороший читатель начинает размышлять над текстом до чтения, активно осмысливает и переживает (или проживает) его по ходу чтения и продолжает размышлять над пим после чтения.

Такой читатель не торопится. Во-первых , он старается не пропустить не вполне понятные или очень важные слова , вычитывая из них и то , что написано , и то , что остается за строкой , находится в подтексте . Внимание к слову можно считать основой понимания .

Во-вторых, вычерпывая информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, «идеальный читатель» задает себе вопросы по ходу чтения, задумывается о дальнейшем развитии событий (т.е. прогнозирует их) и сверяет свои размышления с текстом. Такое чтение похоже на беседу , диалог с текстом .

В-третьих, отличительной чертой «идеального читателя» является активность воображения, которое помогает не только понимать, но и запоминать прочитанное.

Вся работа «идеального читателя» обусловлена желанием понять автора текста, делая своеобразные  «открытия для себя».

Завершающие шаги понимания, которые делает «идеальный читатель» после чтения, связаны сего умением перейти с языка фактов и образов на язык мысли.

Систему взглядов автора, нашедшую отражение в тексте, его смысловое ядро, которое вычитывает в итоге «идеальный читатель», называют концептом текста.

Итогом работы «идеального читателя» является нечто личностно новое: обогащение опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя.

Чтобы получать удовольствие от чтения, нужно уметь «приблизить» текст к себе, а для этого важно владеть приемами его понимания.

Как организовать обучение пониманию?

Во-первых, о каждом приеме работы с книгой нужно доступно и интересно рассказать, показать его использование на конкретном примере и потренироваться применять его на текстах, которые для своего понимания требуют использования данного приема.

Во-вторых, ученику в ходе обучения важно предоставить возможность сделать проверку своей работы над пониманием, чтобы увереннее двигаться дальше. В связи с этим необходимо создавать условия для взаимо- и самоконтроля успешности в работе .

В-третьих, важно учесть, что процесс, направленный на понимание текста, протекает быстро. Поэтому при обучении пониманию работа с текстом специально замедляется , чтобы помочь читателю осознать свои умственные действия .

               Обучение школьников культуре чтения.

Сегодня роль гуманитарного знания как элемента общей культуры человека заметно возрастает. В связи с этим актуализируется проблема культуры чтения .

Понимание текста, с точки зрения З.И. Калмыковой, - это активная познавательная деятельность. Ее ядро – взаимодействие когнитивных и мнемических процессов, которые направлены на установление смысловых связей между новой для читателя информацией и имеющимися в его опыте базисными знаниями . В итоге раскрывается сущность предметного содержания текста, его смысл .

Исходя из того что чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта, охарактеризуем подходы к формированию культуры чтения как части общей культуры человека, обеспечивающей формирование компетенции школьника. С этой целью рассмотрим культуру чтения с позиции компетентностного подхода .

Как известно, понимание текста происходит в процессе поиска ценностей текста, их актуализации и сохранения.

Поиск ценностей текста – это определение его темы, проблемы, идеи. Так , если на уровне тематики в научном тексте предмет речи- объект изображения , то в художественном произведении речь идет исключительно о предмете отражения. Поэтому для понимания литературного текста необходимо уметь разграничивать объект отражения (тему) и объект изображения (конкретную изображенную ситуацию).

Актуализация ценностей текста, требующая обращения читателя к собственному опыту, вызывает у школьников затруднение по ряду причин: во-первых, требуется наличие читательского опыта в различных областях знаний; во-вторых, необходимы знания и умения для решения комплекса задач по пониманию текста; в-третьих, отсутствует представление о специфике понимания текста в науке, критике, художественной литературе.

Сохранение ценностей текста, или их принятие, связано с адекватностью понимания текста. Она определяется опытом школьника как носителя духовной культуры и участника диалога культур . Таким образом , культура чтения как культура понимания включает способность и готовность ( компетенции ) читателя найти ценности текста , актуализировать и сохранить их , т.е. владение всеми составляющими процесса понимания.

На наш взгляд, причины появления типичных для школьной практики ошибок кроются в том, что:

  • Ученик не видит специфики темы как объекта отражения в литературном произведении, т.е. не обнаруживает четкого понимания термина «тема»;
  • Имея знания и умения, обозначенные в нормативных документах по русскому языку и литературе как необходимые для понимания текста, ученик не подготовлен к решению системы филологических задач (задач по пониманию текста), условием решения и продуктом которых является ценностный опыт – опыт рефлексии (инструментальный и духовный).

Следовательно, культура чтения как культура понимания включает способность актуализировать ценности текста на этапах: текст – цели, текст – анализ, текст – оценка, т.е. способность решать систему филологических задач на понимание текста.

 Особенности анализа художественного текста в режиме развивающего обучения.

В последние годы определился поворот методики развития речи в сторону художественного текста. Это важный шаг к тому , чтобы не просто читать его , а чувствовать и понимать образы , созданные автором и воплощенные в языковой форме .

Предложенная ниже система работы основывается на технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Для формирования понятия «художественный текст» необходимо, прежде всего, выделить категории текста, а поскольку они не даны в непосредственном восприятии, нужно осуществить совершенно определенные действия по анализу художественного текста для того, чтобы текстовые категории проявились.

Восприятие художественного текста требует от младшего школьника готовности к размышлению над ним, к его анализу, своеобразного сотворчества читателя и писателя.

Подчеркнем: важнейшей особенностью усвоения понятий является то, что их нельзя заучить. Понятие надо сформировать , и сформировать его должен ученик с учителем в совместном процессе обучения .

Таким образом, ключ к проблеме обучения в младшем школьном возрасте – содержание речевого обучения. Мы должны позаботиться прежде всего о научности содержания , т.е. о том , чтобы дети усваивали систему научных понятий о художественном тексте и способы их получения .

Для того чтобы новые понятия прочно закрепились в памяти младших школьников, они фиксируются в модельной форме (построение системы образов). Модельное изображение какого-либо вывода служит в последующем общим принципом ориентации школьников во всем многообразии фактического учебного материала .

С позиции фундаментальных положений теории развивающего обучения учебная деятельность определяется как особая форма активности именно в младшем школьном возрасте, побуждающая учащихся к усвоению речеведческих понятий: художественный текст, его тема, микротема, сюжет, композиция, основная мысль, идея, образ автора, художественный образ, система образов, ключевые слова, план текста, синонимы, омонимы, эпитеты, метафоры и другие тропы.

Анализ художественного текста – особый, эмоциональный и необычайно продуктивный способ познания, в котором заложены огромные методические возможности, позволяющие сделать это понятие не только объектом, но и способом изучения литературоведческих понятий.

Система художественных образов реализует себя во всех компонентах художественного произведения и является центральным понятием, которое выводит на его идею.

Специфика собственно речевых умений заключается в том, что они являются и своеобразным речевым действием, и результатом учебной деятельности.

Научить младшего школьника воспринимать мудрость жизни, заложенную в художественном слове, - главная задача учителя.

               Интерес к чтению: как его пробудить?

«Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни ».

                                                                                        В.А. Сухомлинский.

 Все, все кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение , которое , по словам       М. Цветаевой , «есть соучастие в творчестве» . Необходимо развивать интеллект , эмоциональную отзывчивость , эстетические потребности и способности . Главное – организовать процесс так , чтобы чтение способствовало развитию личности , а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития .

В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения .

Целями работы по проблеме «Формирование читательского интереса» являются:

  • Поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению ;
  • Привитие обучающимся навыков чтения и формирование умения читать с удовольствием;
  • Создание системы организации творческих конкурсов и занятий с элементами театрализации с целью развития обучающегося как читателя.

         Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение . Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Ученными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. Методист Л.Н. Рожина писала , что «полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием . Оно представляет собой сложный процесс , который непременно включает возникновение того или иного отношения как к самому произведению , так и к той действительности , которая в нем изображена».

М.С. Соловейчик говорит о необходимости учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой.

Правило «вдумчивого чтения», представлено формулой «три П» :          

«Три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное! Полноценное восприятие художественного произведения осуществляется через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке. Процесс работы с произведением – это обобщение , поиски и открытия истин , сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор .

Во время урока необходимо воздействовать на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая разнообразную гамму чувств. Подход к литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества как учителя , так и ученика . Творчески раскрепощенные и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное .

Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."

Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний."  В презентации прослеживаются различные виды работы с  текстом. Презетация соде...

Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"

Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...