Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Шуляк Татьяна Олеговна

    Предмет: Русский язык

    Класс: 3

    Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.

    Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова.

    Планируемые результаты:

    ·        Предметные:составлять текст-повествование на заданную тему по картине.

    ·        Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon srusskiy_14.03.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Русский язык

    Класс: 3

    Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.

    Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова. 

    Планируемые результаты:

    • Предметные:составлять текст-повествование на заданную тему по картине.
    • Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

    Этап урока. Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока.

    Деятельность

    учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (УУД)

    Организационный момент

    Словесный: слово учителя

    1 мин

    С добрым утром начат день,

     Первым делом гоним лень.

     На уроке не зевать,

     А работать и писать.

     Тихо сели. Начинаем урок!

    Запишите число и классная работа.

    Приветствовать учителя.

    Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

    Постановка учебной задачи и ее решение

    3 мин

     Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка» и напишем сочинение по этой картине.

    Слушать учителя.

    Личностные -

    ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

    Решение частных задач

    Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

    Практ.: уст. и письм. упр.

    17 мин

    У  нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.        

    В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г.Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы,  привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. «Вечное, сердечное спасибо отцу за то, что он сумел развить во всех нас любовь к окружающей природе ... » ... говорил художник, косца стал взрослым.  

    Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.

    Среди них картины, посвящённые сказкам, былинам: «Три богатыря», «Иван Царевич на сером волке», «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Царевна-лягушка», «Три царевны Тёмного царства», «Снегурочка».

    Интересна история создания картины «Снегурочка».

        В 1881 году  московский меценат Савва  Мамонтов  решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Васнецову  написать декорации и сделать эскизы  костюмов.  Виктор Михайлович был озадачен. Во-первых,  он никогда не писал декораций, во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского. У Островского Снегурочка –– это девушка, которую  отец Мороз, не доверяя легкомысленной матери Весне, воспитывает сам  в  дремучем лесу,  куда  ни пешему, ни конному нет дороги.  И все-таки слышит Снегурочка нежные песни пастушка Леля,  слышит смех парней и девушек из Берендеева посада, когда они устраивают игры на берегу реки…  и любопытно ей.  Весна упрекает Мороза: «С людьми Снегурочке  жить надо.  Играть в горелки с подружками,  гулять с ребятами  до полуночи. А там –– полюбится один. На свете всё живое должно любить!»     Но  именно этого Мороз боится.  Полюбит дочь и сгорит в любовном огне.  Нет, пусть уж живет в лесу,  играет  с белками и зайчатами, прядет  снег,  бобровою опушкой тулупчик свой и шапки обшивает…  Однако Весна настаивает,  и Мороз  отпускает Снегурочку. Познает Снегурочка и  человеческую тоску, и ревность, и  пламя  любви.

    По преданию Снегурочка, родившаяся в дремучем лесу, – ребёнок Мороза и Весны. Она одета в длинное пальто белого цвета, украшенное узорами, бледные варежки и шапку. Фигура размещена не по центру картины, а несколько сбоку. Руки разведены, голова повернута немного вправо, туловище расположено по диагонали, сзади видны следы на снегу – всё это создаёт впечатление, что персонаж только что вышёл навстречу зрителю, и растерянно озирается по сторонам.

    Как отмечал Н. А. Ярославцев, в её образе тесно сплетается небесное и земное. Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег.

    Интересно, что фигура Снегурочки как будто освещается не сверху, а снизу, от снега. Всё окружающее создает общее впечатление волшебства и загадочности. Для написания картины использовалась холодная гамма цветов – белые, серые и голубые оттенки, что очень тонко подчёркивает таинственность происходящего.

    Лунная зимняя ночь, мерцают звёзды. На белоснежной поляне темного холодного леса в расписной парчовой шубе и шапке стоит растерянная девушка – дочка Весны-Красны и Деда Мороза, идущая в мир людей. Вдали виднеются домики с заснеженными крышами – это волшебная страна берендеев. Манят Снегурочку огни Берендеева посада, хочется ей к людям, но…  словно чувствуя, что суждено ей погибнуть, не вернуться в свои холодные края, она прощается и со снегами, и с елочками…

    -Рассмотрите репродукцию картины В.Васнецова «Снегурочка».

    -Что вас поразило больше всего?

    -Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами В.Васнецов? (Кисть художника воплотила на холсте, как на театральной сцене, очарование настоящей русской зимы: дыхание ее холода и великолепие ее снегов, тишину глубокого сна природы и безмолвие лунной ночи. Метели и бураны завалили снегом поля и дороги, сделали непроходимыми леса. Но в удивительной тишине этой безветренной ночи, написанной художником, о пролетевших вьюгах напоминают только оставшиеся снежные комья на пушистых елочках. Снег укрыл землю толстым мягким ковром, и земле уютно, сладко спится под этим чудесным снежным покровом)

    -Опишите зимнее небо. (Редкие алмазные звезды сияют в сумраке небес)

    -Как художник передал образ деревушки в ночных сумерках? (В глухой темноте ночи исчезают дали, чуть угадывается деревушка, занесенная снегом. Приветливо лучатся огоньки-окошки деревенских изб)

    -Почему снег на картине голубого цвета? (Лунный свет сделал мягкий голубоватый цвет снега чуть сияющим, а не искрящимся, как днем. Резкие яркие тени лежат на снегу)

    -Какое время суток изобразил В.Васнецов? Почему? (Художник показал нам зимнюю январскую ночь.  Именно ночью при зыбком, изменчивом, призрачном свете луны происходят таинственные превращения и чудеса: выходит из леса или появляется волшебным образом на лесной заснеженной опушке, как на сцене театра, эта юная русская красавица – Снегурочка)

    -Опишите образ Снегурочки. (Ее парчовая шубка и шапочка, отороченные мехом, написаны жемчужно-серебристыми красками и напоминают поблескивание снежного наста и мягкость только что выпавшего снега. Застенчивая, трепетная, полная ожидания и робкой надежды.)

    -Как одета Снегурочка на картине В.Васнецова? (В тулупчике, в сапожках, в рукавичках)

    Слушать учителя.

    Усваивать новую информацию, участвовать  в беседе.

    Строить речевое высказывание.

    Выполнять упражнение.

    Анализировать слова.

    Делать вывод.

    Выполнять работу по карточкам.

    Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

    Познавательные –

    анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

    Физ. минутка

    1 мин

    Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем!

    Делать физ.

    разминку

    Личностные - установка на здоровый образ жизни.

    Решение частных задач

    Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

    Практ.: уст. и письм. упр.

    10 мин

    Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. (Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная)

            -Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи. (Яркая, лунная, волшебная, лазоревый снег, жемчужные снежинки, хрустальные льдинки, пушистые хлопья снега)

    Устное сочинение по картине.

    Написание сочинений.

    Сочинение

    План.

    Опорные слова:

     1. Вступление. Что изображено на

    картине В. Васнецова «Снегурочка»?

    Снегурочка, зимний лес.

    2. Основная часть. Описание картины.

    1. Как художник изобразил лес, природу?

    Тёмный лес, ночьалмазные звёзды, лунный свет, поляна, сияющий голубоватый цвет, яркие тени.

    2. Какая Снегурочка?

    Девушка, красивый наряд, жемчужноеребристый цвет, парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, тёплые варежки.

    3. Где стоит Снегурочка? Что изобразил художник на заднем плане?

    В сумраке леса, пушистые ёлочки, тонкая берёзка,вдали, огоньки-светлячки деревеньки.

    4. Как чувствует себя Снегурочка?

    Страшно, одиноко.

    3. Заключение.

    Понравилась ли тебе картина? Чем?

    Волшебная, загадочная, чудо, тайна.

    Выполнять упражнения.

    Актуализировать знания.

    Анализировать слова.

     

    Взаимопроверка.

    Работать в парах

    Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности;

    Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание;

    Итог урока.

    Словесный: отвечают на вопросы

    5 мин

    Кто хочет прочитать свое сочинение?

    Вот и закончился урок!

    Подведем скорей итог!

    – Расскажите, чему учились на уроке?

    - Что нового узнали?

    – Что получилось?

     – Что было трудно?

    Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

    Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

    Рефлексия

    2 мин

    Закончи предложения                  

                                                Я узнал…..

                                            Мне было интересно…

    Оценивать свои достижения

    Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: "Корень слова. Однокоренные слова" по учебнику Т.Г.Рамзаевой.

    Разнообразный материал урока поможет интересно организовать работу по закреплению понятий: корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов и применить полученные знания в практической дея...

    конспект урока русского языка в 3 классе на тему: « Написание слов с суффиксами -ек- и -ик- »

    разработка конспекта по новому ФГОС, учебник «Русский язык» 3 класс (часть 1),авт. А.В. Полякова (система Л. В. Занкова)...

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание слов с разделительным твердым знаком"

    Конспект урока русского языка в 3 классе программа «Школа России»Тема урока: Правописание слов с разделительным твердым знаком.Цели урока: формирование умения правильно писать слова с разделительным т...

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Диктант по теме "Состав слова""

    Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Диктант по теме «Состав слова»Цели урока: выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных правил.Планируемые результаты:·...

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

    Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Упражнение в написании слов с парными звонкими и глухими согласными в корне»

    Конспект урока поможет развить такие навыки, как умение работать в группе. индивидуально, в паре, используя инновационные и здоровьесберегающие технологии...

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему:« Правописание слов с двумя безударными гласными в корне».

    Конспект урока русского языка разработан по программе "Школа России" для учителей начальных классов....