Приём образного моделирования по формированию нравственных качеств личности при работе с произведениями в рамках предмета литературное чтение
проект по чтению на тему

Высшим показателем понимания текста, его принятие для применения в своей жизни является "вживание" в ситуацию, принятие литературного героя, как реального друга. Я в своей работе использую приём придумывания продолжения к  уже существующему литературному произведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyom_prodolzheniya_teksta.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Добрякова Лариса Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ  «СШ №29 с углублённым

 изучением отдельных

 предметов» города Смоленска

Приём образного моделирования по формированию нравственных качеств личности при работе с произведениями в рамках предмета

литературное чтение

Каким образом происходит восприятие ребёнком начальной школы литературного произведения, как он представляет события, описываемые в произведении, каким представляется ему герой произведения? На эти вопросы можно найти ответы  в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А.В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых , где исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком  младшего школьного возраста.

Львов М.Р. отмечал, что если произведения изобразительного искусства, музыки воспринимается непосредственно органами чувств, то читатель воспринимает графические знаки, напечатанные на бумаге. Только посредством включения психических механизмов мозга эти графические знаки преображаются в слова. Благодаря словам и воссоздающему воображению выстраиваются образы, которые вызывают эмоциональную реакцию читателя, рождают сопереживание героям и автору, а отсюда возникает понимание произведения и понимания своего отношения к прочитанному.

Рожина Л.Н. писала, что «полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Никифорова О.И. выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии:    

1. непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения);

2. понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);

3. влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.

         Для детей младшего дошкольного возраста характерна зависимость понимания текста от личного опыта ребенка. Он мысленно находится рядом с героем, который вызывает у него симпатию, становится его виртуальным другом, с которым он хочет быть рядом. Им трудно «проститься с героем», им хочется ещё побыть с ними в их мире.

Существует классификация Н.Д. Молдавской, согласно которой для детей характерны четыре уровня восприятия художественного произведения.

1. Фрагментарный уровень.

У детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами.

2. Констатирующий уровень.

Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.

3. Уровень «героя»

Читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети, верно определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок.

4. Уровень «идеи».

Читатели, относящиеся к данной группе, обладают развитым воображением, любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. Читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам и складывается своё личное.

Чем выше уровень, чем лучше ребёнок понял текст, вошёл в образ героев произведения.

Поэтому на этапе вторичного синтеза, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного, я после работы над некоторыми произведениями использую такой творческий вид работы, как придумывание продолжения.

        Так уже в 1 классе, прочитав сказку «Лиса, заяц и петух» дети рады были, что зайчик оказался в своём доме. Но на вопрос: «Как вы думаете, что случилось с лисой дальше, как она встретила следующую зиму?» -  дети стали предполагать, что у лисы не появилось собственного дома, ведь она не умеет его построить. Может быть, она ещё кого-то обманула и завладела чужим домиком. Мы решили помочь лисе и не допустить обмана. Зайчик , медведь и петух научили и помогли ей построить свою лубяную избушку и жить добрыми соседями.

        Трудно представить, но при прочтении главы из книги Э.Успенского «Крокодил Гена и  его друзья» выяснилось, что многие дети не смотрели мультфильм и не читали книгу. Все знают героя Чебурашку, но, с кем он дружил и какие истории с ним приключились, многие не знали. С ребятами, которые знали сюжет книги,  мы договорились не подсказывать тем, кто книгу не читал.  Прочитав главу, в которой  крокодил Гена развесил  объявления по городу и стал ждать друзей, я предложила детям предположить, кто откликнулся и захотел стать его другом. В воображении детей его друзьями в основном были звери: они готовили цирковые номера, жираф рассказывал, что видит с высоты своего роста, т.к. крокодилу не видно, он стал пароходом для лягушек т.д. Но каков был их восторг после прочтения книги (в рамках семейного чтения), ведь сама книга оказалась интереснее, чем их воображение!

        После знакомства с Котькой из произведения Н.Носова «На горке», мы с ребятами пришли к выводу, что у него не было настоящих друзей,  иначе он не усидел бы дома, когда ребята строили горку. И неприятный случай, наверное, помог Котьке понять что быть членом команды интереснее. Каждый попробовал придумать коллективное дело, которое предложил детям двора Котька. Это было заливание катка, строительство хоккейной коробки, лыжные соревнования, парад снеговиков.

        Произведение С.Михалкова «Как друзья познаются в беде» вывело нас на разговор: в каких ситуациях можно убедиться рядом с тобой верный и неверный друг. Были рассказаны реальные ситуации и выдуманные «тесты», но мы пришли к выводу, что специально тест на проверку устраивать безнравственно.

        Много смеха и положительных эмоций  вызвали фантазии детей после прочтения книги Н.Носова «Фантазёры». Ребята рассказывали нам свои истории, а мы должны были угадать, какая это история вымышленная и реально произошедшая. Многие дети рассказывали, что вечер накануне урока дома был превращён в вечер воспоминаний, рассказов и смеха. Дети удивлялись, как много они не знали интересного о своих родственниках. Просто это домашнее задание послужило поводом пообщаться, повспоминать.

        Наверное, самым сильным желанием стать членом команды возникло у ребят после прочтения главы, а затем и книги (опять же в рамках семейного чтения) А.Гайдара «Тимур и его команда». Мы посмотрели фильм 1940 года. Дети увидели детей предвоенной поры. Им очень захотелось быть похожими на них. Конечно, мы попробовали предположить,  как сложилась их судьба. Но творческим заданием было  придумать, что в сегодняшнее время мы можем сделать, чтобы помочь стареньким людям, детям и всем кому нужна помощь. Дети захотели покормить бездомных животных, открыть двери перед пожилым человеком, сделать кормушки, поднять мусор, который портит вид и т.д. Самое главное, что после знакомства с Тимуром им самим захотелось стать лучше.

        Данный вид работы способствует нравственному совершенствованию ребёнка. Герои произведений становятся для них положительным или отрицательным примером, помогающий сделать правильный нравственный выбор, исправить ситуацию, если стало стыдно за свой поступок.

Литература:

1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.

2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.

3. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.

4. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.

5. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.

6. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.

7. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.

8. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.

9.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. -- М.: Смысл, 1997. - 287

10.Лев Семенович Выготский. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М. , 1999. — 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования: «Формирование нравственных качеств личности учащихся через решение текстовых задач»

Считаю, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства...

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...

Формирование нравственных качеств личности младших школьников посредством технологии критического мышления на уроках литературного чтения

Модель формирования нравственных качеств личности младшего школьника на уроках литературного чтения....