Главные вкладки

    Рассказ К.Федина «Сазаны»
    план-конспект занятия по чтению (1, 2 класс) на тему

    Терехова Марина Николаевна

    Данное мероприятие было проведено в рамках областного  Дня чтения вслух «Читаем произведения К.Федина» . Дети прослушали рассказ К.Федина «Сазаны» .

    Цели:

    • Познакомить с творчеством К.А.Федина

    высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

     

    по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx700.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Запрудное Питерского района Саратовской области»

    День чтения вслух

    «Читаем произведения К.Федина»

    Рассказ К.Федина

    «Сазаны»

    Автор: Терехова Марина Николаевна

    учитель начальных классов

    с.Запрудное

    2017 г.

    Пояснительная записка

    Цели:

    • Познакомить с творчеством К.А.Федина

    высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

     по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

    Средства обучения: хрестоматия «На главной улице России», издательство «Саратовский государственный социально-экономический университет» , Ассоциация Саратовских писателей, Саратов, 2009 г, портрет писателя, конверты с диалогами для 3-команд, карточки с кроссвордами, папка «Для любознательных».

    Данное мероприятие  разработано для обучающихся начальных классов с целью изучения рассказа К.А.Федина «Сазаны» и проводилось в рамках областного Дня чтения вслух.

    Ход мероприятия:

    1. Знакомство (вступительная речь)

    Учитель:

    - Любовь к России начинается с любви к тому месту, где ты родился, где прошло твоё детство. Любовь к России начинается с чтения книг о родном крае: о народах,  его населяющих, о традициях и обычаях. Трудно вырасти патриотом, не зная истории своего города, его особенностей, его культуры. Сегодня  мы с вами познакомимся с творчеством К.А.Федина.

    Любовь к своей малой родине автор множества романов и повестей пронес не только через всю жизнь, но и творчество. Саратов являлся местом действия его произведений, причем описанных довольно достоверно. И хотя почти вся жизнь Федина прошла в столицах, хотя он и объездил полмира, для него было праздником возвращение в родные места, куда он приезжал при малейшей возможности оторваться от дел. Его "влекли к себе старые, родные закоулки", где оживала память о детстве, о близких и родных людях, о событиях, оставивших в душе след на многие годы.http://elsso.ru/cont/images/663.jpg

    Константин Александрович родился 12(24) февраля 1892 в Саратове в маленьком дворовом флигельке (по местной традиции называемом "флигерем") на Большой Сергиевской улице. Сейчас эта улица носит имя Н.Г.Чернышевского.

     В 1908 году Константин Федин навсегда уехал из Саратова и с тех пор бывал здесь только наездами. Но для него Саратов до конца жизни останется родным городом, «где легче дышится, легче работается...».

    В романах  "Первые радости", "Необыкновенное лето", "Костер",  «Братья», повести «Старик», рассказах «Сазаны» и «Встреча с прошлым» множеством точно воспроизводимых признаков и определенных названий писатель описывает конкретно существовавшие места. И оживают картины старого Саратова: городской театр, парк Липки, набережная, сохранившиеся и давно исчезнувшие улицы и дома. Чтение этих произведений превращается для читателя в захватывающее путешествие по родному городу начала XX века.

    В рассказе «Сазаны»  говорится о развлечениях  мальчуганов, об их самовольной поездке в Беленькие на ловлю сазанов. Поэтичный рассказ овеян воспоминаниями далёкого детства: «Как обычно мы с Колей вышли поутру в школу, но на полдороге повернули в другую сторону и пошли тихой улицей на Волгу».  Это одно из ранних приключений, один из тех детских «побегов», которые хорошо всем знакомы и чаще всего хорошо кончаются.    

    2. Чтение произведения К.А.Федина «Сазаны»

    Учитель:

    - Садитесь как вам удобно  и послушайте рассказ К.А.Федина «Сазаны».

    Учитель читает детям выразительно рассказ вслух.

    3. Беседа о прочитанном. Рекомендация книг для самостоятельного чтения.

    Учитель:

    Сейчас мы с вами прочитали рассказ К.А.Федина.

     -Расскажите, о чём вы узнали из этого рассказа? Какие слова вам незнакомы в тексте.

    (Дети отвечают на вопрос учителя, учитель объясняет смысл незнакомых слов).

    Учитель:

    Я предлагаю вам сейчас, разделиться на 3 команды по 3 человека и выяснить, кто был самым внимательным слушателем сегодня.

    Первое задание для каждой группы.

    Вы выбираете на доске лист с заданием, где написана цифра 1.

    (Задания  в конвертах прикреплены магнитами к доске. В  конвертах задания распечатаны  по числу участников каждого  диалога. Дети выбирают конверты с заданиями).

    Учитель:

    Вы выбираете в своей группе тех, кто будет читать диалог, напечатанный на листочке, распределяете роли и инсценируете выбранный текст. На подготовку вам даётся по 3 минуты.

    Диалог №1.

    -Ни капельки не боится,- сказал я.

    -Попробуй поймай,- сказал Коля.

    -А что лучше ловить: птиц или рыбу? - спросил Саня.

    -Рыбу,- ответил Коля.

    -Как бы не так,- сказал Саня.- Птицу поймаешь. Посадишь в клетку - она поёт. А рыбу поймать не успеешь поймать - она уснула, куда её? Коту Ваське, обжоре.  

    -Да ты порядочной рыбы никогда и  не ловил.  Наверное, только чехонь таскал,- засмеялся Коля.

    -А ты что таскал? Баклешек?- рассердился Саня.

    -И сазанов ловил,- строго проговорил Коля.

    Тут я не выдержал:

    -Зачем ты Коля, врёшь?

    -и ничуть не вру. Нынче летом на Волге, в Беленьких, я ловил сазанов.

    -А я прошлым летом с мамой жил в Беленьких,- сказал я – там сазаны не ловятся.

    -Ты в каком месте ловил?

    -И с берега ловил, и с дощаников.

    -А надо с конторки. Там они здорово берут!

    -Ты, поди,  вот такого поймал? – спросил Саня и показал мизинец.

    -Я в три ладони поймал,- опять строго сказал Коля и отмерил на руке три ладони, до локтя.

    - Завирай! - тряхнул головой Саня.- Вот как дам тебе…

    -Попробуй,- сказал Коля и подвинулся ко мне.

    Диалог №2.

    -Может, ты всё сочинил?- сказал я, когда надоело перекидывать удочку.

    -Я тебе расскажу, как было,- быстро отозвался Коля. Будто обрадованный, что я с ним заговорил.- Мы удили здесь с папой. У нас сперва тоже не клевало, и мы собрались уходить. Вдруг у папы стало тихонько клевать, долго, долго,  потом сразу как поведёт вбок! Он и подсёк. И говорит: «Это, наверное, сазан. На, говорит, держи удочку: я хочу, чтобы ты вытащил». Я как взял – насилу удержал. А папа говорит: «Ты сильно не дёргай – оборвёшь леску, а дай ему поводить. Он устанет, тогда ты его и вытягивай!» и правда, как стал он водить то в эту сторону, то вон в ту, я думал: «Оборвёт всё на свете». Потом он немножко присмирел, я его как выхвачу прямо вот сюда и схватил руками. Красивый!

    Ну а какой?- спросил я.

    -Ты бронзу видал? Ну, такую, тёмно-золотую? Вот у него такие бока. А спинка чёрная, а животик белый. Башка толстенная, тупая, и ротик ма-аленький, маленький, и он им всё время чавкает. Так  вот: чвак, чвак. Живучий!

    Диалог №3.

    -Влетит нам дома, что мы пропадали,- сказал я.

    -Сейчас придёт «купец», мы как-нибудь словчим, сядем, - ответил Коля.

    -Зачем же ловчить? Купим  билеты и поедем.

    -А на что ты купишь?

    -Как на что? Ты сказал, что у тебя денег хватит.

    -А ты яблоки с булкой ел?

    - Яблоки ел, а булка уплыла.

    - Ну так что же, уплыла: всё равно я за неё заплатил.

    -И не осталось ни копейки?

    -Ни копейки.

    (Дети самостоятельно распределяют роли, читают диалог).

    Учитель:

    Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием. А сейчас мы с вами выясним, какая тройка сегодня была самым внимательным слушателем. Перед вами на столах лежат листочки с кроссвордом, ответы которого вы встретили в рассказе К.Федина «Сазаны».

    Внимательно читайте вопросы, правильность ваших рассуждений будет ключевое слово - название 2017 года в России.

    Задание – кроссворд.

    1. Русская река, которую часто упоминает в своих произведениях Константин Федин.
    2. Узенькая длинная вроде селёдки рыбка, такая же серебристая, с чуть вогнутой спинкой.
    3. На чём отправились дети ловить сазанов?
    4. Вспомни пропущенное слово в предложении:

    Он подсадил одной рукой сначала Колю, потом меня, и, когда я схватился изо всей силы за трап, он шутя хлопнул меня сзади широкой ладонью и прикрикнул:

    -… вы, сазаны.

    1. Какую рыбу, по мнению Сани, ловил Коля?
    2. Что перевозили на пароходе в корзинках?
    3. Чем измерил Коля величину пойманного ими сазана?
    4. Сколько не был в Беленьких герой рассказа?
    5. Место, где Коля вырезал удилище?

    Ключ:

    В

    О

    Л

    Г

    А

    Ч

    Е

    Х

    О

    Н

    Ь

    П

    А

    Р

    О

    Х

    О

    Д

    Э

    Х

    Б

    А

    К

    Л

    Е

    Ш

    К

    А

    Я

    Б

    Л

    О

    К

    И

    Л

    А

    Д

    О  

    Н

    Ь

    О

    Р

    Е

    Ш

    Н

    И

    К

    Г

    О

    Д

    С

     И

    Н

    И

    Ц

    А

    И

    В

    А

    -Вспомните, о какой экологической проблеме вы услышали в рассказе К.Федина? (О пятнах нефти на воде).

    Верно, вот как об этом написал автор:

    …Осеннее течение было тихим, поплавки относило вниз медленно, и мы перекидывали удочки очень редко. Сверху приплывали золотисто-лиловые, сизые и зелёные разводы нефти, кружились около наших лесок и ленточками уплывали дальше…

    (Если дети не отвечают на вопрос, учитель зачитывает отрывок сам).

    -Как  пятна нефти влияют на  экосистему Волги?

    -Каких рыб упоминает в своём рассказе К.А.Федин? Что вы о них знаете?

    Если вы хотите побольше узнать об этих рыбах, вы можете посмотреть материал в папке «Для любознательных». (Приложение №1).

    Учитель:

    Наша встреча сегодня подошла к концу. Понравилось ли вам чтение вслух? Хотели бы вы ещё окунуться  в волшебный мир книг? (ответы детей).

    Кто по вашему мнению самый внимательный слушатель?

    Вас всегда рады видеть в школьной и сельской библиотека с.Запрудное.

    Книг волшебные страницы

    Тайны мира открывают.

    То махнёт крылом жар-птица,

    То ввысь ракеты улетают.

    Пушкин, Лермонтов, Жуковский,

    Палькин, Федин и Гладков,

    Наша встреча состоится

    Если слушать ты готов.

    Спасибо всем за работу.

    Приложение №1

    «Для любознательных»

    Знаешь ли ты, что:

    • Русское название "сазан" имеет казахские корни и собрано из 2 слов: "саз", означающего "грязь" и "ан" — животное. Так на Руси стали называть рыбу, обитающую на илистом дне.

    • Рыба сазан обладает достаточно толстым, сильным, слегка удлиненным туловищем с относительно высокой спиной и чуть уплощенными боками. Сазаны растут примерно до 8 лет, затем рост рыбы приостанавливается. Средняя длина тела сазана составляет 35-55 см, средний вес сазана достигает 1-3 кг. Гигантские экземпляры свыше 1 метра в длину и массой 20-32 кг встречаются крайне редко. По документально подтвержденным данным, самый крупный сазан был пойман во Франции в январе 2010 года на озере Лак де Кертон (Lac de Curton). Вес рыбы составлял 41,6 кг. После этого, в 2013 году во Франции на озере Этан ля Сосэ (Etang La Saussaie) британский рыболов Колин Смит поймал сазана весом 45,59 кг.

    Большой сазан фото

    Одной из рыб семейства карповых является чехонь. Ее внешний вид достаточно интересный, впрочем, как и название.

    Она не похожа на других представителей карповых. Причиной этого служит форма тела, которая намного более удлиненная, чем у родственников рыбы чехонь. При этом данное тело имеет сплюснутую с боков форму, что позволяет неплохо маневрировать рыбе в водоемах.

    H:\читка\fullsize.jpg

    http://ulov.guru/images/45795/ulov-ryby-chehon.jpg

    Укле́йка, или обыкнове́нная укле́йка, или силявка (лат.Alburnus alburnus)— распространённый вид рыб из семействакарповых(Cyprinidae).

    Устаревшее название (Киржач, Владимирская область) — «раскле́йка», в Саратовской губернии- баклешка.AlburnusAlburnus1.JPG

    Имеет пелагическую окраску — спинка тёмная, серовато-голубая с зеленоватым отливом, а брюшко и бока серебристые, со светлым отблеском. Спинной и хвостовой плавники тёмные, а остальные желтоватые или красноватые. Чешуя нестойкая, от прикосновения остается на пальцах.

    Достигает длины до 20 см (средняя 12—15, наибольшая  - 25) и массы до 60 граммов, встречаются экземпляры весом 80—100 граммов.Ablette.jpg

    Источники информации:

    1. Хрестоматия «На главной улице России», издательство «Саратовский государственный социально-экономический университет» , Ассоциация Саратовских писателей, Саратов, 2009 г
    2. Википедия
    3. Интернет сайт «Рыбалка».
    4. Вишневская Елена Игоревна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 24» г. Саратова, Статья  «О, ВОЛГА! КОЛЫБЕЛЬ МОЯ!»  (ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ РЕКИ В ТВОРЧЕСТВЕ К. ФЕДИНА).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок чтения Н. Н. Носов "Федина задача"

    Познакомиться с произведением Н. Н. Носова «Федина задача». Провести исследование творчества Н. Н. Носова. Развивать выразительное чтение. ...

    Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Н.Н. Носов. "Федина задача"

    Данный урок литературного чтения формирует у детей читательскую самостоятельность, развивает образное и логическое мышление, расширяет кругозор школьников. Разнообразные виды деятельности развивают...

    Урок по чтению Носов Н.Н. "Федина задача" 3 класс

    Аннотация к уроку Н.Н. Носов «Федина задача» Я постаралась на уроке показать свою тему по самообразованию «Развитие самостоятельности на уроках» . (чтение по ролям, самостоятельное чтение, выборочн...

    РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ Н.НОСОВ "ФЕДИНА ЗАДАЧА" 3 КЛАСС

    РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ Н.НОСОВ "ФЕДИНА ЗАДАЧА"...

    Юмор и сатира в рассказах. Н. Носов "Федина задача".

     На уроке ребята знакомятся с жизнью и творчеством Н. Носова, юмористическим рассказом "Федина задача", учатся выразительно читать, давать характеристику главному герою....

    Технологическая карта по литературному чтению на тему "Н. Носов. Рассказ «Федина задача»" 3 класс УМК "Школа России"

    Цель деятельности учителя: продолжение знакомство учащихся с творчеством Н. Н. Носова; прививать интерес к чтению, литературе; развитие чувства юмора учеников, мышление, выразительную речь.Плани...