Технологическая карта по литературному чтению на тему "Н. Носов. Рассказ «Федина задача»" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

 

Цель деятельности учителя: продолжение знакомство учащихся с творчеством Н. Н. Носова; прививать интерес к чтению, литературе; развитие чувства юмора учеников, мышление, выразительную речь.

Планируемые результаты

Предметные:

    знать: особенности и структуру рассказа как литературного жанра;  

    уметь: определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

Личностные:

  - воспитание нравственных качеств, самодисциплины;

- усвоить главный урок, извлечённый из рассказа, высказывать стремление руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 23.04.2019

Учитель: Ходыкина М.Ю.

Школа: МАОУ СОШ № 152

Студент: Уржумова О.

Класс:

Методист: Кондратьева И.И.

Кабинет: 214

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Н. Носов. Рассказ «Федина задача»

Цель деятельности учителя: продолжение знакомство учащихся с творчеством Н. Н. Носова; прививать интерес к чтению, литературе; развитие чувства юмора учеников, мышление, выразительную речь.

Планируемые результаты

Предметные:

    знать: особенности и структуру рассказа как литературного жанра;  

    уметь: определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

Личностные:

              - воспитание нравственных качеств, самодисциплины;

- усвоить главный урок, извлечённый из рассказа, высказывать стремление руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях.

Тип урока: Урок общей методологической направленности (закрепление).

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Литературное чтение: 3 класс.

Этап урока

Методы и приемы

Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический

настрой

1 мин

Парная форма работы

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Александровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Посмотрите друг на друга, пожелайте друг другу хорошего урока и отличных оценок.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: артикуляционная гимнастика

6 мин.

Речевая разминка

Групповая, парная, фронтальная форма работа

- Ребята, вы видите на доске скороговорку:

Зоя разбила хрустальную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

- Сначала прочитайте скороговорку про себя.

-Теперь читаем вместе, шепотом.

-Вместе вслух голосом.

-Вслух быстро читаем.

-Теперь тоже самое, только в парах.

Попробуйте прочитать скороговорку обиженно.

-Теперь с таким знаком. (вопросительный знак на доске)

- И кто нам хочет прочитать скороговорку с таким значением? (восклицательный знак на доске)

 Читают скороговорку

П.: осмысление читаемого текста

П.: построение речевого высказывания

III. Постановка учебной задачи

Словесный: подводящий диалог

Практический: словарная работа

5 мин.

Фронтальная работа

– Писатель, чей рассказ мы прочитаем сегодня, вам хорошо знаком. Именно он рассказал детям о Цветочном городе и его необыкновенных жителях. Вы, конечно, их помните? В одном из его рассказов вдруг ожила… шляпа. А уж все приключения, которые произошли с Мишуткой и Стасиком – героями многих произведений этого замечательного детского писателя, сразу и перечислить невозможно.

– Догадались, кто этот писатель?

– Совершенно верно, Николай Николаевич Носов.

- Откройте учебник на странице 164

- Попробуйте сформулировать тему урока.

-Какие цели мы поставим на урок?

Знакомство с жизнью и творчеством автора

- А сейчас мы познакомимся с биографией автора

Родился Николай Николаевич Носов 23 ноября 1908 года в городе Киев в семье актёра. Окончил институт кинематографии. Почти 20 лет работал в кино. Был режиссёром “Мосфильма”. Много времени уделил мультипликации, снимал учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы.

Писать Никой Николаевич Носов начал в 1938 году. А как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы.

Носов был признан мастером юмористического жанра в детской литературе. За свои заслуги в писательском деле неоднократно получал государственные премии, ордена. Книги его переведены на разные языки.

- В какой семье родился?

- Для какого начал писать?

- В каком жанре писал?

Индивидуальная и фронтальная формы работы

- Давайте для начала проведем словарно- лексическую работу.

- Читаем с правильным ударением, а затем объясните значение слов:

РОКОЧУЩИМ БАСОМ

БОРЗАЯ

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ

КАФТАН

ЧУРБАН

Отвечают на вопросы

- Николай Николаевич Носов

- Николай Николаевич Носов. Рассказ «Федина задача»

- Познакомиться с жизнью и творчеством Н.Н. Носова, а также с рассказом «Федина задача»

-низким мужским голосом

– быстрая

- высокий служебный чин

(должность) в России до революции.

– в море в середине, в полдень.

– удлинённый пиджак

– глупый человек

П.: подведение под понятие

Р.: Целеполагание

П.: построение речевого высказывания  

IV. Открытие нового знания

Практический: слушание и беседа по содержанию

15 мин

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы

- Сейчас я включу вам аудиозапись произведения. Ваша задача – внимательно слушать и следить. После каждой части я буду задавать вам вопросы. А вы должны будете ответить на них после каждой части.

Чтение 1 части (аудиозапись)

- Откуда пришел Федя?

- Как понимаете выражение «по крайне мере, никто не будет мешать делать уроки»?

- Что же сделал Федя?

Чтение 2 части чтение учеников

- Каким вы увидели Федю в этой части рассказа?

Чтение 3 части чтение учеников

- Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши?

- Почему Федя не мог решить задачу?

- Почему Федя решил обратиться за помощью к своему другу Юре Сорокину?

Слушают образец чтения. Отвечают на вопросы по прочитанному

- С катка

- сестра и мама

- Включил телевизор

- делает сразу несколько дел

- Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать телевизор

- Он не мог решить задачу

П.: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практический: беседа по тексту и выборочное чтение

6 мин.

Чтение и первичный анализ

Анализ языковых особенностей.

Фронтальная форма работы

Найдите в тексте ответы на вопросы и прочитайте их:

1) Что обрадовало Федю, когда он пришёл домой?

2) Как он это объяснил?

3) Как он отнёсся к тому, что по телевизору будут передавать концерт по заявкам.

4) Найдите, как Федя знакомился с условием домашней задачи.

5) Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу?

(отсутствие мамы и сестры) (никто не будет мешать делать уроки)

(«Концерт – это хорошо. Веселей будет делать уроки»).

П.: смысловое чтение, поиск и выделение информации

1 мин.

Динамическая пауза

VI. Самостоятельная работа с проверкой

  1. мин.

Фронтальная формы работы.

- Сейчас поработаем самостоятельно. У каждого из вас лежит карточка с тестом. Мы посмотрим, как внимательно вы слушали рассказ. Закрыли все учебники

1. В какое время года происходит действие рассказа?

А. Осень     Б. Лето     В. Зима     Г. Весна

2. Как звали младшую сестру Феди?

А. Лина     Б. Рина     В. Амина

3. Какую передачу показывали по телевизору?

А. концерт по заявкам     Б. мультфильм     В. юмористическую программу

4. Почему Федя был доволен, что дома никого нет?

А. никто не будет проверять домашнюю работу

Б. никто не будет мешать делать уроки

В. никто не будет заставлять делать уроки

5. Что случилось из – за того, что Федя стал отвлекаться?

А. он перепутал задачи     Б. он потерял ручку     В. не услышал звонок от мамы

6. Сколько раз прочитал Федя задачу, но так ничего и не понял?

А. 4     Б. 100     В. 20

7. Что привезли в задаче на мельницу?

А. пшеницу     Б. рожь     В. ячмень

8. Чем закончился рассказ?

А. Федя верно решил задачу

Б. Федя пошёл к своему другу за объяснением задачи

В. Утро вечера мудренее решил Федя и лёг спать

- Давайте проверим. Читайте вопрос и называйте правильный ответ

 Выполняют самостоятельно задание

Ответы: 1. в  2. б  3. а  4. б  5. а  6. в  7. а  8. в  9. а  10. б  11.  б

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера

3 мин.

Фронтальная формы работы

-давайте сейчас поработаем в группах. Вам нужно восстановить деформированный план.

_3__ 1. Титулярный советник.

_5__ 2. Это не та задача!

_1__ 3. Федя сел за стол делать уроки.

_6__ 4. Прямо наказание какое – то!

_2__ 5. Песня про блоху.

_4__ 6. Хорошая песня!

- Давайте проверим. Молодцы!

-Почему Федя не мог решить задачу?

- Чему учит этот рассказ?

Откройте дневники и запишите домашнее задание с. 164-169 пересказ (на доске)

Слушают, отвечают на вопрос

-Федя имел плохую привычку –одновременно с  выполнением домашних заданий, он любил смотреть телевизор)

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:

формулирование

выводов, обобщений.

2 мин.

- Какую цель ставили на урок? Достигли ли мы её?

- Поднимите вверх зелёный карандаш, если вам понравился урок, если урок был интересный, но чего-то не хватило, то жёлтый, красный если совсем не понравился.

- Вы большие молодцы, спасибо за урок, до свидания!

Отвечают на вопросы

- Познакомиться с жизнью и творчеством Н.Н. Носова, а также с рассказом «Федина задача», достигли.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по литературному чтению. В.Ф Одоевский «Мороз Иванович», 3 класс "Школа россии"

Урок литературного чтения в 3 классе по сказке "Мороз Иванович" Владимира Одоевского...

Технологическая карта урока литературного чтения Н. Н. Носов На горке, 2 класс

Тип урока: комбинированный.Задачи: Образовательные: развивать умение бегло и выразительно  читать; формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; наход...

Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача» ( УМК" Школа России", 3 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в п...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «Н. Носов \'Федина задача».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Н.Н. Носов «Федина задача»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с ра...

Технологическая карта урока литературного чтения "Н.Н. Носов "Федина задача" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Н. Носова «Федина задача»: совершенствование умения ана...

Технологическая карта по литературному чтению Н.Н.Носов "Федина задача" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения Н. Н. Носова "Федина задача"; прививать интерес к чтен...

Технологическая карта по литературному чтению "Н.Н. Носов «Федина задача" (3 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: знакомство обучающихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача».Задачи урока:Дидактические:1 познакомить обучающихся с биографией Н.Н. Носова2 ...