Урок - диспут по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Сысоева Татьяна Викторовна

Цель урока: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_mamin-_sibiryak._priyomysh.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш» (4 класс)

Тип урока:  обобщения и систематизации знаний  (урок анализа произведения)

 Цель урока: научить приёмам  работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.

Учебные: сформировать навык комплексного анализа текста, определить собственное отношение к поступку героя произведения и уметь аргументировать свою точку зрения, работать над навыком аргументированного изложения своих мыслей.

Развивающие: сформировать целостность восприятия всего литературного произведения и отдельных героев произведения через аналитико-синтетическое действие, развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев.

Воспитательные: подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств через восприятие художественного текста,     воспитание положительной мотивации к процессу обучения.

Оборудование: выставка детских рисунков к рассказу Д.Мамина – Сибиряка «Приёмыш», карточки, тест, видеоклип (учителя нач.кл. Тарасовой В.В.) «Жизнь на Светлом Озере», презентация к уроку.

Оформление доски: иллюстрации к рассказу Д.Мамина – Сибиряка  «Приёмыш», эпиграф «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»                       Шопенгауэр А.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.   Жужжащее чтение-5минут.          (слайд1)

2. Общая речевая разминка. (слайд2)   Задачи этапа: включить класс в речевую деятельность; настроить ребят на акт говорения; акцентировать внимание на чёткости дикции, силе голоса, эмоциональной активности речевой деятельности: (жужжащее, орфографическое, с грустью, с радостью, тихо, громко, скороговоркой, выразительно)

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец  ДОБРОТА.

Учитель:  О чём это стихотворение? О доброте

Учитель: - Что такое доброта? Это все хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, улыбка, природа

Учитель.  - Какого же человека можно назвать добрым?  Это тот человек, который творит добро.

Учитель.  Добрый человек – это тот, кто любит детей, людей, животных, птиц и готов в трудную минуту готов прийти на помощь.

3. Постановка цели и задач урока.(слайд 3,4,5)

 - Сегодня мы заканчиваем работу над произведениями Д.Н.Мамина – Сибиряка «Приёмыш». На уроке будем рассуждать, думать, высказывать своё мнение. Попробуем доказать, что доброта – это великий Божий дар, щедрость души.

4.Проверка домашнего задания:            а).Тестирование по теме урока. (слайд 6)

б).работа над стилем произведения (слайд 7)

У. В каком стиле написан рассказ "Приемыш"?      В художественном.

У. А какие стили вы еще знаете?              Научный, деловой, разговорный.

У. Определите стили следующих отрывков  (слайд 8)

1. Лебеди, род птиц семейства утиных. Длина до 180 см, весят до 13 кг, 6 видов, в Евразии, Америке и Австралии; обитают по берегам пресных водоемов. В России 3 вида: шипун, кликун и малый лебедь. Малый лебедь занесён в Красную книгу.

2. Лебедь по своей величине, силе, красоте давно назван царем птиц. У него белоснежное оперение. На длинной гибкой шее маленькая изящная головка. Движения птицы плавны, величавы. Лебедь невыразимо прекрасен, когда плывет по гладкой поверхности воды.

    Первый текст – это научное описание, он имеет познавательное значение.

    Второй текст – это художественное описание, в нем использованы образные выражения, этот текст вызывает чувство восхищения лебедем.

У. Конечная цель нашей работы – это составление характеристики Тараса и текста – описания лебедя в художественном стиле. Поэтому будьте внимательны, запоминайте понравившиеся образные выражения, которые вы можете использовать в своей работе.

в). Работа с текстом и выборочное чтение: (1часть - чтение по цепочке, 2ч.- по ролям, 3ч.- читает 1ученик, 4ч.- краткий пересказ)

Учитель. Назовите еще раз, как называются произведения, над которыми будем сегодня работать?   Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Учитель. Как вы понимаете название рассказа «Приёмыш»? Это тот, кого приняли, приютили.

Учитель. Только ли о лебеде идёт речь в рассказе? В рассказе три главных героя: старик Тарас, собака Соболько, лебедь Приёмыш.

Учитель. Где происходит событие, которое описал автор? Действие происходит на Светлом озере.

Учитель: - Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас, что отпустил лебедя? Старик поступил правильно. Если бы он не отпустил его, то он бы затосковал и погиб.

Учитель: - Почему так сильно тосковал Тарас о Приёмыше? Тарас понимал, что лебедь мог и не долететь до тёплых краёв, так как он был не подготовлен к дальней дороге.

г). Обобщение ответов детей учителем. 

Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя , то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено – рыбе – в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы. Но здесь была хоть какая – то надежда, что всё будет хорошо. Давайте пожелаем Приёмышу счастливого пути. 

Учитель: - В чём же заключается доброта старика? Старик спас Приёмыша от верной гибели, он говорил всегда обо всех с теплотой в голосе.

Учитель: - Поступок Тараса и его стиль речи показывает, что он был очень добрым и жалостливым человеком. В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака. Давайте попробуем составить характеристику героям произведения лебедю, Соболько, Тарасу. Какие черты характера присущи обитателям, живущим на Светлом озере.

5. Релаксационная пауза.  (слайд 9)

Лебеди летят, крыльями машут,

прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно  на землю садятся.

6.Работа по карточкам, составление характеристик героям произведения. (слайд 10)

(выбрать те слова, которые присущи тому или иному герою произведения)

а).Самостоятельная работа в парах .(Правила выполнения задания: каждой паре даны по одной карточке  или «Тарас», или «Соболько», или «Приёмыш» и карточки, на которых записаны слова для характеристики:    умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый, злой, глупый, жестокий, завистливый, вольный, особенный, ласковый, преданный, благодарный.

б). Проверка : зачитывание получившейся цепочки с объяснением.

 Тарас - умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый, (слайд 11)

Лебедь – умный, вольный, особенный, благодарный, добрый. (слайд 12)

Соболько – ласковый, умный, добрый, преданный, благодарный, бескорыстный. (слайд 13)

зачитывание получившейся цепочки с объяснением (выборочно 1-2 слова).

У.- Сравните Приёмыша и Соболько.      Чем они отличаются?       Что общего в жизни собаки и лебедя?

Хотя собака живёт на земле, а лебедь на воде и летает по воздуху, но они одинаково нуждаются в заботе, в любви, страдают от одиночества, от тоски.

 б). Обобщение этапа работы учителем.

В своей работе вы показали, что все герои произведения имеют положительные качества характера, и у всех присутствует такая черта характера, как доброта. Доброту душевную не купишь в магазине, не обменяешь на красивую игрушку, не попросишь у кого – нибудь в долг, этого просто нельзя сделать.

7. Работа с рисунками. (слайд 14)

Учитель: - Готовясь к уроку, мы рисовали рисунки к этому произведению.- Какой эпизод из рассказа ты изобразил на своём рисунке?

Рассказы детей.

8. Работа с эпиграфом.

Учитель: - На доске помещён эпиграф к нашему уроку «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».

 Учитель: -  Как вы понимаете это высказывание? Как человек относится к животным, так и будет относиться он к людям.

Учитель:   Доказали ли мы на уроке, что доброта – это богатство, щедрость души?

Обобщение этапа работы учителем.

Доброта - это богатство, щедрость души. Тарас был очень добрым человеком, его любили и животные и люди. С плохим человеком не хочется ни общаться, ни бывать у него в гостях. А к Тарасу постоянно приезжали гости и, возможно, у него, кроме лебедя, жили спасённые им животные.

Я расскажу вам стихотворение, которое подходит и к данному эпиграфу и к теме нашего урока.

Кто любит собак или прочих животных,

Серьёзных котят и щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла -

Тот людям вовеки не сделает зла.

9. Обобщение и систематизация учебного материала. (слайд 15)                                                               У. Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее: Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

( Дети, конечно, должны выбрать первую версию, т.к. птице нужна свобода)

У. -Сегодня на уроке мы завершили работу над произведением  Мамина – Сибиряка «Приёмыш».

Задача, которую решал Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк в данном произведении -  показать положительный поступок старого рыбака Тараса и выразить симпатии к обитателям, живущим на Светлом озере. Для решения этой задачи автор рисует особый случай, помогающий  нам разглядеть в старом рыбаке Тарасе огромное заботливое сердце настоящего героя. В окружающей нас действительности не все так спокойно и безоблачно, как нам  того бы хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому - то  живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать «безмолвный голос» существа ждущего помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушными к чужой боли, к чужой беде. Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра.

Сейчас мы ещё раз встретимся с героями этого произведения, просмотрев КЛИП-презентацию «Жизнь на Светлом Озере». (слайд 16)

- Какое чувство у вас появилось, когда смотрели презентацию? Жалость, печаль, желание сделать что- то хорошее, доброе.(Презентация выполнена в MSoffice PowerPoint с музыкальным сопровождением -  Paul Mauriat-Mama.)

11.Итог урока и оценка знаний. (слайд 17)

Сегодня на уроке мы говорили о доброте. Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа.

- А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить?

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?  ( добрую душу и доброе сердце)

- Пусть ваша душа  и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш».

Рефлексия

 - С творчеством, какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?-  Какова главная идея рассказа ?

- Чему вас научил этот рассказ?- Как вы должны относиться к животным?

С каким чувством уходите с урока?     Чему научил вас этот рассказ?

Что на уроке у вас хорошо получилось?  Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни?

- И наш урок хочется закончить  пословицей «Жизнь дана на добрые дела»

12. Дифференцированное задание на дом:  (слайд 18)  1. перечитать рассказ, разделить на части и озаглавить;     2. перечитать рассказ и ответить на 1-6 задания




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образ защитника Отечества на страницах детских книг» Урок-диспут

Современная жизнь в 21 веке ставит совершенно новые задачи в области воспитания и обучения подрастающего поколения. Сегодня нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные и грамотные люди, к...

Урок внеклассного чтения " Литературный Петербург. Памятники литераторам и литературным героям" 4 класс.

Урок посвящен обобщению материала после знакомства с произведениями А.С.Пушкина, Дж.Свифта, И.А.Крылова, А. Волкова, Н.А.Некрасова....

Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».

создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Урок - диспут «Книга или телевизор?» По сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце»

Урок  - диспут«Книга илителевизор?»По сказу П.П.Бажова«Серебряноекопытце»...