Урок литературного чтения во 2 классе С.В. Михалков "Новогодняя быль"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Полякова Екатерина Андреевна

Разработка урока по литературному чтению  2 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Предмет – литературное чтение 2 класс

УМК: «Школа России»

 Тема урока: С.В. Михалков «Новогодняя быль»

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Цели урока: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления

Задачи:

Образовательные задачи:

  • ознакомить с жизнью и творчеством С.В. Михалкова
  • сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков;
  • отрабатывать умение работать над иллюстрацией;
  • отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.

Развивающие задачи:

  • развивать внимание, логическое мышление;
  • развивать умение «погружаться в тему»;

 

Воспитательные задачи:

  • формировать умение сочувствовать, сопереживать; 
  • воспитывать любовь к художественному слову,
  • прививать интерес и любовь к чтению;
  • воспитывать бережное отношение к природе.     

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, учебник по литературному чтению 2 класс 1 часть (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.)

Этапы урока

Ход урока

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент

Снег летает и сверкает,

В золотом сиянии дня.

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок,

Начинаем наш урок..

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

- Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу улыбку.

Настрой на работу

Актуализация знаний

- Скажите мне, пожалуйста, о каком времени года вы читали произведения на последних уроках литературного чтения? (Слайд)

- Вы любите зиму? Почему?

- Ребята, сегодня утром по дороге в ваш класс я увидела на снегу под деревом странные слова. Я не смогла прочитать их полностью, так как снежок их запорошил. (Слайд)

- Помогите мне. Давайте расшифруем эти слова. (Слайд)

- К чему бы это? О каком празднике мы можем вспомнить, прочитав эти слова?

- А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей), и только 300 лет назад царь Петр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На Новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить «С Новым годом!», «С новым счастьем!».

- Без чего не обходится новогодний праздник?

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД

1.Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2.Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выражать эмоции.

Речевая разминка

(На экране загадка).

Родилась она в лесу,

Там росла и расцвела.

И теперь свою красу

К нам на праздник принесла.

 (Слайд)

- Прочитаем хором.

- Что мы прочитали?

- Назовите отгадку.

- Прочитаем загадку очень тихо.

- Произнесите слово-отгадку ласково, с удивлением, восторженно, с испугом.

Читают загадку.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

3. Введение в тему; постановка целей урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, книги которого у нас на выставке.

- Узнали вы эти книги? Вы догадались, о каком авторе идёт речь.

- А чтоб узнать с каким произведением мы сегодня познакомимся, посмотрим на доску.

- На доске рассыпались буквы. Давайте составим из них 2 слова.

- Какое произведение С.В. Михалкова мы будем сегодня читать? (Слайд)

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Сергея Владимировича Михалкова, прочитаем его произведение «Новогодняя быль».

Разгадывают анаграмму

Отвечают на вопрос

Формулируют тему и задачи урока

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Биография С.В. Михалкова

С.В. Михалков родился 13 марта 1913 года в городе Москве. Прожил С. В. Михалков 96 лет.

В школу Сережа Михалков пошел учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал.

С. В. Михалков - известен как поэт, писатель, баснописец, журналист и автор слов гимна Российской Федерации.

Его книги мы знаем и любим с самого детства. (Слайд)

- Давайте вспомним некоторые его произведения. Поиграем в игру. Я зачитываю отрывок произведения, а постараетесь вспомнить, как оно называется. Готовы?

Игра "Угадай-ка".

1. Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
- А у нас сегодня гость!
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят! ("А что у вас?")

(Слайд)

2. Кто не знает дядю Стёпу?

Дядя Стёпа всем знаком!

Знают все, что дядя Стёпа

Был когда-то моряком. ("Дядя Стёпа".)

(Слайд)

3. Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём. ("Песенка друзей".)

(Слайд)

Слушают биографию С.В. Михалкова

Отгадывают произведения С.В. Михалкова.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Подготовительная работа перед чтением

-Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами. (Слайд)

 На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться

 По-зна-ко-ми-лась – познакомилась

 Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся

 Бес-по-кой-ство – беспокойство

 Спря-тать-ся – спрятаться

 Об-ла-мы-ва-лись – обламывались

 При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося

-Читайте целыми словами:

 Лес – лесная, лесничий

 Ночь – переночевал

 Цвет – цветные

 Стекло – стеклянные

 Серебро – серебряные (Слайд)

- Какие это слова?

Разбирают малознакомые слова

Прослушивание сказки С.В. Михалкова

1 часть

  • - Где жила ёлочка?
  • - Почему ёлочка не чувствовала себя одинокой?
  • - Были ли у нее друзья?
  • С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. (Приложение 1.)

2 часть

  • - О чём рассказала сорока?
  • - Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?
  • - Какой характер был у ёлочки?

- Что можете сказать про сороку?

  • - С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. (Приложение 1.)

3 часть

  • - О чём мечтала ёлочка вплоть до последнего дня уходящего года?
  • - Как вы думаете, с какими намерениями к ней мог идти человек?
  • - С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. (Приложение 1)

4 часть

  • - Что случилось в первый день нового года?
  • - С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. (Приложение 1.)
  • - Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с ёлочкой?
  • - Как вы думаете, сколько лет живут ели?

- Какое впечатление произвело это произведение на вас?

- К какому жанру относится это произведение? Почему?

- Что в этой сказке реально, а что вымышлено?

- Что вам понравилось в этой истории?

- От чьего лица ведется рассказ?

- Где происходили события?

- Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?

- Ёлочку-дерево автор наделил человеческими чертами.

- Вспомните, как называется этот прием в литературе? (Слайд)

Слушают сказку.

Читают сказку.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД

1.Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2.Выразительно читать и пересказывать текст.

Личностные результаты

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Физминутка

Закрепление изученного

Чтение «Про себя».

- Прочитайте сказку «про себя».

Выборочное чтение произведения.

- Найдите и прочитайте, как автор описывает Ёлочку?

- Найдите и прочитайте отрывок, в котором автор описывает обычную лесную жизнь?

- Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, что увидела Елочка, когда она очнулась.

Работа над иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике

- Какой эпизод изобразил художник?

- Куда, недолго думая, села Сорока?

- Как вы думаете, слово «макушка» однозначное или многозначное?

- Макушка – это не только верхняя конечность чего-либо (дерева, горы), но и верхняя часть головы.

- Дотроньтесь до своей макушки.

- Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

- Знаете ли вы, что эту историю С.В. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось. (Приложение 2)

- Понравилось вам стихотворение?

Экологическая беседа.

- Чему учит нас С.В. Михалков в сказке «Новогодняя быль» и в стихотворении «Событие»?

- С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку. Сейчас очень много красивых искусственных елочек. Они ничем ни уступают их лесным сестрам, при этом помогают беречь человеку окружающую среду.

Тест.

- А сейчас вы выполним небольшой тест по тексту. (Приложение 3)

- Поменяйтесь тестом с соседом. Проверяем фронтально, сверяя ответы с доски.

Отвечают на вопросы

Ищут ответ в тексте

Работают с иллюстрацией.

Слушают стихотворение.

Выполняют тест.

Познавательные УУД

1. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выражать эмоции

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД

1.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Рефлексия

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось на уроке?

Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Коммуникативные УУД:

1. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

2. оформлять свои мысли в устной форме

Личностные УУД:

1.развиваем умение выражать свои эмоции

Регулятивные УУД:

1. оценивать учебные действия

2. осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Итог урока

- С каким автором мы сегодня познакомились?

- Какое произведение читали на уроке?

- Что хотел донести до нас С.В. Михалков?

- О чем должен помнить каждый человек на планете?

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока литературного чтения Тема: «С.В. Михалков «Новогодняя быль» 2 класс

Пояснительная записка Обоснование принципов и методов данного урока Данный урок литературного чтения отражает организацию работы по формированию у детей умения полноценно воспринимать художе...

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации. Презентация позволяет совершить путешествие по произведениям С. Михалкова. Учит ориентирова...

Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация помогает разобраться в отличии и сходстве устного народного творчества и современной поэзии на примере произведения Ирины  Пивоваровой «Жила-была собака»....

Л.Н.Толстой быль "Котенок" урок литературного чтения 2 класс

Учебное занятие разработано с использованием технологии ИОСО (работа в группе по позициям)...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Путешествие по былям-небылицам"

Задачи урока.Создать условия для обобщения знаний по разделу "Были -небылицы",способствоваать расширению словарного запаса учащихся,формирование умения находить в тексте нужную информацию,ра...

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. С. Михалков "Новогодняя быль".

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. С. Михалков "Новогодняя быль"....

Урок литературного чтения 3 класс. УМК "Школа России" Л.Н. Толстой быль "Прыжок"

Урок литературного чтения по УМК "Школа России" 1 полугодие...