ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПЕРВОКЛАССНИКАМ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
статья по чтению (1 класс) на тему

Леонова Светлана Григорьевна

 

В статье рассматривается вопрос  дифференцированного подхода к организации образовательного процесса по формированию у первоклассников первоначального навыка чтения. Автор описывает практический опыт организации такой работы в первом классе московской школы и пытается доказать, что дифференцированный подход является важным фактором социализации младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leonova_statya.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

С.Г. Леонова

ГБОУ г. Москвы «Школа №1524»

svetlana_leonova_57@mail.ru

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПЕРВОКЛАССНИКАМ    КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье рассматривается вопрос  дифференцированного подхода к организации образовательного процесса по формированию у первоклассников первоначального навыка чтения. Автор описывает практический опыт организации такой работы в первом классе московской школы и пытается доказать, что дифференцированный подход является важным фактором социализации младших школьников.

Ключевые слова: дифференциация в обучении, обучение грамоте, правила чтения.

Теории развивающего и личностно ориентированного обучения, которые сегодня особенно востребованы педагогической практикой, требуют, чтобы в образовательном пространстве школы, класса каждый ученик имел индивидуальную траекторию развития, соотносимую с особенностями его биологического, психофизиологического, социального, эмоционального развития. Думается, социальная адаптация может осуществляться на основе глубокой дифференциации учащихся. Основная задача современной школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Она будет успешно решаться при условии квалифицированного педагогического изучения каждого ученика как индивидуальности. Для этого нужна не изолированная, а единая для всех, но разнообразная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым, не принятым.  Успешность дифференцированного обучения будет эффективна, если будут выявлены  особенности индивидуального развития учащихся-первоклассников: особенности психического, интеллектуального, эмоционального развития, уровень предметной подготовки по различным направлениям.

Дифференцированный подход к младшим школьникам на уроках обучения грамоте является одной из наиболее актуальных проблем начального образования, потому что значительно изменилась социальная ситуация развития современного ребенка, особенно образовательное пространство, в котором живет и развивается ребенок. В научно-методической литературе неоднократно поднималась проблема дифференцированного подхода при обучении грамоте. Опора на дифференцированный подход  необходима в процессе формирования первоначальных навыков чтения и письма, это положительно влияет на  социализацию младшего школьника, а в условиях разноуровневой подготовки детей, приходящих в первые классы начальной школы эта проблема становится еще более актуальной.  Так, еще С.П. Редозубов, отмечая разный уровень предметной подготовки первоклассников, рекомендовал  делить класс на группы, чтобы чередовать общеклассную и групповую работу [2].

Другой методист прошлого века Л.К. Назарова советовала более точно оценивать уровень предметной подготовки первоклассников. Она предлагала делить первоклассников на следующие группы: первая группа – дети, поступившие в начальную школу умеющими читать словами; вторая группа – дети, пришедшие в первый класс  умеющими читать по слогам; третья группа – учащиеся, читающие по буквам (что нежелательно, потому что таких учащихся нужно переучивать); четвертая группа – дети, поступившие в первый класс нечитающими и овладевающими  чтением быстрыми темпами, в том числе и потому, что многие из них знали буквы; последнюю группу составляли дети, которые овладевали механизмом чтения  с некоторыми трудностями, в том числе и потому, что многие их них не знали букв русского алфавита [1].

Эти данные относились к практике обучения грамоте середины прошлого века и уже не всегда отражают современную практику формирования у первоклассников первоначального навыка чтения. Современный исследователь Л.С. Сильченкова отмечает существенные изменения образовательного ресурса, с которым первоклассники сегодня приходят в начальную школу [5]. Она выделяет значительно возросшую сегодня группу читающих детей, причем, некоторые учащиеся читают со скоростью, позволяющей им читать самостоятельно – более 50 слов в минуту, что в современной методической науке    квалифицируется как пороговый уровень техники чтения. Таким учащимся вполне по силам самостоятельное выполнение заданий: чтение небольших дидактических и оригинальных текстов, чтение в учебниках для современных первоклассников коротких инструкций к заданиям, выборочное чтение по заданию учителя  и т.д. Все это демонстрирует возможности современных уроков обучения грамоте в практике формирования у младших школьников разных видов чтения [4].

 Во вторую группу учащихся Л.С. Сильченкова предлагает включать  учащихся, умеющих читать словами, однако со скоростью ниже 50 слов в минуту. Современные методисты считают, что самостоятельное выполнение заданий такими учащимися пока не по силам. При чтении у них неизбежно возникают трудности с пониманием, поэтому им по плечу чтение дидактических текстов и выполнение одного-двух заданий к ним, например, ответы на вопросы к тексту, соотнесение иллюстрации – сюжетной картинки - и содержания текста, подбор заголовка к   прочитанному тексту и некоторые другие.

Среди  первоклассников, умеющих читать по слогам, выделяется группа учащихся, которые показывают уверенное слоговое чтение. Как правило, довольно быстро они переходят в группу учащихся, читающих словами. Таким детям нужны упражнения в виде коротких предложений, причем, желательно, чтобы в них было много  односложных слов, например,  «Морж полз по снегу». Это поможет им осознать свои читательские возможности, сформировать мотивацию к чтению. Другая группа первоклассников со слоговым чтением демонстрирует пока неуверенное слоговое чтение. Для такой группы учащихся самым подходящим дидактическим материалом является особый вид дидактического материала для уроков обучения грамоте – столбики слов, которые можно сопровождать иллюстративным материалом в виде предметных картинок. Учащиеся соотносят читаемые слова и предметные картинки, тем самым демонстрируя осмысленное отношение к читаемому материалу.

Самую немногочисленную группу современных первоклассников составляют дети, которые пришли в школу не умеющими читать. В нашем первом классе таких оказалось 8 человек, что составляло 32%. Причем, многие из этих учащихся показывали высокую учебную мотивацию, проявляли искреннюю заинтересованность к учебе, знали все буквы русского алфавита и уже на первых уроках обучения грамоте показывали хорошие учебные результаты. Мы посчитали возможным организовать для таких учащихся групповые занятия по методике Л.С. Сильченковой [3]. Суть методики состоит в том, что учащиеся сначала овладевают одношаговой операцией чтения простейших слов типа: шил, чаща, жил, чижик, жучок и других. Чтение таких слов представляет гностическую операцию, построенную на зрительном позиционном анализе согласных букв. Мы не вводили никаких особых правил чтения, хотя устная инструкция все же присутствовала на наших занятиях: «Смотри, что за согласной буквой!». На первых занятиях мы даже разрешали учащимся карандашом отмечать движение глаз – от согласных букв к гласным. Наши наблюдения показали, что сначала учащиеся использовали этот прием, а потом отказывались от него, потому что он тормозил процесс озвучивания слова по графической модели. Так имплицитно формируется навык анализа постпозиции согласной буквы как ведущего элемента в процессах дешифровки письменной речи, т.е. в процессах чтения. Как показывает практика, в современных школах становится меньше детей, которые вовсе не знакомы с буквами русского алфавита, что тоже следует оценивать как важный образовательный ресурс современного ребенка-первоклассника [5].

На следующем этапе первоклассники осваивали еще одну одношаговую операцию зрительного позиционного анализа, построенную на возвратном движении глаз: ел, ушёл, он, ёжик, ящик; жует, чуял;, шьёт, чья и других. На последнем этапе обучения дети осваивали двушаговые операции чтения, которые и являются самыми частотными в тексте, написанном на русском языке,  однако и самыми трудными с точки зрения структуры действия чтения [5].

Учащиеся этой группы  осваивали механизм чтения в течение трех недель обучения, а затем 6 из них влились в группу первоклассников с уверенным слоговым чтением, а остальные пополнили группу учащихся с неуверенным слоговым чтением.

Описанная выше система формирования у первоклассников первоначального навыка чтения позволила организовать хорошую образовательную обстановку в классе: каждый учащийся получал задания и учебный  материал в соответствии со своими познавательными возможностями, с опорой на собственный образовательный ресурс , полученный им еще  до школы. Этот фактор мы считаем важным в процессе адаптации ребенка в новом для себя коллективе и в новой для него учебной обстановке, что положительно влияет на процесс социализации ребенка в кризисном для себя возрасте.

Литература

  1. Назарова Л.К. Обучение грамоте на основе учета индивидуальных особенностей учащихся. – М.: Просвещение, 1965 – 207 с.
  2. Редозубов, С.П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе. Избранные труды / Под ред. Н.С. Рождественского. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. - 426с.
  3. Сильченкова Л.С. Правила чтения букв русского алфавита// Начальная школа. – 2009. - № 6 – С.107-112
  4. Сильченкова Л.С.  Технология обучения русской грамоте. Пособие для учителей начальных классов, преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. – М.: Баласс, 2004. – 80с.
  5. Сильченкова Л.С. Языковые закономерности и принципы как основа обучения русской грамоте. Диссертация … доктора педагогических наук, - М.:МПГУ, 465 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперопека как фактор нарушения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, даются рекомендации для родителей по устранению нарушений воспитания....

Использование воспитательного потенциала учебных занятий как фактор успешной социализации обучающихся.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к саморазвитию, саморазвитию и правильному взаимодействию с окружающим миром. Чтобы помочь ребенку, необходимо ...

Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...

Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ как фактор успешной социализации воспитанников коррекционного учебного заведения

Представлена статья по развитию творческого потенциала детей с нарушениями интеллекта через занятия танцами....

Взаимодействие с социумом как фактор повышения социализации личности учащихся.

Опыт моей работы позволил сформулировать следующие цели и задачивзаимодействия с социумом.Цели:- создание благоприятных условий для развития детей и реализации их потенциала;- развитие основ самоутвер...

Теоретические методологические подходы к обеспечению дифференцированного подхода на уроках русского языка и обучения грамоте с целью развития орфографической зоркости

Рассмотрение дифференцированного подхода в обучении в научно – методической литературе. Развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка и обучения грамоте....