Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. " 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Акчурина Альфия Равильевна

Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый   согласный   звук  [ ц ],  буквы  Ц, ц. "  1 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_tvyordyy_soglasnyy_zvuk_ts_bukvy_ts_ts.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема   урока:  Твёрдый   согласный   звук  [ ц ],  буквы  Ц, ц.

Задачи:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов.
  2. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  3. Увеличение объема внимания и памяти.

Цели урока:

- закрепить знания детей о гласных и согласных звуках;

- познакомить с буквой Ц, ц;

- формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами;

- развивать речь, фонематический слух;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Программа: УМК « Перспективная начальная школа»

Тип  урока:  урок  усвоения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

Форма работы: фронтальная (беседа), работа по парам, работа по группам, работа с учебником, индивидуальная работа

Оборудование:

- иллюстрации с птицами (курица, цыплята);

- карточки с буквами.

-значки для плана
-звуковые модели

Анализ урока:

 В  представленном  материале   урока  обучения  грамоте   видно,  что  дети  должны  были  не  только   усвоить  новые  конкретные  знания,  но  и  учиться  работать  с  новым  текстом,  с  рисунками,  простейшими  схемами   с  целью  поиска   и  извлечения  информации  для  создания  собственных  устных  ответов,  ответов  на  вопросы   других,  аргументации  своей  точки  зрения.

Использование  ИКТ  помогло  распределить  время,  сделать  урок  более  интересным  и  наглядным. Презентация  помогла  привлечь  внимание  детей  на  разных  этапах  урока, а  значит,  активизировать  познавательную  деятельность  учащихся,  вести  обучение  в  зоне  ближайшего развития,  что  способствовало  осознанному  усвоению  знаний   на  более  высоком  эмоциональном  уровне.  Презентация  не  была  целым,  единым  «куском»,  а  шла  как  бы  «пунктиром»  через  весь  урок.  Таким  образом,  не  были  нарушены  санитарные  нормы.

Смена  деятельности  не  допускала  прогрессирующую  утомляемость,  а  большой  экран,  картинки  и  герои способствовали  высокой  мотивации  детей  на  уроке.

Это  способствовало  достижению   образовательной  цели  нового  ФГОС:  главное  не  знания,  а  умение  их  добывать  и  ими  пользоваться.

Место  урока  в  теме:

Урок  проводится  в  букварный  период  обучения  грамоте.  Это  первый  урок  из  двух  по  данной  теме.  Он  тесно  связан  с  предыдущими  уроками  обучения  грамоте   по  характеру,  способу  выполняемой  учениками   учебно – познавательной  деятельности   и  опирается  на  ранее  приобретённые  учащимися  знания  и  умения.  Отбор  материала  проходил  в  соответствии  с  требованиями  программного  материала   и  УМК,  возможностями  детей,  исходным  уровнем  знаний,  в  соответствии  с  целями  и  задачами  урока и требованиям ФГОС. Соблюдался  принцип  научности  и  доступности  знаний.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. Психологический настрой

С добрым утром. Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать.

Всем работать, отвечать!

-Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с хорошего настроения.

-Покажите веселое лицо, печальное лицо, сердитое лицо.

-Какое у вас настроение, покажите.

-От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими. И поможет вам ваша улыбка, добрые слова.

- Давайте улыбнемся, и свои добрые улыбки подарим гостям и друг другу.

- Грубых слов не говорите,

Только добрые дарите.

-Девиз нашего урока: « Учись доброму, худое на ум не придет»

-Начинаем наш урок с разминки

Чистоговорка

Ща-ща-ща-ща,
В дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу,
Зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще,
Буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё,
И в сапожках еще.

-Какой звук повторяется?

Дайте характеристику этому звуку?

Подготовка класса к уроку

        

Повторяют за учителем

Звук [щ]

Согласный,глухой,твердый

Формирование дисциплинарных традиций

Актуализация знаний

Ребята, сегодня к нам обратились за помощью, а вот кто угадайте?

Домашняя птица, под клювом серёжки,
Несёт она яйца для Саши и Лёшки,
Но если вдруг дождик и небо нахмурится,
В курятнике прячется мокрая …..

Цып, цып, цып мои цыплятки.
Кто играет со мной в прятки?
Не найти и не поймать,
Невозможно сосчитать.
Разбежались кто — куда,
Не поймаешь никогда!

Мы поможем ей……

Не просто надо цыпленка найти ,но еще выполнить задание:

1задание (работа в парам) нужно разделить буквы на группы, подумайте на какие

1пара: а,о,у,ы,э и,ю,я,е,ё

2пара: в-ф,з-с,к-г,д-т,ж-ш

3пара: ж,ш,щ,ч, м,н

Курица

да

(работа в парам)

а,о,у,ы,э- придают твердость предыдущему согласному

и,ю,я,е,ё- придают мягкость согласному

в-ф,з-с,к-г,д-т,ж-ш-парные по звонкости и глухости

ж-ш-только твердый

щ-ч-только мягкий

 м-н -и твердый, и мягкий

Регулятивные

учатся высказывать своё предположение.

   

Познавательные (умение обобщать и классифицировать по признакам)

Коммуникативные действия- парная работа

Мотивация учебной деятельности. Постановка целей урока

2задание: составьте звуковую модель слова

« цыплята»

-Можно составить звуковую модель этого слова?

-Кто же скажет цели урока:

-Кто попробует сформулировать тему урока?

Дети задумываются  и выводят

Нет, т.к. мы не изучали первый звук.

Познакомиться с новой буквой

Охарактеризовать новый звук

Читать слоги ,слова и предложения с новой буквой

Буква ц, и звуки

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Личностные: развитие памяти.

Открытие новых знаний

Что нам поможет узнать о новом звуке?

Открыли учебники

Составьте план нашего урока

-Посмотрите на звуковой значок и подумайте, что вы можете сказать о звуке, который он обозначает?

-Можем ли мы, глядя на этот значок, назвать этот звук?

 Работа по одноуровневым схемам. (Цех, цапля)

-Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено?

-Прочитайте слово по схеме, голосом выделяя звук, который спрятался под значком.

Поучимся произносить звук[ ц ], посмотрим на соседа, как он произносит этот звук:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются;

в) широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

г) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя.

-Скажите значение слова « цех»?другими слова мастерская.

-Можно ли увидеть данное время года цаплю?

-На письме звук [ц],обозначается буквой

« цэ»

Конструирование.

-На что похожа буква « цэ».

Найдите в алфавите букву Ц, прочитайте как правильно называется эта буква, и назовите соседей

Работа по двухуровневым схемам. (Цыпка, цепь, цирк)

-Кто изображен на рисунке?

-Произнесите это слово по звукам, по слогам, с ударением.

-Посмотрите и скажите, есть ли расхождения в произношении и написании слова?

учебник

выделение звука

чтение по звуковым моделям

конструирование

чтение слогов, слов, слов в розовой и голубой рамочках

согласный, твердый, глухой

(Цех, цапля)

Друг другу произносят

Цех - отделение завода, фабрики, занятое какое-нибудь частью производственного процесса.

Нет, перелётная птица

Подготовленный ученик читает стихотворения Е.Тарлапак и А.Шибаева.

Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Вот какая буква Ц –
С коготками на конце.
Коготок-царапка –
Как кошачья лапка.

Цэ,

ха и че

Прием работы с учебником

Познавательные:

моделирование (условные обозначения).

познавательное:

способ информационного поиска

УУД общеучеб: применение  знаний с окружающего мира

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Физкультминутка

           Очень трудно так стоять,

           Ножку на пол не спускать

           И не падать, не качаться,

           За соседа не держаться.

Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой.

Первичное закрепление

Чтение слогов с буквой Ц.

– Закончите чистоговорку.

Ца-ца-ца – поет... (певица)
Цу-цу-цу – идем к... (
продавцу)
Цо-цо-цо – показалось... (
яйцо)
Цы-цы-цы – на столе... (
ножницы)
Ци-ци-ци – мы писали... (
цифры)

-Обратите внимание на чтение слога –цы,на –ци. Как читать эти слоги?

Чтение слогов и слов с наращиванием.

Упражнение « Буксир»

Твердо

по цепочке

УУД общеучеб : зрит-слуховая координация

Познавательные (умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц)

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Работа по иллюстрации.

-Кто такой рыцарь?

-Составить предложения по иллюстрации, отвечая на мои вопросы.

        -На чем скачет рыцарь?

        -Какие на нем одежды?

        -Что держит в руке рыцарь?

        -Куда он спешит?

Упражнение в чтении пар слов с видоизмененной структурой. Игра «Волшебные палочки».

Теперь можем составить звуковую модель слова « цыплята»? Найдем последнего цыплёнка?

Сколько цыплят нашли?

Рыцарь- всадник, тяжеловооруженный конный солдат

Составление рассказа в группе по теме «Храбрый рыцарь» Прослушивание рассказов у доски.

да

познавательное:

способ информационного поиска

Предметные:

совершенствование навыка чтения,

развитие речи, расширение кругозора.

УУД общеучеб: применение математических знаний

Рефлексия

-  Думаю,   что  наш  урок  для  каждого  из  вас   был  нужен  и  полезен.

-  А  почему,  вы  расскажете  сами:

Если время:

-Закончите предложение:

Я  повторил….

Я  узнал….

Я удивился….

Я запомнил….

Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь?

Мы  познакомились  с  новым  звуком  и  буквой,  его  обозначающей.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Парные согласные звуки в середине слова"

Урок русского языка в 3 классе по учебнику А.В.Поляковой. Цель урока:    - учить различать сильные и слабые позиции парных согласных в словах;     -  упражнять...

Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС

Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....