Рабочая программа по чтению учителя начальных классов Ткаченко О.В. для 2 класса
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Ткаченко Ольга Владимировна

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе программы УМК «Перспектива» — авторы программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, Горецкий В.Г., Виноградская Л.А  и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.                                                                                                                           

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой  начального общего  образования МБОУ СОШ № 6.

 Данная программа адресована учащимся 2 класса общеобразовательного учреждения.

   Рабочая программа входит в образовательную область  «Русский язык и литературное  чтение». Срок реализации рабочей программы 1 год.

Общее число учебных часов во 2 классе – 136  (4 ч.  в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_chtenie_2_klass_.docx54.94 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе программы УМК «Перспектива» — авторы программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, Горецкий В.Г., Виноградская Л.А  и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.                                                                                                                          

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой  начального общего  образования МБОУ СОШ № 6.

           Данная программа адресована учащимся 2 класса общеобразовательного учреждения.

   Рабочая программа входит в образовательную область  «Русский язык и литературное  чтение». Срок реализации рабочей программы 1 год.

Общее число учебных часов во 2 классе – 136  (4 ч.  в неделю).

                                               

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

Учащийся научится:

  •  представлениям  о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных литературных произведениях;
  • умению отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
  • умению свято хранить традиции своей семьи; своей родины;
  • умению видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.
  • умению понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
  • умению оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  •  выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
  • стремиться к успешной учебной деятельности;
  • умениюе проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Учащийся получит возможность научиться:

  • определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
  • понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
  • понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

Метапредметные

Учащийся научится:

  • ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;
  • знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
  • предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе;
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
  • принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
  • проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
  • работать в соответствии с заявленным планом;
  • корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные

Учащийся научится:

  • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
  • самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
  • под руководством учителя определять главную мысль произведения;
  • задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
  • характеризовать героя произведения под руководством учителя (Кто он? Какой он?);
  • делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
  • сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
  • сравнивать прозаический и поэтический текст;
  • наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.

Учащийся получит возможность научиться:

  • читать текст про себя и понимать прочитанное;
  • самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
  • пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
  • самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Содержание учебного предмета, курса

      Литературное чтение — один из основных предметов в начальной  , объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

       Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

    Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца.

     Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.

Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 2 класса и программы, которая включает следующие разделы:

   1. «Круг детского чтения. Тематика».

2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».

3. «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».

4. «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».

Круг детского чтения. Тематика.

1. Вводный раздел. «Приглашение в страну Литературию»; «Книга — друг и советчик».

2. Жанровый блок. Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных

стран).

Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов).

Литература — искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей.

3. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты. 

   Раздел  «Любите книгу»  включает диалоги, стихотворения, научно-познавательные статьи; фотографии, рисунки, репродукции картин, посвящённые развитию письменности на Руси, а также материалы по истории создания книги.

    Основные понятия раздела: рукописная книга, книги (в форме свитка, складная книга Древнего Востока, из пергамента и берёсты).  Первые создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий; летописцы, старинные книги Древней Руси; красная строка, заставка, миниатюра; иллюстрация, художник – иллюстратор. У учащихся развивается  интерес к книге как мудрому наставнику и другу. Они знакомятся с художниками – иллюстраторами книг, учатся соотносить иллюстрацию с текстом, на основе иллюстрации учатся извлекать необходимую информацию для создания собственного текста.

   Раздел «Краски осени»  включает диалоги, стихотворения, загадки, народные приметы и пословицы, лирические зарисовки об осени, репродукции картин известных русских художников В. Поленова, А. Куинджи, Ф. Васильева, фотографии осенних пейзажей, произведения  русских поэтов, писателей.

Основные понятия раздела: средства художественной выразительности  (эпитет, сравнение). Жанр (лирическое стихотворение), особенность жанра (рифма).

    У учащихся  развивается умение видеть, как с помощью художественных средств автор создаёт удивительные зарисовки осенней природы; как с помощью слова раскрывает свои чувства, делится настроением. Учащиеся узнают, как художник с помощью цвета, тона, силы мазка создаёт свои пейзажные зарисовки.

    Раздел «Мир народной сказки» включает сказки русского, корякского, нанайского народов. Знакомятся с первыми собирателями русских народных сказок: Александром Николаевичем Афанасьевым и Владимиром Ивановичем Далем. Продолжается знакомство со сказкам.

Основные понятия раздела: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка). Структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских сказок. Учащихся знакомятся с бытом, традициями, культурой разных народов. Кроме этого учащиеся выявляют основные специфические  особенности жанра сказки (как построена сказка). Определяют качества характера героев сказок разных народов.

Раздел «Весёлый хоровод»  включает произведения малых фольклорных жанров (заклички, небылицы, приговорки, потешки, перевёртыши). Учащиеся знакомятся с авторскими произведениями, созданными на основе фольклора.

    Основные понятия раздела. Малые жанры устного народного творчества :фольклор,(заклички, приговорки, потешки, небылицы, перевёртыши). Прикладное искусство, музей народного творчества; традиции русского народа (праздники, игры, гулянья).

     У учащихся формируется интерес к истории, предметам старины. Знакомятся с произведениями малых фольклорных жанров, сравнивают их с авторскими произведениями, учатся по аналогии  сочинять собственные произведения малых фольклорных жанров.

Раздел «Мы – друзья» включает произведения русских писателей о дружбе, взаимоотношениях взрослых и детей.

      Основные понятия раздела: нравственные ценности: доброжелательность, терпение, уважение, дружба. Жанр: рассказ , басня; герой рассказа, басни. Формирование представлений о таких нравственных ценностях, как терпение, доброжелательность, дружба. Учащиеся, читая произведения этого раздела, будут размышлять о том, кого можно назвать другом, приятелем,  будут знакомиться с особенностями таких жанров, как рассказ, басня; научатся давать характеристику герою рассказа и басни.

       Раздел «Здравствуй, матушка Зима!»  включает произведения русских поэтов и писателей о зимней природе. О праздниках Нового года, Рождества, дети читают и отгадывают загадки о зиме.

Основные понятия раздела: выразительное чтение лирических стихотворений (ритм, интонация, темп, настроение, логические паузы, знаки препинания). Учащиеся читают лирические произведения, отражая настроение автора и выражая свои собственные чувства на основе прочитанного. Задача учителя  -  показать, как с помощью слова автор рисует удивительные картины зимней природы.

     Раздел «Чудеса случаются»  включает рубрику «Мои любимые писатели», в которой представлены произведения  русских и зарубежных писателей : А. С.Пушкина,  Д. Н. Мамина-Сибиряка,  Л. Н. Толстого,  К. И. Чуковского,  Дж. Харриса,  Э. Распе.

Основные понятия раздела: литературная (авторская) сказка. Герой литературной сказки. Происходит знакомство учащихся с особенностями литературной сказки, сравнение литературной сказки  с народной (находить общие мотивы, сходные сюжеты, похожих героев). Кроме того, при изучении этого раздела дети учатся по - разному  интерпретировать сказки, дополняя содержание.

       Раздел «Весна, весна! И всё ей радо!»  включает диалоги, стихотворения, лирические зарисовки о весне, репродукции картин известных русских художников  А. Куинджи «Ранняя весна»,  И. Левитана «Ранняя весна». В этом разделе учащиеся впервые будут читать пьесу-сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев».

  Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия  (общение, сочувствие, сопереживание, сострадание). Жанр (стихотворение, рассказ), практическое сравнение  стихотворных и прозаических текстов, рассказ (опорные слова, микротема, заголовок). Формирование нравственных ценностей (сочувствие, сопереживание, сострадание)учащихся. Расширение представлений о взаимоотношениях человека и природы. Кроме того,учащиеся выявляют специфические особенности рассказа, стихотворения. Учатся сравнивать прозаический и стихотворный текст. Готовят прозаический текст к пересказу. Главная задача – умение  определять главную мысль, делить текст на  на части, определять микротемы, составлять план, пересказывать произведение. В этом разделе дети знакомятся с художественными и научно-познавательными текстами о животных. Сравнивают их, учатся определять их специфические особенности.

      Раздел «Мои самые близкие и дорогие» включает произведения русских писателей о близких и родных людях. На основе этих произведений  формируется система нравственно – этических ценностей.

Основные понятия раздела: нравственные ценности. Родина, народ, семья, родители, ответственность перед семьёй, перед страной.

Формирование у учащихся  представлений о таких нравственных ценностях, как  любовь к своей семье, своей стране; уважение к своей семье, к своей стране; гордость за свою семью, за свою страну.

    Раздел «Люблю всё живое» Включает произведения отечественных писателей, составляющий золотой фонд детской литературы. Малые жанры фольклора, расширяющие представления учащихся о взаимоотношениях человека с животным миром, формирующие ответственное и бережное отношение  к живой природе.

  Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия. Общение, сочувствие, сопереживание, сострадание. Жанр – стихотворение, рассказ. Практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов, рассказ – опорные слова, микротема, заголовок.

формирование нравственных ценностей: сочувствие, сопереживание, сострадание. Расширение представлений о взаимоотношениях,  человека и природы. Кроме того,  выявляют специфические особенности рассказа, стихотворения. Учатся сравнивать стихотворный и прозаический текст. Готовят прозаический текст к пересказу. Учатся определять главную мысль, делить текст на части определять микротемы, составлять план, пересказывать произведение. В этом разделе дети знакомятся  с художественными и научно – познавательными текстами о животных , сравнивают их, учатся определять их специфические особенности.

     Раздел «Жизнь дана на добрые дела» включает произведения писателей и поэтов, в которых рассказывается о  взаимоотношениях в семье, со сверстниками, со взрослыми. Авторы произведений приглашают поразмышлять, что такое четность, трудолюбие, взаимопомощь.

Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия  (взаимопомощь, трудолюбие, честность, сочувствие,).  Рассказ (заголовок, тема, главная мысль, микротема).У учащихся формируются нравственных ценностей на основе чтения  художественных текстов. Они учатся самостоятельно определять главную мысль произведения и,  используя пословицы, озаглавливать тексты, делить тексты на части, пересказывать в соответствии с планом.

                                  Особенности работы с рубриками: общая характеристика рубрик, методические задачи.

Учебник «Литературное чтение» для 2 класса включает 6 рубрик:

  • Мы идём в библиотеку (материал для проведения библиографического урока, урока внеклассного чтения);
  • Самостоятельное чтение (произведения, читаемые и обсуждаемые учащимися вместе с родителями в урочное или внеурочное время, обсуждаемые на уроке литературного или внеклассного чтения);
  • Семейное чтение (произведения, читаемые и обсуждаемые учащимися вместе с родителями.  Возможно обсуждение  этих произведений  на уроке литературного или внеклассного чтения);  
  • Наш театр (произведения, предлагаемые для инсценировки и драматизации);
  • Маленькие и большие секреты  страны Литературии (материал, предлагаемый для самостоятельной работы учащихся, для контроля и оценки результатов обучения,  закрепление теоретических понятий);
  • Мои любимые писатели (читают произведения известных русских и зарубежных авторов) 

                  Обучение навыкам работы с книгами  является составной частью урока внеклассного чтения.

Урок внеклассного чтения включён в содержание уроков литературного чтения; проводится на основе рубрики «Мы идём в библиотеку». На первом этапе важно формировать у второклассников внимательное отношение к книге. Важно приобщить к слушанию и чтению детских книг, которые доступны им по содержанию.

Цель рубрики заключается в формировании основ читательской самостоятельности. Умения выбирать книгу в соответствии со своими интересами.

Рубрика состоит из 2х взаимодополняющих  частей: представленные в учебнике обложки книг и рекомендательный список литературы. Работа обязательно начинается с выставки  книг. Это может быть выставка, представленная в учебнике и  выставка настоящих книг.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.

— Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.

— Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 50—60 слов в минуту.

— Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших

текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.

— Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации.

— Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя).

— Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.

— Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя).

— Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

— Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.

— Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.

— Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.

— Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.

— Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.

— Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром

1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

— Развитие способности воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.

— Формирование умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков.

— Развитие умения наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе.

— Развитие умения воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному.

— Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.

2. Слушание художественных произведений.

— Слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова.

— Слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов.

— Заучивание наизусть стихотворений классиков русской литературы, посвященных разным временам года.

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.

— Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.

— Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.

— Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.

— Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.

— Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).

— Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).

— Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Воспроизведение сказочных сюжетов (или отдельных эпизодов) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи.

— Развитие умения сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке.

— Придумывание (коллективное) продолжения сюжета сказки или рассказа, обсуждение и выбор лучших вариантов.

— Умение определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»).

— Формирование умения различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный)

— Умение различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений.

   В содержание программы курса «Литературное чтение» входит  внутрипредметный модуль «Истоки».

   Его целью является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к ее устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного и социокультурного опыта Отечества.

Исходя из вышеназванной цели предлагается решение следующих задач:

1. В плане личностного развития учащихся модуль «Истоки» призван воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно-нравственные ценности российской культуры и на этой основе помогать выработке у учащихся собственной жизненной позиции.

2. В плане социализации учащихся модуль «Истоки» призван способствовать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности; воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в то же время создает условия для формирования у учащихся навыков толерантности и сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

3. В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности модуль «Истоки» призван расширить их культурологическую компетентность, привести их к пониманию духовно-нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), формировать добросовестное отношение к труду.

Межпредметные связи:

- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов сказок, рассказов, составление повествовательного текста;

- с уроками изобразительного искусства: сопоставление текста и иллюстраций, иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

- с уроками музыки: музыка и характеры героев литературных произведений, музыкальное выражение настроения автора, персонажей произведения, музыкальное оформление инсценировок произведений;

- с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества;

- с уроками математики: чтение и анализ задач, заданий.

Тематическое планирование с указанием количества часов,

 отводимых на освоение каждой темы

Тема раздела,  урока и внутрипредметного модуля

Количество часов, отводимых на освоение каждой темы, урока

Любите книгу

8

Введение. Знакомство с учебником. Ю.Энтин «Слово про слово»,В.Боков. «Книга – учитель…».

1

Г. Ладонщиков «Лучший друг». Пословицы о книге. М. Горький о книгах.

1

Книги из далёкого прошлого.

1

Н. Кончаловская «В монастырской келье».

В.м. Имя.

1

Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Справочная и энциклопедическая

 Литература для детей.

1

Мои любимые художники-иллюстраторы  

1

Самостоятельное чтение. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Главная мысль стихотворения.

1

Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. Проверочная работа на тему « Книга – учитель».

1

Краски осени

12

 Знакомство с разделом, основными понятиями.  А.С.Пушкин «Осень»

1

Входной контроль

1

Аксаков А. «Осень». Осень в произведениях живописи.

1

Майков "Осень»; С.Есенин «Закружилась листва золотая…». Ф. Васильев «Болото в лесу»

1

И .Токмакова  «Опустел скворечник»; А.Плещеев "Осень наступила..."

1

Произведения устного народного творчества об осени.  Народные приметы, пословицы и поговорки  об осени. Осенние загадки.  

1

Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

В.м. Дом.

1

Самостоятельное чтение. Цвета осени. Маршак "Сентябрь", "Октябрь". Яхнин "Осень в лесу". Сладков "Сентябрь".

1

Семейное чтение. С.Образцов "Стеклянный пруд".

1

Наш театр. Н.Сладков «Осень». Инсценировка.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа на тему  «Краски осени»

В.м . Нива и поле.

2

Мир народной сказки

16

Знакомство с разделом, основными понятиями. Собиратели русских народных сказок.

1

Русские народные сказки

5

   Сказки народов России

 В.м. Лес.

5

Наш театр. «Лиса и журавль». Инсценировка.

1

Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки.

В.м. Река.

1

Большие и маленькие секреты страны Литературии.

 В.м. Море-океан.

2

Контрольная работа  за 1 четверть (текущая аттестация).  Работа с текстом.

1

Веселый хоровод

10

     27.

Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: закличка , небылица, прикладное искусство. перевод.

1

28.

Б. Кустодиев "Масленица". Устное сочинение по картине.

1

29.

Проект «Музей народного творчества» .

1

30.

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши .

1

31.

Переводная литература. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных.

В.м.  Путь-дорога.

1

32.

Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей.

1

33.

Д.Хармс «Весёлый старичок». «Небывальщина».

1

34.

Семейное чтение. Чуковский "Путаница". Небылицы.

1

35.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.. Обобщение по разделу.

В.м. Сев и жатва.

1

36.

Проект. Подготовка и проведение праздника "Веселый хоровод" 

1

Мы - друзья

10

37.

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела

1

38.

 Стихотворения о дружбе. Михаил Пляцковский «Настоящий друг».

  В.Орлов «Я и мы». 

1

39.

Сочинение на основе рисунков.

В.м. Братья меньшие.

1

40.

Н.Носов «На горке» . Подробный перессказ.

1

41.

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. 

1

42.

С.Михалков «Как друзья познаются».

1

43.

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

1

44.

Семейное чтение. А. Гайдар "Чук и Гек".

В.м . Ткачихи-рукодельницы.

1

45.

Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» . Инсценирование.

1

46

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа на тему «Мы-друзья».

1

Здравствуй, матушка- зима

11

47.

Знакомство с разделом, основными понятиями

1

48.

Готовимся к новогоднему празднику. Проект.

1

49.

А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…»

1

50.

С.Есенин «Поёт зима, аукает…»; «Берёза» .

В.м . Мастера-плотники.

1

51.

Стихи С.Чёрного; Ф.Фофанова.

В.м .Мастера-плотники.   

1

52.

К.Бальмонт «К зиме».  С.Маршак«Декабрь», А.Барто «Дело было в январе...» . С.Дрожжин «Улицей гуляет…».  Контрольная работа  за 2 четверть (текущая аттестация)

3

53.

Загадки зимы.

1

54.

Урок- игра «Волшебная зима»

2

Чудеса случаются

16

55.

Знакомство с разделом, основными понятиями

1

56.

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

В.м .Кузнецы-умельцы.

3

57.

Д.Н.Мамин-Сибиряк . Сказки

3

58.

Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса".

1

59.

Д. Мамин-Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок

.В.м Ярмарка.

1

60.

Э.Распе из книги «Приключения барона Мюнхгаузена»

1

61.

Мы идём в библиотеку.

1

62.

К.Чуковский. Сказки

3

63.

Семейное чтение Лев Толстой "Два брата".

В.м. Слово.

1

64.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

 Проверочная  работа «Литературные сказки»

1

Весна, весна! И все ей радо.

10

65.

Знакомство с разделом, основными понятиями

1

66.

Ф.Тютчев «Зима недаром злится..." 

В.м. Сказка.

1

67.

Весна в лирических произведениях. И.Никитин «Весна». А.Плещеев «Весна». Т.Белозёров «Подснежники».

1

68.

Картины весны в произведениях. А.Чехов «Весной». А.Фет «Уж верба вся пушистая…». А. Барто «Апрель»

1

69.

Мы идем в библиотеку.

1

70.

Самостоятельное чтение.

В.м. Сказка.

1

71.

Сочинение по картине И.Левитана «Ранняя весна»

1

72.

Семейное чтение

1

73.

Наш театр С.Маршак «Двенадцать месяцев» .

В.м Песня.

1

74.

Комплексная работа

1

Мои самые близкие и дорогие

8

75.

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела

1

76.

Р.Рождественский «На земле хороших людей немало".    Ю. Энтин «Песня о маме».

Б. Заходер «С папой мы давно решили»

1

77.

А. Барто "Перед сном"Р. Сеф "Если ты ужасно гордый" Дж. Родари "Кто командует?" 

В.м. Песня.

1

78.

Мы идем в библиотеку. Книги о маме.

1

79.

Самостоятельное чтение.

Э. Успенский "Если был бы девчонкой…"  «Разгром». Б. Заходер "Никто".

1

80.

Семейное чтение. Л. Толстой "Отец и сыновья". "Старый дед и внучек».

1

81.

Наш театр. Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» . 

В.м. Праздник.

1

82.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа на тему «Близкие и дорогие люди»

1

Люблю все живое

16

83.

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела

1

84.

Саша Чёрный «Жеребёнок» С.Михалков «Мой щенок»  

Контрольная работа  за 3 четверть (текущая аттестация)

2

85.

С.Снегирёв «Отважный пингвинёнок». 

В.м Праздник.

1

86.

М.Пришвин «Ребята и утята».

1

87.

Е.Чарушин «Страшный рассказ».

1

88.

Сравнение художественного и научно-популярного текста.Н Рубцов «Про зайца».

Из энциклопедии "Заяц".

1

89.

Проект "Создание фотоальбома о природе". В. Берестов "С фотоаппаратом".

1

90.

Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.

В.м .Книга.

1

91.

В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка".

1

92.

Самостоятельное чтение. Н.Сладков

1

93.

Семейное чтение. В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?» . 

1

94.

Г Снегирев "Куда улетаю птицы на зиму?Постановка вопросов к тексту.

 В.м .Книга.

1

95.

Наш театр. Знакомство со сказкой В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок».

1

96.

Шутки-минутки. В. Берестов "Заяц-барабанщик", "Коза".

1

97.

Маленькие и большие секреты страны Литературии .  Проверочная работа на тему «Люблю все живое»

1

Жизнь дана на добрые дела.

15

98.

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела

1

99.

С.Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах».  

В.м .Икона.

1

100.

Л.Яхнин «Пятое время года» .

1

101.

В.Осеева «Просто старушка» .

1

102.

Э.Шим «Не смей!» .

1

103

А.Гайдар «Совесть» . Е.Григорьева «Во мне сидят два голоса…» .

 В.м. Храм.

1

104.

В.Осеева «Три товарища» .

1

105.

И.Пивоваров «Сочинение» .

1

106.

Сочинение «Как я помогал маме» .

1

107

Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели. Н.Носов.

 В.м. Проект «Моя первая Книга»

3

108.

Семейное чтение.

1

109.

Итоговая промежуточная аттестация

1

110.

Наш театр. С.Михалков «Не стоит благодарности» .

1

111.

Резерв учебного времени

4

Итого

136

Внутрипредметный модуль

26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа обучение грамоте "УМК "Начальная школа XXI века"(ФГОС) - 1 класс

Рабочая программа обучение грамоте  "УМК "Начальная школа XXI века"(ФГОС) - 1 класс...

Рабочая программа - литературное чтение. "Перспективная начальная школа" 3 класс.

Программа по предмету «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373...

Рабочая программа по русскому языку "Начальная школа ХХI век" 1-4 классы.

Рабочая программа по русскому языку "Начальн ая школа ХХI век" 1-4 класс составлена в соответствии с новыми требованиями Минобрнауки России на 2016-2017учебный год....

Рабочая программа курса "Чтение" Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 2 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо-вания и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл...

Рабочая программа по математике учителя начальных классов Ткаченко О.В. для 1 класса

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, примерной программы по математике, Концепц...

Адаптированная рабочая программа "Литературное чтение" для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс

Адаптированная образовательная программа составлена на основе следующих нормативных актов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Приказ Минис...

Рабочие программы по чтению в начальных классах

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...