Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 4».
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Колесникова Лариса Геннадьевна

Открытый урок литературного чтения в 3 классе по теме " Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь №4" разработан в контексте требований ФГОС (с использованием новых образовательных технологий деятельностного типа).

Урок иллюстрирует взаимодействие игровой и учебно - познавательной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колесникова Лариса Геннадьевна,

Колесникова Лариса Геннадьевна

ГБ ОУ СОШ №30 г.о. Сызрань

Литературное чтение

3 класс

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 4»

(открытый урок)

Дата проведения: 08.04.2016 г.

 Цели:

Образовательная: 

повторить и обобщить изученный материал; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Развивающая:

развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях; развивать навык выразительного чтения, творческие способности, речь, память, мышление.

Воспитательная:

воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Планируемые результаты:

Предметные: 

-учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно, оценивать свои достижения;

-находить рифму в произведениях; отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Метапредметные: 

-личностные – ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

проявлять интерес к учебному материалу, понимать ценность труда и упорства, проявлять самоорганизованность, самоконтроль;

-познавательные – ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, перерабатывать и применять полученную информацию;

-коммуникативные – доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество;

-регулятивные – уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;

 Межпредметные связи - русский язык, окружающий мир.

  Оборудование: учебник «Литературное чтение » для 3 класса, авторы   Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., Москва, Просвещение , 2016 год. ИД, презентация, выставка книг по разделу учебника, смайлики, сигналы (для самооценивания).

Ход урока

  1. Организационный момент. (Слайд 2)

- Ребята, сегодня мы повторим и обобщим материал по разделу «Поэтическая тетрадь». Впереди вас ждёт конкурсная игровая программа.

  1.  Гимнастика для языка. (Слайд 3)

     – Для начала давайте поучимся произносить слова громко, чётко.

Прочитайте стихотворение В. Орлова «Ворона» про себя.

    - Прочитаем стихотворение вслух, цепочкой, по одной строке каждый, но так, как будто читает один человек.

- Кра! -

Кричит ворона. -

Кража!

Караул!

Грабеж!

Пропажа!

Вор прокрался

Утром рано!

Грош украл он

Из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую

Коробку!

  • Стой, ворона.

Не кричи.

Не кричи ты,

Помолчи.

Жить не можешь

Без обмана:

У тебя ведь

Нет кармана!

  • Как! -

Подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно.

-Что ж вы раньше

Не сказали?

Кар-р-р-раул!

Кар-р-ман

                    Укр-р-али!

- Речевая разминка закончена.

3.   «Собери слово».   (Слайд 4)

 - Первый конкурс «Собери слово».   За правильные полные ответы вы будете получать вот такие смайлики, а в конце урока мы подведём итог.

- Буквы рассыпались.

                

АЛУЗКАР    СИЛЕ     ШУККУКА   ОНЁКТОК

(Разлука, если, кукушка, котёнок)

- Что это за слова? (Названия стихотворений)

 

4.  «Кто автор?»  (Слайд 5)

С. Я. Маршак                                              

А. Л. Барто      

                                           

С. В. Михалков                                            

Е. А. Благинина    

                                       

                                                                        «Если»

«В лесу над росистой поляной…»

                                                                         

«Кукушка»

«Разлука»

«Котёнок»

«В театре»

«Гроза днём»

 

5. «Доскажи словечко». (Слайд 6)

- Вставьте пропущенные слова. Назовите стихотворение. (8 человек).

По небу …(голубому)
Проехал …(грохот грома),
И снова все молчит.

А миг спустя …(мы слышим),
Как весело и быстро
По всем …(зеленым листьям),
По всем …(железным крышам),
По цветникам, …(скамейкам),
По вёдрам и …(по лейкам)
Стеклянный …(дождь стучит).       

(С. Я. Маршак  «Гроза днём»)

                                                                                          

  1.  «Найди рифму». (Слайды7- 8)

И память о летнем рассвете

Я в город с собой унесу:

Пускай мне зимою о лете

Напомнит кукушка в лесу. (С. Я. Маршак  «В лесу над росистой поляной…»)

Все мальчишки в речку лезли,

Я один сидел на пляже,

Для нее, после болезни,

Не купался в речке даже. (А. Л. Барто   «Разлука»)

Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и
венке.
Я сижу, дышать не
смею,
Номерок держу в
руке. (А. Л. Барто   «В театре»)

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят. (С. В. Михалков  «Если»)

7. «Восстанови стихотворение». (Слайды 9- 10)

Я, котёнка, в саду, нашла.

Он, тонко – тонко, мяукал.

Он, дрожал, и, мяукал.

Может быть, побили, его,

Или, забыли, пустить, в дом,

          Или, он, убежал, сам? (Е. А. Благинина   «Котёнок»)

          Но тут, свет, зажёгся, как раз,

          И все, из зала, ушли.

          - Мне, балет, нравится, очень, -

          Ребятам, сказала, я. (А. Л. Барто   «В театре»)

          Ну, без мамы, сначала я,

           Отложил, гаммы, в сторонку,

           В телевизор, нагляделся

           Программы, на, вечерние. (А. Л. Барто   «Разлука»)

           Припомню, палатки, лагерь, я

          На самой, лесной, опушке

          И птицу, в прятки, игравшую

          В, со мной, тумане, рассветном. (С. Я. Маршак  «В лесу над росистой поляной…»)

Физкультминутка (Слайд 11)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 

  1. «Место действия». (Слайды12- 13)

В …(лесу) над росистой поляной

Кукушка встречает рассвет.

В тиши её голос стеклянный

Звучит, как вопрос и ответ.

Только мы теперь в разлуке:

Мама в …(городе Прилуки),

Пятый день в командировке.

Наконец –то я в …(театре)!

Как я этого ждала!

Если взять все эти тучи

И соединить в одну

И потом на эту тучу

Влезть,

Измерить ширину,

То получится ответ,

Что краёв у тучи нет,

Что в …(Москве) из тучи – дождик,

А в …(Чите) из тучи – снег.

Чуть пахнет перегретой смолкой…

Лицо подставив ветерку,

Лежу, блаженствую под …(ёлкой)

И слушаю:

«Ку – ку, ку – ку!»

  1. «Подпиши иллюстрации» (Слайды 14- 16)

- Найдите и прочитайте отрывки из стихотворений, которые подходят к этим иллюстрациям.

Кукушки голос заунывный

Под стать неяркому деньку –

Простосердечный и отзывный,

С утра до вечера: «Ку – ку!» («Кукушка». Е.Благинина)

Скоро стал котёнок мой

Загляденье просто!

Шерсть – как бархат,

Хвост – трубой…

До чего ж хорош собой! («Котёнок». Е.Благинина)

Может, он

Под стулом где – то?

Мне теперь

          Не до балета! (А. Л. Барто. «В театре»)

Где же солнце?

Что случилось?

Целый день течёт вода,

На дворе такая сырость,

Что не выйдешь никуда. (С. В. Михалков  «Если»)

И звучат печально гаммы

В нашей комнате. Без мамы. (А. Л. Барто   «Разлука»)

По небу голубому…(С. Я. Маршак  «Гроза днём»)

  1. Прочитай наизусть. (Слайд 17)

- Вы учили стихи наизусть. Давайте послушаем.

Громкость

Темп

Пауза

Интонация

Настроение

- О чём напоминают вам эти слова? (должны соответствовать содержанию стихотворения)

  • Гроза днём. С.Маршак.
  • Разлука. А.Барто.
  • В театре. А.Барто.
  • Если. С.Михалков.
  • Котёнок. Е.Благинина.

  1.  Оценка достижений. Тест. (Слайд 18)

- Проверим себя и оценим свои достижения. У вас на парте есть листочки, будете на них писать.

-Я назову вам несколько утверждений, если ответ ДА – ставьте «1», если – НЕТ - ставьте «0»

  1. Маршака зовут Самуил Яковлевич? (ДА)
  2. «И сегодня целый вечер

Что – то мне заняться нечем!»  строчки из стихотворения «В театре» ? (НЕТ)

  1. О кукушке есть строчки в стихах Маршака и Благининой? (ДА)
  2. Ребята – фантазёры изображены в стихотворении «Гроза днём»? (НЕТ)
  3. В своих стихах Елена Благинина пишет об отношении детей к природе и животным? (ДА)
  4. «Так и быть, зверёк несчастный,

Помогу твоей беде!» речь идёт о щенке? (НЕТ)

  1. В стихотворении Барто девочки пришли в театр на концерт? (НЕТ)
  2. «Близко – далеко» слова – синонимы? (НЕТ)
  3. Пословица «Вся семья вместе, так и душа на месте» подходит к стихотворению «Разлука»? (ДА)
  4.  «Шерсть – как бархат,

Хвост – трубой…» это сравнения? (ДА)

   

      12. Домашнее задание. (Слайд 19)

- Найти книги авторов, о которых шла речь на уроке,  прочитать. Одно стихотворение выучить наизусть.

  1. Подведение итога. Рефлексия.

- С творчеством каких поэтов вы познакомились?

- Чему научили вас прочитанные стихи?

(Любить природу, животных, относиться к животным бережно, помогать им, если они попали в беду. Правильно вести себя в театре.)

- Грустные эти стихи или весёлые?

         - Сосчитайте фишки. (Награждение победителей: «5» - ки)

         - Оцените свою работу на уроке. (Сигналы : жёлтый –доволен, зелёный – надо чуть больше стараться, красный – не доволен результатами своей работы)

         - Спасибо за работу. Молодцы!

 

Резерв

«Узнай произведение по ключевым словам»

Сад, дом, забыли, загляденье.

Гаммы, врач, командировка.

Фея, оркестр, бал, девятый ряд.

«Узнай стихотворение по его описанию»

Главный герой – мальчик, действие происходит в лесу, рассвет, туман.

Оно весёлое, о детях. Раскрывает внутренний мир героя – ребёнка, его фантазии и мечты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь №2"

Презентация может быть использована для оценки достижений учащихся по разделу "Поэтическая тетрадь №2". В презентации представлен тестовый материал по разделу....

Урок- викторина. Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь"

Урок содержит материал для систематизации и контроля знаний...

Конспект урока. Тема: "Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1"". 3 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»...

Литературное чтение 3 кл. Урок-викторина. Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь 1".

Технологическая карта к обобщающему уроку по литетатурному чтению 3 кл. по произведениям С. Черного, С Есенина, А Блока...

Урок – квест по литературному чтению в 4 классе по теме «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

КВЕСТ – это приключенческая игра, в ходе которой необходимо преодолевать трудности, чтобы двигаться дальше к намеченной цели. Цель: обобщение  знаний по  разделу &laqu...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 2» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу.Планируемые результатыПредметные:знать биографию авторов произведений;знать особенности стихотворения: расположение строк, р...