Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме Гласные и согласные звуки
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ильина Оксана Сергеевна

Урок закрепление в 1 классе по теме Гласные и согласные звуки по УМК "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Гармония»                                                                                    

Предмет: Литературное чтение (Букварь 1 часть)

Класс: 1 класс      

Тема урока: Гласные и согласные звуки (закрепление)

Тип урока:  урок закрепления.

Цель урока:  развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

  1. Предметные:

-сделать звуки речи и в целом звучащее слово предметом целенаправленного наблюдения, показать смыслоразличительную роль звуков, способствовать развитию фонетического слуха учащихся;

-обобщить знания учащихся об  особенностях гласных и согласных звуков, с характеристик, а также с приёмами вычленения звуков из слова и определения их характера;

-научить  выполнять  фонетический анализ  слов,  частичный  и полный

  1. Метапредметные

Регулятивные:

  1. по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;
  2. осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;
  3. выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;                                                  

Познавательные:

  1. разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;      
  2. осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;
  3. воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;
  4. осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;
  5. понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;

Коммуникативные:

  1. осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение как способ общения с автором книги;
  2. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;
  3. понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;
  4. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Личностные:

  1. способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
  2. помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;  

Предполагаемые результаты:

Ученики должны научиться

Анализировать звуковой состав слов.

Слушать описание картины и соотносить словесную информацию с изобразительной.

Осознавать познавательное значение умения читать. 

Рассматривать картину, участвовать в беседе по ней.

Обобщать знания о звуках речи, строить деловые монологические высказывания на основе модели.

Формы организации урока: индивидуальная,  фронтальная,  парная.

Оборудование:   ноутбук, проектор, компьютерная презентация, учебник, тетради, белые шаблоны воздушных шариков.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент. Психологический настрой

 Слайд №2

Здравствуйте, ребята.

Слышите звонок?

Это начинается новый наш урок.

Много интересного будем изучать,

Значит, будут нам нужны

Книжка и тетрадь.

Хорошо известно вам, что должен ученик

При себе всегда иметь ручку и дневник.

А теперь, ребятки, ротики закрыть,

Будем мы по теме только говорить.

1.Как правильно сидеть     Слайд №3

2. Разминка.

  • -Чтобы правильно читать, надо правильно дышать.  Слайд № 4.5

Эмоциональный настрой.

Вспоминают правила посадки на уроке

Надувают шарик. Произносят чистоговорку

Л 1

К 2

Актуализация знаний и постановка проблемы

Формулирование темы урока

1.Форзац букваря

  • Много раз, открывая букварь, вы быстро перелистывали страничку, где расположился город под названием Звукоград. Давайте сегодня немного задержимся в нём и рассмотрим, как он устроен.
  • Кто знает, где найти этот город?
  • А почему он так называется?
  • Глядя на условные обозначения, расскажите о жителях этого города.
  • Кто живёт в первом доме? (Гласные звуки.)
  • Как вы догадались?
  • Сколько в доме жильцов?
  • А перечислить их можете
  •  Какие звуки живут во всех других домах? (Согласные.)        
  • Кратко расскажите о жителях этих домов.
  • Познакомившись со Звукоградом, покидаем его, но со звуками мы не прощаемся - без них нам в речи не обойтись

2.Обложка букваря

  • 1-го сентября многие ещё не могли понять, что за значки там изображены. А вот сейчас все уже понимают значки и могут рассказывать о них другим. Назовите эти значки.
  • Давайте определим тему урока
  • Как вы считаете, вы уже хорошо научились слышать и различать звуки речи?
  •  Хотите проверить себя? (Да)

В домиках живут звуки. Звуки бывают гласные и согласные.

По подсказке значков  даётся общая характеристика звуков.

Рассказывают о звуках речи с опорой на таблицу

Работают по обложке букваря, называют обозначения значков: гласные и согласные звуки

Называют тему урока

Гласные и согласные звуки

Дают оценку своим знаниям

К 2

П 3

Л 4

К 2

Р 2

К 1

Работа по теме урока

1адания для тренировочной работы

  • Послушайте и найдите слова, которые различаются одним звуком.

Работа в паре.

На улице был жаркий день.

Все прятались от солнца в тень.

Шумел от ветра спелый колос

Как будто поле пело в голос.

С. Лукьянова

Мы потолок белили,

А дрова пилили.

С. Лукьянова

  • Всего один звук способен изменить значение слова. Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.
  • Назовите звуки, которыми различаются слова:

мел   - мель

мыл - мал

мал  - мял

 пол   -  пыль

  • Чем различаются такие слова:   Слайд № 6

белки – белки (в яйце)

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  • Назовите звук, который повторяется чаще других и помогает услышать то, что происходит. Потом дайте характеристику этого звука.  Слайды № 7,8,9

Тише, тише, тише, тише. Шелестят на крыше мыши...

С. Токмакова

И сейчас же щётки, щётки Затрещали, как трещотки...

К. Чуковский

Бывают в жизни чудеса:

Ужа ужалила оса.

Она ужалила в живот.

Ужу ужасно больно. Вот.

Р. Муха

Сравнивают слова.

Называют звук, которым различаются слова.

Дают характеристику.

Называют звуки. В слове мел последний звук [л]- согласный звонкий, твёрдый. В слове мель последний звук [л,] –согласный звонкий мягкий

Объясняют лексическое значение слов

 

Выполнение движений вслед за учителем.

Называют звук и дают ему характеристику

 

 Л 2

Р 3

К 2

П 5

Работа по закреплению

Итоговое обобщение сведений о звуках речи.

1.Предстоит выполнить задание учёного:

  • вспомнить главные правила речи
  • соблюдая их, рассказать всё, о чём сообщает эта схема.

 Схема «Звуки речи»  Слайд № 10

2.Какая бывает речь?

  • Какой речью вы только что пользовались?
  • Что вы строили, когда сообщали сведения о звуках речи.

Физминутка для глаз  Слайды № 11,12,13, 14

3.Репродукция с картины В.М. Васнецова «Богатыри»  Слайд № 15

  • Рассмотрите картину.
  • А теперь попробуем себя в письменной речи. Запишем
    небольшой рассказ, правда, пока не буквами, а схемами -чёрточками. Это
    мой рассказ о картине.
  • Послушайте текст и считайте количество предложений.

 Сошлись три богатыря охранять русскую землю. Зорко всматриваются они вдаль. Не идут ли враги? Богатыри готовы побить вражью силу!

  • Сколько предложений? (4)

4.Составление схем. Опасные места.

5. Работа по вопросам.

  • Что же это за русские богатыри?
  • Как их зовут?
  • Где это можно узнать?
  • Об этих богатырях рассказывается в книгах. В четвёртом классе вы их будете читать. А пока мы познакомимся с богатырями, если прочитаем о них короткий рассказ в нашем букваре.

6. Чтение рассказа читающими детьми.

  • Как хорошо, что кто-то уже умеет читать, а то мы так и не узнали бы, как зовут этих могучих богатырей.

7. Чтение учителем  заключительной фразы «Как хорошо уметь читать!», взятой из известного стихотворения В. Берестова.

  • Согласны ли вы с прочитанной мыслью?
  • Все, кто согласен, произнесите её хором.

8.Фонетическая работа.

  • Всмотритесь в картину и запишите значками звуков некоторые слова-названия.

Илья, шлем, щит, меч, тугой лук, белый конь

Говорить понятно, смотреть на собеседников 

Устная и письменная

Устной

Предложения

Рассматривают картину

Слушают текст и считают предложения.

Работают у доски. Составляют схему каждого предложения. Называют опасные места в предложении.

Дети отвечают на вопросы:

- это защитники нашей земли

-высказывают свои предположения.

-можно прочитать в книге, спросить у учителя…

Читают текст.

Читают хором.

Произносят хором.

Работают у доски и в тетрадях

К 3

К 3

П 4

Л 4

К 2

Р 2

К 1

Итог урока.

Рефлексия

  • Чему учились на уроке?
  •  Что было для вас сегодня самым трудным?
  • Что было самым интересным?
  • Как работали сегодня на уроке?
  • Кто доволен собой, товарищем?
  • Кто чувствовал помощь друга?

Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность

Раскрасьте ваш воздушный шарик нужным цветом:  Слайд №16

зелёным - всё понятно;

жёлтым - не совсем понятно есть вопросы;

красным - не понятно;

- Украсим воздушными шарами наш класс.

Поводят итог урока

Дружно (соедините руки)

Дают эмоциональную оценку своей деятельно.

Прикрепляют свои шарики.

К 2

П 4

П 1

Литература.

1. Программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2014

2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. -  Смоленск: Ассоциация XXI век,  2015.

3.Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2015.

4.Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2015.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение грамоте . Букварь 1 класс УМК «Гармония»

Слайд 2

Слайд 3

Вот так правильно!

Слайд 4

Слайд 5

Чистоговорки Та-та-та - открывай ворота. До-ду-да - гудят провода.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Звуки речи

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

http://fotoramochki.com/besplatnye-detskie-ramki.html - рамочка для первого слайда http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%B8 – картинки для слайдов № 6, 7, 8, 9 http://www.lenagold.ru/fon/clipart/alf.html - шары http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%8E%D1%82%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&stype=image&lr=48&noreask=1 – картинка ребёнка к слайду №16 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D1%82%D1%80%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F%20%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&stype=image&lr=48&noreask=1#!/yandsearch?text=картина три богатыря иллюстрация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока русского языка для 2 класса на тему "Гласные и согласные звуки и буквы."

Данный урок помогает закрепить знания детей о гласных звуках и буквах....

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Гласные и согласные звуки" УМК Перспектива

Цель урока:Познакомить с двумя разновидностями звуков: гласные и согласные, обучить разграничению и обозначению гласных и согласных звуков, воспитать умение работать под руководством учителя...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Гласные и согласные звуки" УМК Перспектива

Цель урока:Познакомить с двумя разновидностями звуков: гласные и согласные, обучить разграничению и обозначению гласных и согласных звуков, воспитать умение работать под руководством учителя...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Всегда мягкие согласные звуки [ч\'], [щ\']. Сочетания ЧА-ЩА».

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Всегда мягкие согласные звуки [ч\'], [щ\']. Сочетания ЧА-ЩА». УМК «Школа России»...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме - Звуки [ х ], [ х’]. Буква Х х

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме - Звуки [ х ], [ х’]. Буква  Х х...