Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме Гласные и согласные звуки
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Ильина Оксана Сергеевна

    Урок закрепление в 1 классе по теме Гласные и согласные звуки по УМК "Гармония"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УМК «Гармония»                                                                                    

    Предмет: Литературное чтение (Букварь 1 часть)

    Класс: 1 класс      

    Тема урока: Гласные и согласные звуки (закрепление)

    Тип урока:  урок закрепления.

    Цель урока:  развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

    Задачи урока:

    1. Предметные:

    -сделать звуки речи и в целом звучащее слово предметом целенаправленного наблюдения, показать смыслоразличительную роль звуков, способствовать развитию фонетического слуха учащихся;

    -обобщить знания учащихся об  особенностях гласных и согласных звуков, с характеристик, а также с приёмами вычленения звуков из слова и определения их характера;

    -научить  выполнять  фонетический анализ  слов,  частичный  и полный

    1. Метапредметные

    Регулятивные:

    1. по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;
    2. осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;
    3. выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;                                                  

    Познавательные:

    1. разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;      
    2. осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;
    3. воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;
    4. осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;
    5. понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;

    Коммуникативные:

    1. осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение как способ общения с автором книги;
    2. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;
    3. понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;
    4. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

    Личностные:

    1. способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
    2. помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;  

    Предполагаемые результаты:

    Ученики должны научиться

    Анализировать звуковой состав слов.

    Слушать описание картины и соотносить словесную информацию с изобразительной.

    Осознавать познавательное значение умения читать. 

    Рассматривать картину, участвовать в беседе по ней.

    Обобщать знания о звуках речи, строить деловые монологические высказывания на основе модели.

    Формы организации урока: индивидуальная,  фронтальная,  парная.

    Оборудование:   ноутбук, проектор, компьютерная презентация, учебник, тетради, белые шаблоны воздушных шариков.

    Этап урока

    Содержание учебного материала

    Деятельность обучающихся

    УУД

    Организационный момент. Психологический настрой

     Слайд №2

    Здравствуйте, ребята.

    Слышите звонок?

    Это начинается новый наш урок.

    Много интересного будем изучать,

    Значит, будут нам нужны

    Книжка и тетрадь.

    Хорошо известно вам, что должен ученик

    При себе всегда иметь ручку и дневник.

    А теперь, ребятки, ротики закрыть,

    Будем мы по теме только говорить.

    1.Как правильно сидеть     Слайд №3

    2. Разминка.

    • -Чтобы правильно читать, надо правильно дышать.  Слайд № 4.5

    Эмоциональный настрой.

    Вспоминают правила посадки на уроке

    Надувают шарик. Произносят чистоговорку

    Л 1

    К 2

    Актуализация знаний и постановка проблемы

    Формулирование темы урока

    1.Форзац букваря

    • Много раз, открывая букварь, вы быстро перелистывали страничку, где расположился город под названием Звукоград. Давайте сегодня немного задержимся в нём и рассмотрим, как он устроен.
    • Кто знает, где найти этот город?
    • А почему он так называется?
    • Глядя на условные обозначения, расскажите о жителях этого города.
    • Кто живёт в первом доме? (Гласные звуки.)
    • Как вы догадались?
    • Сколько в доме жильцов?
    • А перечислить их можете
    •  Какие звуки живут во всех других домах? (Согласные.)        
    • Кратко расскажите о жителях этих домов.
    • Познакомившись со Звукоградом, покидаем его, но со звуками мы не прощаемся - без них нам в речи не обойтись

    2.Обложка букваря

    • 1-го сентября многие ещё не могли понять, что за значки там изображены. А вот сейчас все уже понимают значки и могут рассказывать о них другим. Назовите эти значки.
    • Давайте определим тему урока
    • Как вы считаете, вы уже хорошо научились слышать и различать звуки речи?
    •  Хотите проверить себя? (Да)

    В домиках живут звуки. Звуки бывают гласные и согласные.

    По подсказке значков  даётся общая характеристика звуков.

    Рассказывают о звуках речи с опорой на таблицу

    Работают по обложке букваря, называют обозначения значков: гласные и согласные звуки

    Называют тему урока

    Гласные и согласные звуки

    Дают оценку своим знаниям

    К 2

    П 3

    Л 4

    К 2

    Р 2

    К 1

    Работа по теме урока

    1адания для тренировочной работы

    • Послушайте и найдите слова, которые различаются одним звуком.

    Работа в паре.

    На улице был жаркий день.

    Все прятались от солнца в тень.

    Шумел от ветра спелый колос

    Как будто поле пело в голос.

    С. Лукьянова

    Мы потолок белили,

    А дрова пилили.

    С. Лукьянова

    • Всего один звук способен изменить значение слова. Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.
    • Назовите звуки, которыми различаются слова:

    мел   - мель

    мыл - мал

    мал  - мял

     пол   -  пыль

    • Чем различаются такие слова:   Слайд № 6

    белки – белки (в яйце)

    Физминутка

    Вы, наверное, устали?

    Ну, тогда все дружно встали.

    Ножками потопали,

    Ручками похлопали.

    Покрутились, повертелись

    И за парты все уселись.

    Глазки крепко закрываем,

    Дружно до 5 считаем.

    Открываем, поморгаем

    И работать продолжаем.

    • Назовите звук, который повторяется чаще других и помогает услышать то, что происходит. Потом дайте характеристику этого звука.  Слайды № 7,8,9

    Тише, тише, тише, тише. Шелестят на крыше мыши...

    С. Токмакова

    И сейчас же щётки, щётки Затрещали, как трещотки...

    К. Чуковский

    Бывают в жизни чудеса:

    Ужа ужалила оса.

    Она ужалила в живот.

    Ужу ужасно больно. Вот.

    Р. Муха

    Сравнивают слова.

    Называют звук, которым различаются слова.

    Дают характеристику.

    Называют звуки. В слове мел последний звук [л]- согласный звонкий, твёрдый. В слове мель последний звук [л,] –согласный звонкий мягкий

    Объясняют лексическое значение слов

     

    Выполнение движений вслед за учителем.

    Называют звук и дают ему характеристику

     

     Л 2

    Р 3

    К 2

    П 5

    Работа по закреплению

    Итоговое обобщение сведений о звуках речи.

    1.Предстоит выполнить задание учёного:

    • вспомнить главные правила речи
    • соблюдая их, рассказать всё, о чём сообщает эта схема.

     Схема «Звуки речи»  Слайд № 10

    2.Какая бывает речь?

    • Какой речью вы только что пользовались?
    • Что вы строили, когда сообщали сведения о звуках речи.

    Физминутка для глаз  Слайды № 11,12,13, 14

    3.Репродукция с картины В.М. Васнецова «Богатыри»  Слайд № 15

    • Рассмотрите картину.
    • А теперь попробуем себя в письменной речи. Запишем
      небольшой рассказ, правда, пока не буквами, а схемами -чёрточками. Это
      мой рассказ о картине.
    • Послушайте текст и считайте количество предложений.

     Сошлись три богатыря охранять русскую землю. Зорко всматриваются они вдаль. Не идут ли враги? Богатыри готовы побить вражью силу!

    • Сколько предложений? (4)

    4.Составление схем. Опасные места.

    5. Работа по вопросам.

    • Что же это за русские богатыри?
    • Как их зовут?
    • Где это можно узнать?
    • Об этих богатырях рассказывается в книгах. В четвёртом классе вы их будете читать. А пока мы познакомимся с богатырями, если прочитаем о них короткий рассказ в нашем букваре.

    6. Чтение рассказа читающими детьми.

    • Как хорошо, что кто-то уже умеет читать, а то мы так и не узнали бы, как зовут этих могучих богатырей.

    7. Чтение учителем  заключительной фразы «Как хорошо уметь читать!», взятой из известного стихотворения В. Берестова.

    • Согласны ли вы с прочитанной мыслью?
    • Все, кто согласен, произнесите её хором.

    8.Фонетическая работа.

    • Всмотритесь в картину и запишите значками звуков некоторые слова-названия.

    Илья, шлем, щит, меч, тугой лук, белый конь

    Говорить понятно, смотреть на собеседников 

    Устная и письменная

    Устной

    Предложения

    Рассматривают картину

    Слушают текст и считают предложения.

    Работают у доски. Составляют схему каждого предложения. Называют опасные места в предложении.

    Дети отвечают на вопросы:

    - это защитники нашей земли

    -высказывают свои предположения.

    -можно прочитать в книге, спросить у учителя…

    Читают текст.

    Читают хором.

    Произносят хором.

    Работают у доски и в тетрадях

    К 3

    К 3

    П 4

    Л 4

    К 2

    Р 2

    К 1

    Итог урока.

    Рефлексия

    • Чему учились на уроке?
    •  Что было для вас сегодня самым трудным?
    • Что было самым интересным?
    • Как работали сегодня на уроке?
    • Кто доволен собой, товарищем?
    • Кто чувствовал помощь друга?

    Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность

    Раскрасьте ваш воздушный шарик нужным цветом:  Слайд №16

    зелёным - всё понятно;

    жёлтым - не совсем понятно есть вопросы;

    красным - не понятно;

    - Украсим воздушными шарами наш класс.

    Поводят итог урока

    Дружно (соедините руки)

    Дают эмоциональную оценку своей деятельно.

    Прикрепляют свои шарики.

    К 2

    П 4

    П 1

    Литература.

    1. Программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2014

    2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. -  Смоленск: Ассоциация XXI век,  2015.

    3.Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2015.

    4.Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2015.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Обучение грамоте . Букварь 1 класс УМК «Гармония»

    Слайд 2

    Слайд 3

    Вот так правильно!

    Слайд 4

    Слайд 5

    Чистоговорки Та-та-та - открывай ворота. До-ду-да - гудят провода.

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Звуки речи

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    http://fotoramochki.com/besplatnye-detskie-ramki.html - рамочка для первого слайда http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%B8 – картинки для слайдов № 6, 7, 8, 9 http://www.lenagold.ru/fon/clipart/alf.html - шары http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%8E%D1%82%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&stype=image&lr=48&noreask=1 – картинка ребёнка к слайду №16 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D1%82%D1%80%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F%20%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&stype=image&lr=48&noreask=1#!/yandsearch?text=картина три богатыря иллюстрация


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме В.Сутеев "Мешок яблок" (УМК "Начальная школа ХХI века")

    В конспекте представлены развернутые цели урока, метапредметные умения. Указаны этапы урока, примерное время и цели каждого этапа урока. Показана работа по формированию навыка само- и взаимооце...

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе на тему "К.И.Чуковский "Телефон"

    На этом уроке учащиеся научатся читать юмористическое произведение, передавать его настроение, объяснять смысл названия произведения, характеризовать героев произведения....

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: "Звук о. Буквы О,о" ПНШ

    Данный конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС, поможет провести урок даже начинающему педагогу....

    Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: "Гласные и согласные"

    Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по программе«Перспектива» на тему "Гласные и согласные"...

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме "И.Мазнин "Давайте дружить"

    Конспект урока по литературному чтению поможет любому учителю начальных классов при разработке и подготовки своего....

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: С. Михалков "Аисты и лягушки".

    Целью данного урока является  знакомство с творчеством С. Михалкова, с его сказкой “Аисты и лягушки”; совершенствование умения определять жанр произведений и их тему, правильно н...