Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Всегда мягкие согласные звуки [ч'], [щ']. Сочетания ЧА-ЩА».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Проскурина Тамара Григорьевна

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Всегда мягкие согласные звуки [ч'], [щ']. Сочетания ЧА-ЩА». УМК «Школа России»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Всегда мягкие согласные звуки [ч'], [щ']. Сочетания ЧА-ЩА». УМК «Школа России»

Цель урока: Развитие умения различать в словах мягкие шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетание этих звуков с гласными.

Задачи:

Образовательные:

 -развивать умение писать слова с сочетаниями ЧА-ЩА.

Развивающие:

-развивать мышление, речь, орфографическую зоркость, фонематический слух;

-привлекать обучающихся к активной познавательной деятельности, учить детей мыслить, объяснять, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать;

Воспитательные:

-воспитывать осознанное отношение к учёбе;

-воспитывать интерес к предмету;

-воспитывать любовь к природе;

Оборудование: Карта путешествия, дерево, рисунки букв, письмо, перфокарты, сигнальные карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 Я люблю свой родной язык!

 Он понятен для всех, он певуч,

Он как русский народ многолик,

Как держава наша могуч!

А.Яшин

Но нельзя любить свой язык и плохо знать его. А чтобы знать свой язык, грамотно и красиво писать и говорить, нужно стараться, быть внимательными на уроках.

  1. Постановка проблемы. Формулировка темы урока.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие. Нам пришло письмо от гласных А и Я. Я вам его сейчас прочитаю. «Дорогие ребята, помогите разрешить наш спор. Мы не можем решить кому из нас стоять в слиянии рядом с шипящими согласными Ч и Щ. Помогите нам пожалуйста, ребята!» Ну, что, поможем?

Давайте сформулируем тему нашего урока (Правописание сочетаний ЧА-ЩА).

А чтобы мы не заблудились, буквы прислали нам карту путешествия. (Приложение)

Но не так-то просто будет попасть в город звуков и букв. По пути нас ждут испытания, и только пройдя их, мы сможем попасть в гости к буквам. Но прежде, чем отправиться в путешествие, запишем в своих путевых журналах (тетрадях) буквы, к которым отправимся в гости

Чистописание: аа//аа      яя//яя

  1. Словарная работа

И так, вы становитесь путешественниками. Скажите, ребята, какими качествами должен обладать путешественник. (Ответы ребят). Об одном качестве вы забыли. Если вы сейчас правильно выполните задание, то узнаете, что это за качество. Я буде называть вам слова, а вы назовёте антонимы к этим словам, а в тетрадях запишем только первые буквы этих слов: Грязный-чистый

Искусственный-естественный

Трусливый-смелый

Мягкий-твёрдый

Грубый-нежный

Замкнутый-открытый

Слабый-сильный

Светлый-тёмный

У ребят в тетрадях появляется запись: ч е с т н о с т. Припишите букву Ь. Какое слово у вас получилось? (Честность)

Кого мы можем назвать честным человеком?

Первая остановка у нас с вами на полянке «Словарная». Посмотрите вокруг. Какие здесь красивые цветы! А в траве стрекочут кузнечики, весело бегают муравьи. А это кто?

- Наплетёт, наплетёт, сядет и добычу ждёт.

Правильно – это паук. Паучок задаёт нам загадку: сколько у паука ног?

Если вы правильно назовёте букву, пропущенную в словарных словах, то узнаете это. На доске записано:

О- 8 ног

А- 6 ног

п…мидор

…гурец

г…рох

м…рковь

ов…щи

Молодцы! Да, у паучка 8 ног, а 6 ног у насекомых.

Слово «паук» произошло от древнерусского «укоть» - коготь. Кстати, можно подумать, что паук лапками-крючочками плетёт свою паутину, но плетёт он её вовсе не лапками. Он выпускает из себя клейкую жидкость, которая на воздухе превращается в тонкую нить-паутину.

Ребята, паучок, которого мы встретили добрый. А давайте вспомним сказку, в которой был злой паук («Муха Цокотуха» К.И. Чуковский). А какую сказку К. И. Чуковского мы с вами недавно читали? («Федорино горе»). Сейчас я буду читать отрывки из этой сказки, а вы записывайте словарные слова, которые вам встретятся, выделяя орфограммы:

Топоры-то, топоры,

Так и сыплются с горы (топор)

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла (лопата)

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

-Я бегу, бегу, бегу! (кастрюля)

Эй, вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как белки? (тарелка)

На стаканы, дзынь, натыкаются,

И стаканы, дзынь, разбиваются (стакан).

Назовите слова- названия инструментов (топор, лопата). Как можно назвать одним словом остальные предметы?

Запишем это слово в словарики: п о с у д а

  1. Закрепление ранее изученного материала.

Идём дальше. У нас на пути роща «Правописания». Здесь нам предстоит разделиться:

Двое будут работать у доски (Игра-соревнование «Кто больше». На доске прикрепляется дерево, на котором закреплены листочки, ученики срывают листочки, на обратной стороне которых записаны слова с пропущенными безударными гласными и парными согласными, ученик должен записать слово на доске, вставить правильно пропущенную букву, рядом приписать проверочное слово. Побеждает тот, кто больше соберёт листочков). Остальные работают с перфокартами. (Приложение).

Коллективная проверка работы у доски. Идём дальше.

Отгадайте загадку.

Зайчики сияют на песчаном дне,

Стаи мелких рыбок ходят в глубине.

Ива уронила ветки в быстрину,

Будто бы легонько тронула волну.

Облака высоко плыли,

Угадайте, где мы были?

(Ответы детей). Правда это не река, а ручей. Мы подошли к ручью «Предложение». И вот новое задание: списать предложение, вставить пропущенные буквы, устно объяснить орфограммы:

Б…ж…т (в) з…лёной ч…аще в…сёлый ключ журч…щий.

- Каким является предложение по цели высказывания? (Повествовательное).

-По интонации? (Невосклицательное).

- О чём говорится в предложении? (о ключе)

- Задайте вопрос к слову «ключ» (что?)

-Каким словом в предложении можно заменить слово «ключ»? (родник)

Молодцы! Идём дальше. Впереди у нас лес «Спортивный»

Физминутка

Чтобы благополучно миновать озеро «Диктант», мы должны под диктовку записать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ. Вспомним правило.

Моржи, стрижи, чижи, шиповник, мыши, жилище. Какое слово лишние? (жилище). А почему? (все остальные слова относятся к живой природе).

  1. Открытие нового знания.  Вот мы и добрались до города Звуков и Букв. Здесь нас встречают буквы А и Я. Чтобы помочь им давайте вспомним какой звук в слиянии обозначает буква А- [а ]. А буква Я - [а ] и смягчает предыдущий согласный. А теперь, что вы можете сказать о звуках [ч'] и [щ' ]? Они всегда мягкие. Нужно ли их смягчать? (нет). Какую же букву будем писать в слияниях ЧА-ЩА. Конечно же А. Буквы мы помирили, можем возвращаться в школу.
  2. Развитие умений.  Применение полученных знаний.

Работа по учебнику (с.92 упр.154). Самостоятельное выполнение работы с последующей проверкой.

  1. Домашнее задание: с.92 правило, упр. 155
  2. Итог урока: - Что мы узнали в городе Звуков и Букв?

- Понравилось ли вам путешествие?

-Что вам понравилось больше всего?

-Что вызвало затруднение?

С помощью «Светофора» оцените свою работу на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"

представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...

Урок русского языка 1 класс на тему:"Роль слова в изменении характера. Правописание сочетаний ча- ща, чу-щу "

Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века" 1 класс. Соответствует требованиям ФГОС. Содержит элементы здоровьесберегающей технологии по системе В.Ф. Базарного. Урок содержит интересный орг...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

конспект урока русского языка 1 класс, на тему: «Звонкие и глухие согласные в конце слова».

конспект урока русского языка 1 класс, на тему: «Звонкие и глухие согласные в конце слова»....

Конспект урока русского языка 1 классе по теме: "Парные звонкие и глухие согласные"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "Парные звонкие и глухие согласные" поможет быть полезен учителю начальных классов....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме: « Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши».

Конспект урока русского языка 2 класс по теме:  « Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши»....