Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Каюмова Зимфира Тимеряновна

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе учебников "Начальная школа ХХ I века" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_klass_lit.doc396.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     Пояснительная записка

           Рабочая программа   по предмету «Литературное чтение » для  учащихся 1б класса МОБУ  СОШ   с. Ермекеево  составлена  на основе нормативных документов:

         1. Конституция Российской Федерации.

         2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

         3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».

         4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1576).

        5. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.11.2015).

        6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 « Об утверждении  федерального перечня  учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования».

        7. Конституция Республики Башкортостан.

        8. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан».

        9. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г. № УП-730.

       10. Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» №216-З от 15 февраля 1999 года.

       11. Постановление Правительства РБ от 09.12.2013 № 585 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях".

      12.Локальные акты школы.

      13.Устав МОБУ СОШ с. Ермекеево  МР Ермекеевский район РБ.

      14. Программа развития  МОБУ СОШ с. Ермекеево  МР Ермекеевский район РБ.

      15. Основные  образовательные   программы  НОО МОБУ СОШ с. Ермекеево  МР Ермекеевский район РБ.

      16. Примерная    образовательная    программа  начального общего образования  по УМК «Начальная школа ХХ I века» , рекомендованной    к использованию Министерством образования и науки РФ.  

       17. Авторские  программы  Л.Е.Журовой (Русский язык. Обучение грамоте: программа: 1 класс/ Л.Е.Журова. –М.: Вентана-Граф, 2014.- 40с.) ,  Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой ( Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.:Вентана-Граф, 2014.- 224с.)  

     18. Положение о рабочей программе учителя МОБУ СОШ с. Ермекеево (протокол №1 от 29.08.2017 г.)

     19. Протокол №1 заседания МО от 23 августа 2017г.

     20. Учебный план муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Ермекеево муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан состоит из:

       1) учебного плана начальной школы для учащихся 1-4 классов, составленного в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования. Обучение организовано по программе четырёхлетней начальной школы по образовательной программе «Начальная школа  ХХI  века» (ФГОС).

     21.Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год.

      Изучение литературного чтения в первом классе начинается курсом «Обучение грамоте». Интегрированный курс «Обучение грамоте» - первый этап в системе изучения русского языка и литературного чтения.

      В первом полугодии первого класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания - слушать и воспринимать художественные произведения.
     Во втором полугодии первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).

    Основная цель курса литературного чтения - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст  произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

текста и специфики его литературной формы;

- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

-расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов)1.

                                            Описание места учебного  предмета в учебном плане

      Изучение литературного чтения в 1 классе начинается в курсе «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса,  темпа обучаемости, специфики используемых учебных средств обучения. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте (чтение) отводится 4 часа в неделю, 1 час в неделю – на литературное слушание. После периода обучения грамоте идёт раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят  в образовательную область «Филология».

В 1  классе на изучение литературного чтения в учебном плане МОБУ СОШ с.Ермекеево отводится 4 часа в неделю, из которых 1ч отводится на литературное слушание, всего 131 час  (33 учебные недели).

                                         

I.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса «Литературное чтение»

         Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса.  Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоение курса, заложенных в ФГОС НОО.

 

        Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение» должны отражать :

        1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей  и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные  (регулятивные, познавательные, коммуникативные) результаты освоения курса «Литературное чтение» должны отражать:

       1) овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей  изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и  коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных статей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) формирования готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрении и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержание конкретного учебного предмета.

       Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение» с учётом специфики содержания предметной области «Филология», должны отражать:

         - понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

- понимания роли чтения, использования разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

                                                                             Планируемые результаты обучения

                                                                       

                                                        « Литературное чтение. Обучение грамоте»

Первоклассник научится:
различать, сравнивать:

-звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

-звук, слог, слово;

-слово и предложение;

кратко характеризовать:

-звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие);

-условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных;

решать учебные и практические задачи:

-выделять предложение и слово из речевого потока;

-проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырёх - пяти звуков;

-плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты;

-осознавать смысл прочитанного;

Первоклассник получит возможность научиться:

-различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;

-читать целыми словами и предложениями;

-самостоятельно читать небольшие по объёму художественные произведения;

-выделять в словах слоги в устной работе;

-правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-соблюдать орфоэпические нормы.

                                                                       «Литературное чтение»

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Первоклассник научится:

-осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

-читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

-правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие); моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Первоклассник получит возможность научиться:

-понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

-высказывать суждения о произведении и поступках героев;

-узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

-оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Первоклассник научится:

-определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

-использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

-различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

-сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Первоклассник получит возможность научиться:

-сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

-находить в тексте произведения сравнения, обращения;

-находить в тексте и читать диалоги героев;

-определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность»

Первоклассник научится:

читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

придумывать истории с героями изученных произведений;

пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Первоклассник получит возможность научиться:

-иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

-инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

-создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Первоклассник научится:

-получать информацию о героях, произведении или книге;

-работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

-дополнять таблицы, схемы, модели;

-сравнивать произведения по таблице.

Первоклассник получит возможность научиться:

-находить информацию о произведении (фамилия автора, жанр, тема);

-дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

-находить в тексте информацию о героях произведений.

                                                                 Система оценки достижения планируемых результатов, её критерии

  Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:

 - социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки; учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей);

 - воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы);

 - образовательную (учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознает, что он уже умеет, а что нужно еще повторить или доучить);

- эмоционально-развивающую (эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат - радость, огорчение, безразличие - может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться дальше).

Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых перовоклассниками с предметным содержанием. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по литературному чтению.

Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Это:

- комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);

- литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);

- тесты по изученному произведению, теме, разделу;

- тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;

- диагностические задания и тесты для проверки сформированное™ учебной и читательской деятельности;

- тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);

- комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);

- итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);

- проверочные работы для проверки умений работать с книгой (в конце первого и второго полугодия в первом классе).

Тест как вид проверочной работы в первом классе содержит пять заданий и предлагается детям в двух вариантах. Задание считается выполненным, если ученик отметил правильный ответ.

Диагностические задания позволяют выявить уровень усвоения учебного материала и сформированность учебной и читательской деятельности (умение самостоятельно находить способ решения учебной задачи, составлять алгоритм учебных действий, осуществлять самоконтроль и самооценку и т.д.).

Диагностические задания оцениваются в баллах:

0 баллов - задание не выполнено;

1 балл - выполнена часть задания или допущены ошибки;

2 балла - задание выполнено верно.

Результаты диагностических работ позволяют определить уровни учебной подготовки каждого ученика (а также группы или класса):

высокий - ученик по большинству заданий получает 2 балла;

средний - ученик по большинству заданий получает 1 балл;

низкий - ученик по большинству заданий получает 0 баллов.

В первом классе чтение является предметом обучения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших дидактических текстов). В первом классе проверяются овладение слого-аналитическим способом чтения, понимание общего смысла слов и предложений, тем чтения текста (в конце года не менее 30 слов в минуту).

В условиях безотметочного обучения б первом классе используются словесные оценки: «читаешь хорошо», «читаешь хорошо, но есть ошибки», «читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать».

Оценка «читаешь хорошо» - ученик читает целыми словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает ошибок, темп чтения - 25-30 слов в минуту.

Оценка «читаешь хорошо, но есть ошибки» - ученик читает целыми словами и слогами, отчетливо произносит звуки и слова, но допускает 1-2 ошибки.

Оценка «читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать» - ученик читает по слогам, допускает более трех ошибок, темп чтения - 15-20 слов в минуту и ниже.

                                                                   

                                                     II.Содержание учебного  предмета  «Литературное чтение. 1 класс»

       В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов учтены и общие педагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

      Как осуществляется процесс обучения литературному чтению в 1 классах? В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания – слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).

     Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого класса проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

      1 класс

     В период обучения грамоте 1 ч в неделю проводится урок литературного слушания, после обучения грамоте - 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами. Букварный период заканчивается в первом полугодии, общее количество уроков 84 ( 16 уроков литературного слушания в первом полугодии)  и 68 ч литературного чтения и слушания во втором полугодии.

                                                                       

                                                                                    Содержание курса «Обучение грамоте»

Слово и предложение

Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Фонетика

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком {мак—рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й'] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.

Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Чтение

Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребёнка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование ростых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.

Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Восприятие художественного произведения1

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.

Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).

Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.

                                                                               Содержание курса «Литературное чтение»

В период обучения грамоте 1 ч в неделю проводится урок литературного слушания, после обучения грамоте - 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами. Общее количество часов - 68 ч литературного чтения и слушания во втором полугодии.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение «слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится — не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел; печален, удивлён и: пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение с интонациями, соответствующими знаками препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2-3 предложения).

Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста» концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного, плана под руководством учителя.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнений тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов-классиков XX в., произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.

Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о природе, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • распознавать произведения фольклора по жанрам;
  • усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;
  • использовать в устной речи изученные литературоведческие понятия.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие н коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • понимать и формулировать творческую задачу;
  • инсценировать сцены из сказок и рассказов;
  • создавать истории с героями изученных произведений.

Чтение: работа с информацией

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • находить информацию о героях произведения;
  • вычленять основные события в произведении и устанавливать их последовательность;
  • моделировать отношения между героями произведений.

Межпредметные связи:

  • с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
  • с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
  • с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

                           Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

1 класс

В период обучения грамоте 1 ч в неделю литературное слушание, а затем 4 ч в неделю литературное чтение.

 Всего в учебном году 33 учебные недели, что составляет 131час в году (по учебному плану МОБУ СОШ с.Ермекеево). Литературное чтение вводится после обучения по «Букварю», которое имеет продолжительность в зависимости от подготовки класса. Еженедельно в течение года проводятся уроки литературного слушания.

Программная тема

Тема, учебный материал

Содержание, методические приемы

Читаем сказки, загадки, скороговорки (3 ч)

Народные и литературные (авторские) сказки.

Упражнение в чтении вслух на материале изучаемых произведений.

Знакомство с литературными (авторскими) и народными сказками.

Работа с текстами сказок: целостное восприятие, чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради.

Учимся уму-разуму

(4 ч)

Произведения (рассказы, сказки, стихотворения) о детях и для детей.

Знакомство с рассказами В.А.Осеевой, Л.Н.Толстого, Е.А.Пермяка, стихотворениями А.Барто, Н.Саконской, Э.Успенского. Упражнение в выразительном чтении, заучивание наизусть. Пересказ подробный и краткий. Выполнение упражнений в тетради.

Читаем о родной природе

(4 ч)

Произведения о родной природе (загадки, песенки, песни фольклора; сказки, стихотворения, рассказы).

Организация восприятия художественного произведения (целостное восприятие), чтение произведений, выделение описаний картин природы. Сравнение произведений разных жанров. Упражнения в выразительном чтении. Заучивание наизусть.

О наших друзьях – животных

(4 ч)

Произведения о животных (стихотворения, сказки, загадки, скороговорки, рассказы).

Обучение самостоятельному ознакомительному чтению. Знакомство с разножанровыми произведениями о животных: анализ, наблюдение, сравнение. Выполнение заданий в тетради под руководством учителя.

Учимся уму-разуму

(4 ч)

Произведения о детях и для детей.

Повторение изученных произведений по теме. Знакомство с разножанровыми произведениями о детях и для детей. Выделение главной мысли и точки зрения автора. Упражнения в правильном и выразительном чтении. Пересказ.

Читаем сказки, пословицы, считалки

(4 ч)

Произведения фольклора. Народные и литературные сказки.

Повторение произведений фольклора и авторские сказки, скороговорки. Закрепление литературоведческих понятий о сказках. Сравнение сказок, героев, сюжетов, зачинов. Отработка умения читать вслух.

О наших друзьях – животных

(4 ч)

Разножанровые произведения о животных (стихотворения, рассказы, сказки, пословицы, загадки).

Повторение ранее изученных произведений о животных. Работа с произведениями, чтение вслух и молча, выразительно. Обучение пересказам текстов произведений, рассказыванию о героях и их поступках. Самоконтроль и самооценка уровня обученности.

Читаем о родной природе

(5 ч)

Произведения о родной природе.

Чтение разножанровых произведений о природе для детей. Упражнение в чтении картин описания. Формирование понятий родная природа, Родина и т.д. Нравственно-эстетическое и патриотическое воспитание.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

1 класс

Раздел

программы

                        Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся (универсальные учебные умения и действия)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух фольклорных и авторских произведений. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.

Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой.

Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение.

Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка).

Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности.

Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности.

Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему).

Сравнивать модели обложек.

Чтение

Чтение вслух и молча (про себя) Чтение вслух - слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами. Знакомство с нормами чтения (что - [што], чтобы - [штобы], -ого — о[ва]). Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу). Чтение про себя (молча) отрывков и небольших произведений. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое.

Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога).

Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя).

Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки.

Осваивать умение читать про себя (молча) под руководством учителя.

Работа с текстом

Текст и набор предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Структура текста: абзац, начало и концовка текста. Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения. Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.

Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чем произведение?), жанр (что это?).

Иллюстрации к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации.

Отличать текст от набора предложений.

Определять абзацы и части текста.

Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте.

Сравнивать произведения разных тем и жанров.

Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану.

Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения.

Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения.

Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения.

Высказывать свое суждение о героях и их поступках.

«Вычитывать» из текста авторскую точку зрения, объяснять свою.

Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях.

Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке.

Определять жанр и тему.

Сравнивать модели обложек книг.

Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности.

Библиографическая культура Знакомство с книгой и ее аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены). Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме.

Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности.

Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены).

Классифицировать книги по темам и жанрам.

Работа с текстом художественного произведения

Знакомство (практическое) с научно- популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать художественные произведения с научно-популярными.

Говорение (культура речевого общения)

Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений). Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или поступках).

Находить в тексте произведения диалоги героев.

Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью. Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, с героях и их поступках (1-3 предложения).

Письмо (культура письменной речи)

Произведение как пример письменной речи. Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом- описанием, текстом-рассуждением.

Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений.

Круг чтения

Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей- классиков ХIХ-ХХ вв. Произведения отечественных детских писателей XX века и современных детских писателей. Виды детских книг: художественные и научно-популярные. Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка. Темы чтения: о Родине, природе, детях, животных; юмористические произведения.

Выражать свое отношение к литературному произведению (что нравится? почему?) и обосновывать его.

Находить в произведении описание героев, предметов или явлений.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог.

Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора.

Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение).

Использовать в речи литературоведческие понятия.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Чтение по ролям и инсценирование. Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты). «Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения). Пересказ от лица одного из героев произведения. Рассуждение о героях изученного произведения. Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений.

Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты).

Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям.

Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам.

Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения.

Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения.

Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений.

Чтение и работа с информацией

Представление об информации и сбор информации

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге.

Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы.

Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно- популярной и справочной книге.

Заполнять таблицы, схемы, переводить табличную информацию в текстовую, делать выводы , выводы (суждение, аргументацию

                                                 

                                                  III. Календарно- тематическое планирование

п/п

Планируемая          дата

Фактическая дата

                                  Тема урока

Кол-во часов

    Примечание

                                                                           Литературное чтение. Обучение грамоте

                                                                           

                                                                                   Подготовительный этап (13ч)

1.

04.09.2017г.

Введение понятия «предложение».

2.

06.09

Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение».

3.

07.09

Литературное слушание.

Стихи о Родине. В Серова.  «Мой дом». Р/к. Рассказ о своём доме.

4.

08.09

Рассказ по сюжетной картинке.

5.

11.09

Интонационное выделение первого звука в словах.

6.

13.09

Интонационное выделение первого звука в словах. Сравнение звуков.

7.

14.09

Литературное слушание.  

Сказки о природе. В.Белов. «Родничок». Р/к. Башкирская легенда «Агидель и Караидель».

8.

15.09

Звуковой анализ слова мак.

9.

18.09

Звуковой анализ слов сыр, нос.

10.

20.09

Рассказ по сюжетным картинкам.

11.

21.09

Литературное слушание. 

Д. Павлычко. «Где всего прекрасней на Земле?».

12.

22.09

Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета

13.

25.09

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»

Основной (букварный) этап (50 ч)

14.

27.09

Знакомство с буквой А(а)

15.

28.09

Литературное слушание.  

Сказки о природе. М. Михайлов.  «Лесные хоромы». 

Р/к. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

16.

29.09

Буква я в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]).

17.

02.10

Знакомство с буквой О (о).

18.

04.10

Знакомство с буквой Ё (ё).

19.

05.10

Литературное слушание. 

Произведения о родине и родной природе. М. Гали. «Земные краски».  Рубрика «Книжная полка». Р/к. Моя малая Родина (беседа).

20.

06.10

Знакомство с буквой У (у).

21.

09.10

Знакомство с буквой Ю (ю).

22.

16.10

Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й’]и [у]).

23.

18.10

Литературное слушание.

Рассказы о детях. В. Железников. «История с азбукой».

24.

19.10

Знакомство с буквой Е (е).

25.

20.10

Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]).

26.

23.10

Знакомство с буквой ы.

27.

25.10

Литературное слушание.  

Рассказы о детях.  Л.Пантелеев. «Буквы «ты» ».

28.

26.10

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков.

29.

27.10

Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук

30.

30.10

Знакомство с буквой М (м).

31.

01.11

Литературное слушание.

Стихотворения о дружбе.  Я Аким. «Мой верный чиж». Текущая проверка навыка чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание).

32.

02.11

Знакомство с буквой Р (р).

33.

03.11

Знакомство с буквой Л (л).

34.

06.11

Знакомство с буквой Й (й).

35.

08.11

Литературное слушание.

Произведения о детях. Е.Ильина.  «Шум и Шумок». Р/к. М.Карим «Березовый лист».

36.

09.11

Знакомство с буквой Г (г).

37.

10.11

Знакомство с буквой К (к).

38.

13.11

Сопоставление звуков [г] и  [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.

39.

15.11

Литературное слушание.

Книги о детях.  Е. Благинина.  «Тюлюлюй».  А.Барто.        «В школу». Рубрика «Книжная полка». Р/к. Г.Тукай « Фатима и соловей».

40.

16.11

Знакомство с буквой З (з).

41.

17.11

Знакомство с буквой С (с). Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости.

42.

20.11

Знакомство с буквой  Д (д).

43.

27.11

Литературное чтение.

Народные сказки. Русская народная сказка « Кот, петух и лиса». Текущая проверка уровня начитанности.

44.

29.11

Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости.

45.

30.11

Знакомство с буквой Б (б).

46.

01.12

Знакомство с буквой П (п).

47.

04.12

Литературное слушание.

Литературные (авторские) сказки. В. Сутеев. «Дядя Миша».

Р/к. Башкирская народная сказка «Благодарный заяц».

48.

06.12

Знакомство с буквой Ф (ф).

49.

07.12

Знакомство с буквой Ж (ж).

50.

08.12

Знакомство с буквой Ш (ш)

51.

11.12

Литературное чтение.

Литературные (авторские) сказки. С. Маршак. «Тихая сказка».

52.

13.12

Знакомство с буквой Щ (щ).

53.

14.12

Знакомство с буквой Х (х).

54

15.12

Знакомство с буквой Ц (ц).

55.

18.12

Литературное слушание.

Сказки зарубежных писателей.  Ш.Перро. «Красная Шапочка». Рубрика «Книжная полка». Текущая проверка по теме « Работа с детскими книгами».

56.

20.12

Знакомство с разделительной функцией мягкого знака.

57.

21.12

Знакомство с особенностями буквы ъ.

58.

22.12

Знакомство с особенностями буквы ъ.

59.

25.12

Литературное слушание.

Рассказы для детей. М Пришвин. «Лисичкин хлеб». Р/к. М.Карим «Когда Дед Мороз был маленьким».

60.

27.12

Итоговая проверка навыка чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание).

61.

28.12

Первую часть «Букваря» прочитали и на страничках его мы о  многом узнали… (Урок –праздник).

62.

29.12

Школьная библиотека. (Урок- экскурсия).

63.

15.01. 2018 г.

Литературное слушание.

Литературные сказки. В.Сутеев «Ёлка». Рубрика «Книжная полка». Рубрика « Проверь себя».

Послебукварный этап (40ч)

64.

17.01

Алфавит. С. Маршак. «Ты эти буквы заучи…». В. Голявкин.  «Спря-
тался».

65.

18.01

В. Сутеев. «Три котёнка», А. Шибаев. «Беспокойные соседки».

66.

19.01

Е. Пермяк. «Про нос и язык». Г. Остер.  «Меня нет дома».

67.

22.01

Литературное слушание.

Стихотворения о животных. А.Блок. «Зайчик». Р/к. Г.Салям «Кошка и новогодняя елка».

68.

24.01

А. Шибаев. «На зарядку – становись!», «Познакомились».

69.

25.01

Е. Чарушин.  «Как Никита играл в доктора».

70.

26.01

 А.Шибаев. «Всегда вместе».

71.

29.01

Литературное слушание.

Рассказы о животных. Г. Скребицкий. «Пушок»

72.

31.01

Г. Цыферов. «Маленький Тигр». Саша  Чёрный.  «Кто?»

73.

01.02

Г. Остер. «Середина сосиски». Я. Аким.  «Жадина»

74.

02.02

Э. Успенский. «Если был бы я девчонкой». Украинская народная сказка «Рукавичка».

75.

05.02

Литературное слушание.

Стихотворения о природе. Е. Трутнева. «Когда это бывает?». Рубрика «Книжная полка».

76.

07.02

Г. Остер. «Спускаться легче»

77.

08.02

В. Сутеев. «Под грибом»

78.

09.02

В. Сутеев «Под грибом»

79.

12.02

Литературное слушание.

Сказки о животных. В.Бианки. «Лесной Колобок- Колючий бок».

80.

14.02

А. Шибаев. «Что за шутки?». Г. Остер. «Хорошо спрятанная кот-
лета».

81.

15.02

Б. Житков. «Как меня называли».  А. Кушнер.  «Большая новость».

82.

16.02

Л. Пантелеев.  «Как пороcёнок говорить научился».

83.

19.02

Литературное слушание.

Литературные сказки. «Муха- Цокотуха». Текущая проверка навыка чтения вслух  (способ чтения, правильность, понимание).

84.

21.02

Е. Чарушин. «Яшка».

85.

26.02

  А.Кушнер. «Что я узнал!».

86.

28.02

Ю.Дмитриев  «Медвежата», Г. Снегирёв «Медвежата».

87.

01.02

Литературное слушание.

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

88.

02.03

М. Карем «Растеряшка», В. Драгунский «Заколдованная буква».

89

05.03

В. Драгунский.  «Заколдованная буква».

90.

07.03

Н.Носов. «Ступеньки».

91.

09.03

Литературное слушание.

Литературные сказки. В.Сутеев. «Палочка – выручалочка».

92.

12.03

О. Дриз. «Горячий привет».

93.

14.03

Г.Остер  «Привет мартышке» (отрывок).

94

15.03

Е. Чарушин «Зайчата», Н. Сладков «Сорока и Заяц», «Лиса и Заяц».

95.

16.03

Литературное слушание.

Рассказы о детях. Е. Пермяк. «Пичугин мост». Текущая проверка выразительности чтения.

96.

19.03

Н.Носов.  «Затейники».

97.

21.03

Г. Сапгир.  «Людоед и принцесса, или Всё наоборот».

98.

22.03

Дж. Родари.  «Про мышку, которая ела кошек».

99.

23.03

Литературное слушание.

Стихотворения о детях. « Мы с мамой».

100.

26.03

А. Толстой «Ёж» (отрывок), В. Лунин «Волк ужасно разъярён…», Г. Цыферов  « Зелёный заяц».

101.

28.03

В. Драгунский.  «Он живой и светится».

102.

29.03

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н.Сладков. «Лиса и мышь».

103.

30.03

Литературное слушание.

Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик».

104.

02.04

Г. Сапгир.  «Лошарик».В.Берестов. «Картинки в лужах».

Литературное чтение.                         

Читаем сказки, загадки, скороговорки (3ч)

105.

04.04

А. Пушкин  «Сказка о царе Салтане…» (отрывок), В. Сутеев «Ко-
раблик», Кир Булычёв «Скороговорка», В. Бианки «Лис и Мы-
шонок».

106.

05.04

«Пузырь, Соломинка и Лапоть» (русская народная сказка.)

107.

06.04

Литературное слушание.

В.Сутеев . «Мешок яблок».

Народные сказки. Русская народная сказка «Терёшечка».

Учимся уму-разуму (4ч)

108.

09.04

В. Осеева «Кто наказал его?», «Потерянный день», «Три товарища», «Печенье».

109.

11.04

К. Ушинский.  «Играющие собаки».  Л. Толстой.  «Косточка».
И. Северянин.   «Её питомцы».  Е. Пермяк.  «Торопливый ножик».

110.

18.04

А. Барто  «Я – лишний», Я. Аким «Мама», Э. Успенский «Всё
в порядке».

111.

19.04

Литературное слушание.

Рассказы о детях и для детей.  Е.Ильина. «Чик-чик ножницами». Рубрика «Книжная полка».

Читаем о родной природе (4ч)

112.

20.04

Л. Толстой «Солнце и ветер», В. Бианки «Синичкин календарь»,
Э. Мошковская «Лёд тронулся», И. Соколов-Микитов «Русский лес»
(отрывок).

113.

23.04

«Берёзонька» (русская народная песня), С. Маршак «Апрель»,             М. Пришвин  «Лесная капель».

114.

25.04

И. Соколов-Микитов.  «Радуга». Е. Трутнева.  «Эхо».  И.Шевчук. «Ленивое эхо».  К. Чуковский.  «Загадка».

115.

26.04

Литературное слушание.

Стихи о природе.  Е.Трутнева. «Когда это бывает». Итоговая проверка навыка чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание).

О наших друзьях – животных (4ч)

116.

27.04

И. Мазнин «Давайте дружить»,  Ю. Коваль  «Бабочка»,                      С. Михалков «Аисты и лягушки»

1ч.

117.

30.04

Е. Чарушин «Томкины сны», И. Жуков «Нападение на зоопарк»,
М. Пришвин «Ёжик»
(отрывок), Ю. Могутин «Убежал», Б. Заходер «Ёжик».

118.

02.05

М. Пришвин «Норка и Жулька», «Котик» (русская народная песня),
Э. Шим  «Глухарь», Г. Скребицкий  «Самые быстрые крылья».

119.

03.05

Литературное слушание.

Рассказы о животных. В.Чаплина.  «Мушка». Итоговая проверка выразительности чтения.

Учимся уму-разуму (3ч)

120.

04.05

М. Пляцковский  «Добрая лошадь», В. Осеева «Кто хозяин?»,
«На  катке»,  В. Голявкин  «Про то, для  кого  Вовка учится».

121.

07.05

Е. Пермяк.  «Самое страшное»,  «Бумажный змей»,  С. Востоков. «Кто кого».  И. Бутман.  «Клоун».  В. Берестов  «Серёжа и гвозди».

122.

10.05

Литературное слушание.

С.Баруздин. «Весёлые рассказы».

Читаем сказки, пословицы, считалки (3ч)

123.

11.05

М. Пляцковский «Урок дружбы» (сказка), В. Орлов «Как  Малышу нашли маму», А. Усачёв  «Грамотная мышка»,  М. Яснов  «В лесной библиотеке» (считалка).

124.

14.05

В. Сутеев  «Цыплёнок и Утёнок», С. Прокофьева  «Сказка о том, что надо дарить»,  Д. Биссет «Дракон Комодо».

125.

16.05

Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности.

О наших друзьях – животных (3ч)

126.

17.05

А. Барто «Жук», Н. Сладков
«На одном бревне».

127.

18.05

Литературное слушание.

Г. Скребицкий. «Мать».

128.

21.05

В. Орлов «Большие уши», Е. Чарушин «Томка и корова»,
В. Берестов  «Выводок».

Читаем о родной природе (3ч)

129.

23.05

И. Соколов-Микитов «Май». С. Витвицкий «Травка зеленеет…»,
Я. Тайц «Всё здесь», «По ягоды»

130.

24.05

К. Чуковский «Радость», М. Есеновский «Моя небольшая родина»,
Р. Валеева «Здравствуй, лето!», В. Лунин «Я видела чудо».

131.

25.05

Литературное слушание.

Стихотворения о природе. А.Барто. Весенняя гроза». Ю. Коринец.        

« Волшебное письмо».

                       

                      Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

1.Учебно-методический комплект:

1. Журова Л. Е. Букварь : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2015.

2. Журова  Л. Е. Букварь : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 2 / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2015.

3. Журова Л. Е. Разрезной дидактический материал к учебнику «Букварь» / Л. Е. Журова. – М. : Вентана-Граф, 2015.

4. Кузнецова М. И. Учимся писать печатные буквы : рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных организаций / под ред.    Л. Е. Журовой. – М. : Вентана-Граф, 2017.

5. Литературное чтение : уроки слушания : 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций/ авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2014.

6. Литературное чтение : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций  / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – 3-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2015.

7. Ефросинина Л. А. Литературное чтение : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Л. А. Ефросинина. – 3-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2017.

8. Авторские  программы  Л.Е.Журовой (Русский язык. Обучение грамоте: программа: 1 класс/ Л.Е.Журова. –М.: Вентана-Граф, 2014.- 40с.) ,  Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой ( Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.:Вентана-Граф, 2014.- 224с.)  

9.Ефросинина Л.А. Литературное чтение: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тестовые задания, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: 1- 4 классы: в 2 ч. Ч. 1/ Л.а.Ефросинина. 2-е изд., перераб. – М.: Вентана –Граф, 2015.

10. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: методическое пособие/ Л.А.Ефросинина. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана- граф, 2012. – 192с. – (Начальная школа ХХI века).

2. Дополнительная литература.

1. Формирование универсальных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.

3. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. — Режим доступа: htt://school-collektion.ги

2. Образовательный портал. — Режим доступа: www.uroki.ги

3. Презентация уроков «Начальная школа». — Режим доступа: htt://nachalka. info/abjut/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). — Режим доступа: www.festifal. L September.ru

       5. Учебно-методический портал. — Режим доступа: http://www.uchmet.ru

4. Информационно-коммуникативные средства.

1. Большая электронная энциклопедия (СD).

2. Интегрированная среда для поддержания учебного процесса в начальной школе (СD).

3.Литературное чтение: 1-4 классы: электронное учебное пособие Словарь –справочник «Книгочей».- М.: Вентана-Граф, 2015. (СD)

       5. Наглядные пособия.

1. Комплект портретов.

2. Портреты детских зарубежных писателей.

6. Технические средства обучения.

1.Ноутбук.

 2. Интерактивная  доска.

3.Медиапроектор.

7. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью.

       2. Шкаф для хранения картин, портретов.

3. Ящики для хранения наглядных пособий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...