Буква «ь» - показатель мягкости согласных звуков .
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок по чтению в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по чтению в 1 классе38.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

ФИО учителя:  Смирнова Н.П.

Класс: 1 г   Дата                     Предмет: чтение
Тема:  Буква «ь» - показатель мягкости согласных звуков .
Цель:  познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами строчной печатной буквы «ь»; учить читать слова орфоэпически ; развивать фонематический слух и культуру произношения; формировать навык чтения.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник: Азбука Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков, модели звуков, слов, элементы –шаблоны печатной буквы, карточки для рефлексии.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание учебного материала

 

 

1.  Мотивация к учебной деятельности

  Мотивировать учащихся на изучение темы

 

 Приветствие.
Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

Проверьте готовность к уроку. У каждого на парте должна лежать Азбука. Модели звуков и слов. Элементы букв для конструирования.

2.  Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Создание проблемной ситуации.

 

Активизирует знания учащихся.

Выполняют задания, тренирующие способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.

Вспомните все изученные нами буквы.

А О У Э И Ы Р М Л Н Й Я Е Ё

- Назовите  буквы обозначающие согласные звуки. (й .л, р, м, н)

- Что общего у данных букв? (согласный, звонкий, твёрдый или мягкий звук)

- Назовите буквы обозначающие гласные звуки.

- Ребята, а на какие 2 группы можно разделить  буквы?

(А, О, У, Э, Ы – указывают на твёрдость согласного; И, Я, Е, Ё, Ю на мягкость согласного)

- А на какие 2 группы можно разделить эти буквы, почему? ( и – один звук;  я, е, ё, ю – могут обозначать два звука, а могут и один звук).

- Когда эти буквы могут обозначать два звука?

(Когда они стоят в начале слова, и когда после гласной буквы).

- Когда эти буквы обозначают один звук?

3.  Выявление места и причины затруднения

Организация фиксации места, где возникло затруднение;

подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока

Создаёт проблемную ситуацию .  

     

Высказывают предположение, формулируя тему и  цель урока.

Уточняют по учебнику.

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой,  с какой  вы узнаете, если отгадаете загадку:

Это очень хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

-Итак, ребята, тема нашего  урока…

Это очень необычная буква. И секреты, которые она скрывает, мы узнаем с вами во время урока.

-Откройте учебник , зафиксируйте стр. закладкой.
- Рассмотрите внимательно стр.
-Какие цели поставим сегодня на уроке?

  1. Познакомимся с новой буквой  и узнаем какой звук обозначает.
  2. Будем учиться читать слоги , слова и предложения с изученной буквой.

 

4.  Построение проекта выхода из затруднения

В коммуникативной форме организация построения учащимися проекта будущих учебных действий; составление плана работы

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Работа по учебнику

 

Высказывают предположение.

-Посмотрите на верхний левый угол страницы. Что необычного вы заметили? (модели звуков зачеркнуты)

-Да,  все известные нам ранее модели звуков зачеркнуты. -Как вы думаете почему? (буква  ь  не обозначает звука) 

Какой мы с вами можем сделать вывод? (буква ь знак не обозначает звука при произношении)

Найдите его на страничке азбуки , покажите пальчиком соседу по парте. Мягкий знак на письме обозначается строчной буквой ь (мягкий знак).

 -Ребята, внимательно рассмотрите образец печатной буквы «ь». 

 На что похожа буква? (половинка буквы Ы, перевёрнутая Р )

- Из каких элементов она состоит? (Из прямой линии и полуовала)

 -Сейчас вам предстоит работа в парах.

-Сконструируйте, пожалуйста, печатную букву «ь»? Ключ 5( 6, ) и 18( 19)

-Откройте  последнюю страницу Азбуки.

 -Покажите какое место в алфавите занимает буква ь.

-Какая изученная буква стоит перед ь. Какая следует на ним?

Запомните, как она выглядит.

Работа с двухуровневыми схемами

- Рассмотрите рисунки в верхнем ряду в учебнике. Что нарисовано на первом? (ель).

-Назовите звуки, произнесите с ударением,

соотнесите звуковую форму слова с буквенной, что  заметили?

 - Назовите последний звук? [л’].

- Дайте характеристику этому звуку (в слове «ель » - согласный звонкий мягкий звук [л’]). Почему произносится мягко?

-Какая буква нам показывает , что в конце слова нужно читать мягкий согласный звук? Это буква мягкий знак.

-Рассмотрите второй рисунок.

- Что делал заяц? (он ел).

-Назовите звуки, произнесите с ударением,

 - Сравните слова «ель» и «ел». Как произносится последний звук в этих словах?

 - Почему в слове «ель» звук [ л ,] произносится мягко?

  ( мягкий знак указывает на мягкость согласного звука).

- Рассмотрите 3 рисунок. Кто здесь изображён?

 - Кто знает, как называется эта рыба? (Линь).
- Произнесите последний звук ( [ н ,] ).
 - Почему этот звук произносится мягко?        

Кто может объяснить значение этого слова?

Линь -  рыба, с черно-фиолетовыми чешуйками; водится в озерах и речках и причисляется к роду карпа.

5.  Реализация построенного проекта.

Физминутка

Организация  совместного открытия нового знания

Организует фронтальную работу по вопросам  в учебнике.

Наблюдают, делают выводы.

Работа в парах. Конструируют букву.

-Так какую же работу выполняет буква ь знак?

 буква ь знак указывает на  мягкость согласных

6.  Первичное закрепление

 Организация  усвоения детьми нового способа действий фронтально

Организует

работу по учебнику.

Проговаривают  результаты  во внешней речи, формулируют вывод.

Читают хором

Отвечают на вопросы

Анализируют слова

а) Чтение слогов и слов по учебнику; с. 45.

     

 - Прочитайте слоги и образованные от них слова «цепочкой».

-Поставили пальчик на начало первой строки. Читаем вместе слог.

-Посмотрим на второй слово: сколько в нем слогов? (2)

Читаем все вместе: мыло

-Посмотрите на следующее слово. Давайте прочитаем его с ударением: мыльный. 

-Обратите внимание: у нас рядом стоит  прямоугольник.

-Что нужно сделать?

- К слову «мыльный» подберите подходящее по смыслу слово.

 - Что обозначает слово «пузырь» раствор. (Это слово-предмет.)

 - Покажите модель этого слова. Прямоугольник  (розового цвета).

-Переходим ко второй строчке. Поставили пальчик под первое слово, сейчас будет читать первый ряд, остальные внимательно следят. Кто знает значение этого слова?

Мель – мелкое место на дне реки, озера, моря, мешающее прохождению кораблей.

3 строчка – 2 ряд

4 строчка – 3 ряд

5 строчка – только девочки

6 строчка – только мальчики

7 строчка – все вместе

 - Объясните значение слов: «моль», «рояль», «лунь», «омуль».

Моль-насекомое из отряда чешуекрылых бабочек, достаточно вредоносное, которое предпочитает употреблять кератин, содержащийся в шерстяных и натуральных меховых изделиях. (платяная. пищевая)

Лунь – хищная степная  птица с серовато-белым оперением семейства ястребиных.(Сообщение)              

Омуль  - это разновидность  рыбы, длина до 64 см, весит до 3 кг. (Сообщение)              

Рояль – музыкальный инструмент .

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Физминутка

Организация  самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий;

проверка  уровня приобретённых знаний

Организует закрепление материала по  теме,

 обмен мнениями, самостоятельную работу .

Составляют модель слова.

Проверяют .

Отвечают на вопросы

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

-Вам необходимо составить на парте звуковую модель слов: руль и мель

А сейчас немного отдохнем и дадим отдохнуть нашим глазкам.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Организация выявления типовых заданий, где используется новый способ действия

Организует работу в  парах

Анализируют иллюстрации

Отвечают на вопросы

Читают индивидуально\хором

Составляют схему предложения

-Переходим к последнему заданию.

 -Посмотрите на записи внизу учебника. Что вы видите? (Это предложения).

- Почему вы так считаете?

(Начало написано с заглавной буквы, а в конце стоят точки).

-Поставили пальчик на начало предложения. Кто может прочитать первое предложение?

-Посмотрите на второе предложение. Что вы должны сделать? (Нужно вставить слово). - Прочитайте начало предложения. Какое нужно вставить слово?

Что это за слово? («Играет» - слово действие)

Посмотрите на  рисунок слева ? Что девочка делает? (играет)

-Переходим к рисунку справа: что вы видите?

-Кто может прочитать сразу два предложения?

-Поставили пальчик на начало предложения, следим: У меня руль. Я рулю.

-Сейчас читают только девочки.

- А теперь мальчики. Молодцы!

Сейчас вам понадобятся ваши модели(прямоугольники) слов. Составьте модель первого  предложения.

 - Сколько слов в этом предложении?

У Алины рояль.

        

                                                           .    .

Кто выйдет к доске и составит модель?

 Проверяем! Поднимите руки кто считает, что  … составил(-а) модель предложения правильно.

-Все отложили на край стола.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Предлагает оценить свою работу на уроке

Оценивают свою работу на уроке. Высказывают свои впечатления от урока.

-Давайте подведём игог нашего урока.

- С какой буквой познакомились на уроке?

-Какие секреты скрывает мягкий знак?

(-Какую работу выполняет мягкий знак?)

-Оцените свою работу на уроке.
-Покажите весёлого человечка, если чувствовали себя комфортно  на уроке, всё поняли. Грустного- испытывали затруднения.
- Спасибо за урок.

Омуль- это крупная промысловая рыба  семейства лососевых.
Длиной до 64 см, весом до 3 кг. Питается мелкими рачками, рыбками.
Омуль обитает на Байкале, а также в реках и озёрах Урала и Сибири.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Лунь- хищная птица семейства ястребиных. С серовато-белым оперением,
с загнутым клювом(размером с ворону).Водится на открытых пространствах.
Питается мелкими грызунами, птицами, лягушками, ящерицами.
Гнездо располагает на земле.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Буква е -показатель мягкости согласного звука"

Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква е - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК "Школа России" - букварный период. Урок за...

Урок обучения грамоте по теме "Буква ё – показатель мягкости согласного звука"

Конспект составлен к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква Ё - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК Школа России. Урок закрепления....

Урок литературного чтения в 1-м классе."Буква Е – показатель мягкости согласного звука"

Традиционная программа. Познакомить детей с тем, что после согласных буква е обозначает звук / э / и указывает на мягкость согласного....

Конспект урока обучения грамоте: «Буква я -показатель мягкости согласных звуков».

Конспект урока обучения грамоте: «Буква я -показатель мягкости согласных звуков»....

Русская народная сказка. Гласные буквы Е.е, обозначающие звуки йэ. Буква е показатель мягкости согласных.

Организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать нав...

Конспект урока буква е – показатель мягкости согласного звука.

Конспект урока буква е - показатель мягкости согласного зв...