Русская народная сказка. Гласные буквы Е.е, обозначающие звуки йэ. Буква е показатель мягкости согласных.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать навык чтения, умения работать с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_5.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Русская народная сказка. Гласные буквы Е.е, обозначающие звуки йэ. Буква е показатель мягкости согласных.
Цель урока: организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать навык чтения, умения работать с текстом.
Задачи урока:
- обучающие: знакомство обучающихся с буквой Е е, формирование умения обозначать на письме гласный звук после мягкого согласного звука буквой е;
- развивающие: развитие познавательного интереса, формирование умения использовать знаково-символические средства для решения задач;
- воспитательные: формирование навыков культурного общения.
Регулятивные УУД. Ученик научится использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные УУД. Ученик научится использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач.
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться
взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
(На доске прикреплены слова: Есть, будет, терпенье и уменье).
- Прочитайте слова и составьте предложение. Это известная пословица. (Задание для читающих детей).
Дети читают слова и с помощью учителя составляют предложение.
Есть терпенье, будет и уменье.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Как можете к себе применить? (Дети коллективно делают вывод: чтобы научиться хорошо
выполнять какое-либо дело, нужно много учиться, тренироваться, а для этого нужно терпение и усердие.)
II. Актуализация знаний.
- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи.)
- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов связанных по смыслу.)
- На что делятся слова? (Слова делятся на слоги.)
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
- Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударные и безударные.)
- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.)
-Молодцы!
III. Речевая разминка.
- Прежде чем приступить к изучению нового материала, как всегда речевая разминка.
- Зачем мы это будем делать? (Чтобы подготовить наш язычок для работы.)
- Повторяйте вместе со мной хором:
Ме-ме-ме - светлячки видны во тьме.
Не-не-не - пляшут рыбки на волне.
Ре-ре-ре - носим воду мы в ведре.
Ле-ле-ле - стоит чашка на столе.
Ве-ве-ве - васильки растут в траве.
IV. Целеполагание.
Работа с учебником.
- Рассмотрите иллюстрации в азбуке на стр. 72.
- Вспомните сказку. Что произошло в начале сказки? Чем закончилась сказка?
- Предположите, чем будем заниматься на уроке? (знакомиться с гласной буквой Е, е.)
- Тема нашего урока: «Гласная буква Е, е».
- А сказочным гостем на нашем уроке будет Емеля. И он принёс нам на урок три вопроса на которые мы с Вами должны ответить.
V. Изучение нового материала. Проблемная ситуация.
(На доске иллюстрации оса и ели.)
- Внимание на доску. Давайте составим звуковые схемы к этим иллюстрациям.
- Сколько звуков и сколько букв в этих словах? (Оса – 3 звука, 3 буквы.)
- А у слова ели? (Ответы разные.)
- Почему задание одно, а ответы разные? (Мы ещё не знакомы с буквой е.)
VI. Открытие нового знания.
- Произнесите хором слово ели по слогам. (Е – ли.)
- Сколько слогов в слове ели? (Два.)
- Произнесите первый слог протяжно. ([й’ э] )
- Что слышите? (Слияние, в котором два звука, это слияние мягкого согласного с гласным звуком).
(На доске выставляется первый слог.)
- Произнесите второй слог.
Из чего он состоит? (Из слияния мягкого согласного с гласным.)
(На доске выставляется второй слог). (На доске выставляются слоги под схемами.)
- Что мы поставим под первым слогом? Дети не могут ответить на вопрос.
- Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е. Мы слышим два звука [й’ э], а пишем одну букву е.
- Где стоит буква е? (В начале слова.)
- Почему эта буква особенная? (Обозначает два звука, когда стоит в начале слова.)
- Вернёмся к схеме этого слова.
- Сколько звуков и букв в слове ели? (В слове ели 4 звука, 3 буквы.)
- Вот мы, ребята, с вами и ответили на первый вопрос Емели. (Открываю на доске карточку с вопросом.)
- А теперь немного отдохнём.
Физминутка.
Руки к верху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
- Продолжим искать ответы на вопросы Емели.
- Чтобы ответить на второй вопрос давайте прочитаем слоги в Азбуке на с. 73. (Хором читают
слоги.)
- Как произносятся согласные в этих слогах? (Мягко.)
- Какой вывод можем сделать? (Буква е смягчает согласные буквы.)
- А какой гласный звук слышится в этих слогах? ([э].)
- Звук ([э] гласный или согласный? (Гласный.)
- Докажите.
- Переворачиваем карточку со вторым вопросом. Е обозначает гласный звук [э] в слиянии с мягким согласным.
- Молодцы!
- Возвращаемся в учебник. Работать будем в парах. Сначала один ученик читает соседу слова, затем другой.
- Произнесите протяжно слово «роет».
- Сколько звуков слышится в нём? (Пять.)
- Почему так? (Буква е обозначает два звука.)
- После, какого звука следует е? (После гласного.)
- Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).
- Вот мы и ответили на все вопросы Емели.
VII. Первичное закрепление.
- Теперь мы будем учиться читать текст с буквой е. Отгадайте загадку: Рыжая плутовка, всех кур пересчитала.
- Правильно, это лиса.
- Найдите в учебнике изображение лисицы, прочитайте текст.
Чтение жужжанием.
- Кто живёт около ели?
- Что она роет?
- Зачем ей нора?
Физминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два - наклон,
Зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову.
Наклоны туловища вправо и влево.)
- Сейчас будем читать текст на с. 75 азбуки. (Читающие дети читают текст в азбуке).
- Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.
- Прочитаем текст по цепочке.
- Почему текст называется Река.
- Где протекает река? Докажите.
- Что значит невелика?
- Как сказать по- другому?
- Что растёт у берега?
- Какие рыбы водятся в речке?
- Поиграем в игру «Любопытный», ответ на вопрос должен начинаться с буквы е.
- На каком дереве растут шишки? (На ели.)
- Какие вы знаете имена на букву е? (Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья, Екатерина.)
- Какие вы знаете животных на букву е? (Енот, ехидна.)
- Что говорит мама, когда тебя кормит? («Ешь».)
- Кто ездил на печи? (Емеля.)
- Отметка, которую не любят школьники. (Единица.)
- Ягода, похожая на малину. (Ежевика.)
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Мы с вами хорошо потрудились.
- Какую букву вы изучили сегодня?
-Что вы узнали о букве е?
- Понравился ли вам урок?
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
- А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Русский язык 2 класс. Тема "Проверка знаний о разделительном ь и ь - показателе мягкости согласных". (конспект урока)
Русский язык 2 класс. Конспект урока по теме "Проверка знаний о разделительном ь и ь - показателе мягкости согласных"....
Урок русского языка в 1 классе по теме «Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя».
Разработка урока русского языка...
Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )
Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Обозначение звука [ы] буквами ы, и после звука [ц]"
Данная технологическая карта разработана в соответствии с ФГОС НОО и предназначена для учителей начальных классов, работающих по программе "Начальная школа 21 века"....
Технологическая карта по теме: "Гласные буквы «О,о», обозначающие звук [ о ]. Буква «О» в именах собственных"
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте). 1 класс....
Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация 3 класс. По теме: Звук и буква Зз. Знакомство со звуком и буквой Зз.
Звук и буква Зз. Знакомство со звукоам и буквой Зз...