Конспект урока буква е – показатель мягкости согласного звука.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Конспект урока буква е - показатель мягкости согласного зв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkiy_1_klass.docx223.2 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема:

Буква е – показатель мягкости согласного звука.

Цель:

создание условий для ознакомления со случаями, когда буква е обозначает два звука или один звук.

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

Звуки [й`э],[`э] , букву Е е;

Понимать:

 когда буква е обозначает два звука, а когда - один.

Применять:

уметь давать объяснение почему в некоторых случаях буква е означает 1 звук, а в некоторых – два.;

Анализировать:

Иллюстрацию в учебнике;

Синтезировать:

чтение слов с буквой;

Оценивать:

значения знаний о букве Е для овладения чтением;

Метапредметные:

Регулятивные:

 Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях; определять цель учебной деятельности с помощью, самостоятельно;

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Личностные

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Межпредметные связи:

Окружающий мир, ИЗО

Основные понятия:

Гласный, согласный, слог, звук

Методы, технологии:

Работа с учебником, беседа

Ресурсы урока
для учителя:

Учебник, презентация

Ресурсы урока
для учащихся:

Учебник, раздаточный материал

Оформление доски:

-

Оформление

тетради ученика

(работа в прописях)

План урока с разбивкой по времени:

  1. Организационный момент- 1 мин.
  2. Актуализация знаний -  10 мин.
  • Беседа (1 мин)
  • Разминка (1 мин)
  • Выполнение задания, пропись буквы (8 мин)
  1.  Мотивация познавательной деятельности- 4 мин.
  • Работа с пословицами (2 мин)
  • Загадка (2 мин)
  1. Применение знаний- 5 мин.
  • Работа со слогами (1 мин)
  • Работа с текстом (4 мин)
  1. Физминутка- 1 мин.
  2. Применение знаний- 10 мин.
  • Работа с презентацией (2 мин)
  • Работа с учебником (8 мин)
  1. Рефлексия и подведение итогов - 4 мин.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут….. , и сегодня я проведу у вас урок. Проверьте, готовы ли вы к уроку: у вас на партах у каждого  должен быть учебник, рабочая тетрадь и  раздаточные материалы.

 Дети приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

2. Актуализация знаний

-Итак, ребята, я попрошу вас взять листы, которые лежат у вас на партах. Посмотрите внимательно и скажите, какая буква написана на листке?

А что вы уже знаете о букве Е?

-Верно, молодцы.

-А давайте теперь вспомним, как пишется эта буква.  Но перед мы выполним упражнение для пальчиков.

Пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.)

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малиной,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

-Хорошо, теперь давайте приступим к прописям.

-Напоминаю о том, что сидим ровно, не забываем о наклоне при письме. Карандаш держим «клювиком»

-Итак, находим вторую строчку сверху. Какая это буква: строчная или заглавная?

-Правильно. Теперь сначала внимательно посмотрите на доску, я вам напомню о том, как пишется эта буква.

Начинаем ниже дополнительной линейки. Справа налево прописываем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки, «вытягиваем» вниз, опускаем чуть ниже верхней линейки, отклоняясь вправо. Ведём полуовальную линию влево, коснувшись верхней линейки, опускаем вниз, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки.

-Запишите на строчке заглавную букву Е.

-Итак, а теперь найдите вторую строку снизу, где напечатана строчная буква е.

Сейчас я опять же напомню вам, как правильно она пишется, и вы выполните задание.

Начинаем ниже середины строки. Снизу вверх ведём плавную линию, отклоняясь вправо; не доходя немного до верхней линейки, делаем закругление влево, коснувшись её, спускаем полуовальную линию вниз, пересекаем ею плавную линию; закругляем вправо, коснувшись нижней линейки.

-Молодцы! А остальное вы по желанию можете сделать дома.

Дети берут листы.

Буква «Е»

Она обозначает гласный звук. Это буква может обозначать сразу два звука.

Выполняют совместно с учителем пальчиковую гимнастику.

Берут ручки.

Заглавная.

Прописывают строку.

Прописывают строку.

3. Мотивация познавательной деятельности

-А теперь послушайте пословицу и объясните её смысл: Ешь пироги, а хлеб береги. (О бережном отношении к хлебу)

Вторая пословица: Едешь на день – хлеба бери не неделю.( О запасливых, бережливых, заботливых людях)

Вспомните букву, обозначающую эти звуки. Сколько звуков обозначает буква е в начале слова?

-Молодцы, ребята! А теперь вам еще одно задание – отгадать загадку:

Лес охраняет,

Животным помогает,

Их от браконьеров защищает.

Кто это?

(Егерь)

— Укажите место в слове, где вы слышите два звука. Какая буква в слове егерь обозначает два звука? Назовите эти звуки.

(так как она стоит в начале слова)

-Объясните, кто такой егерь? (Человек, который охраняет, помогает, защищает животных и лес.)

-Ребята, произнесите слова охраняет, помогает, защищает, выделяя голосом последний слог. Сколько звуков обозначает буква е в этих словах? Где стоит буква е?

- В каких случаях буква е обозначает два звука?

- Когда буква е обозначает один звук?

-Молодцы!

Слушают и объясняют пословицы.

Выполняют задание.

Е-герь. Первый слог е-, даёт два звука [й'э], так как она стоит в начале слова

Отвечают на вопрос.

В начале слова и после гласной буквы.

4. Применение знаний

-Давайте теперь откроем учебник на странице 75 и прочитаем в рамке слоги. (Зачитываю все слоги)

-Какой звук обозначает буква е? Произнесите слог «не», «ке», «те»..

-Какой звук слышим? [э]

-Где стоит буква е? На что указывает буква е? Как нужно читать согласный, который стоит перед буквой е?

-Итак, давайте потренируемся. На стр.75 представлен текст «Река». Сейчас мы его прочитаем по предложению.

-Сколько предложений в тексте?

-Давайте сейчас немного поиграем. Я вам буду называть описание слова, а вы это слово находите в тексте. Кто первый найдёт – поднимает руку.

1.Это слово  состоит из 2 слогов и все согласные звуки – твердые.

2.В слове два слога и все согласные звуки мягкие.

3.Найдите слово, которое состоит из двух слогов, первый из которых читается мягко.

-Молодцы!

Читают текст.

5.Физминутка

 -Давайте выполним физминутку для глаз и дадим им отдохнуть.

4.Применение знаний

 (включаю презентацию. на слайде картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» и «Рожь»)

-Ребята, посмотрите, что изображено на этих картинах? (лес, поле)

-Картины, на которых изображена природа, называются пейзажами. Художники часто восхищались красотой нашей необъятной страны. А как вы думаете, какое время года изображено на картинах? (лето)

-Почему вы так решили?

-Откройте «Азбуку» на стр.76.

-Рассмотрите картинку. Что вы видите на картинке? Что делает мальчик? Откуда нырнул мальчик? Какое дерево растет на берегу? Что вы видите вдалеке? Что стоит у берега?

-Давайте прочитаем текст «Лето».

-Найдите предложения соответствующие схеме, показанной в азбуке.

-Давайте попробуем распространить эти предложения. Тот, кого я называю, составляет новое предложение, добавляя слова.

(Записываю предложения на доске)

-В каких словах есть буква е? Сколько в  них слогов? Сколько звуков она обозначает? Почему?

-Молодцы ребята!

5.Рефлексия и подведение итогов

А сейчас вам предстоит выполнить интересное задание!

Предлагаю вам игру «Любопытный».

Ответ на вопрос должен начинаться с буквы е.

На каком дереве растут шишки?

На ели.

-Сколько звуков обозначает буква е? Почему?

 Какие вы знаете имена на букву е?

Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья, Екатерина.

-Сколько звуков обозначает буква е? Почему?

 Кто ездил на печи?

Емеля.

-Сколько звуков обозначает буква е? Почему?

.Ягода, похожая на малину.

 Ежевика.

-Сколько звуков обозначает буква е? Почему?

Так что же нового сегодня вы узнали? Что было сложно? Что было легко?

Ребята, кому сегодня всё было понятно и легко  - поднимите зелёный , у кого были затруднения и не все было понятно -желтый, красный – кто не понял.

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.

                

Дополнительный материал:

Раздаточный материал (лист из  прописей)

Диагностика достижения
планируемых результатов:

Знать:  Звуки [й`э],[`э] , букву Е е;

Понимать:  когда буква е обозначает два звука, а когда - один.

Применять:   уметь давать объяснение почему в некоторых случаях буква е означает 1 звук, а в некоторых – два.;

Анализировать: Иллюстрацию в учебнике;

Синтезировать:  чтение слов с буквой;

Оценивать:  значения знаний о букве Е для овладения чтением;

Дополнительные творческие задания:

На стр.77 1 задание (придумать рассказ со словами)

Самоанализ

1. Трудности, возникшие при подготовке к уроку.

2. Положительные моменты урока.  

3. Недостатки в ходе урока и их возможные причины .  

4. Предложения по улучшению качества урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"

Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...

Конспект занятия по коррекции комплексных трудностей письма "Ь как показатель мягкости согласного звука на письме"

Занятие по коррекции комплексных трудностей письма представлено в виде "Необычного путешествия" по годовому кругу. В ходе занятия учащиеся 2 класса отработают обозначение мягкости согласных ...

Конспект урока обучения грамоте: «Буква я -показатель мягкости согласных звуков».

Конспект урока обучения грамоте: «Буква я -показатель мягкости согласных звуков»....

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука". УМК "Школа России". 1 класс

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука". УМК "Школа России". 1 класс...

Конспект урока письма по теме "Буква Ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"

Конспект урока письма по теме "Буква Ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"...

Конспект открытого урока по обучению грамоте в 1 классе по теме: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"

Конспект  урока обучения  грамоте № 52   по теме «Мягкий знак  – показатель мягкости согласного звука». Данный  урок обучения грамоте в системе ур...