Тема: «Осень в поэзии»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Лавринец Елизавета Константиновна

Конспект урока

 

Тема: «Осень в поэзии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennyaya_poeziya_4_klass.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Осень в поэзии»

Цели: 1. Ввести учащихся в образный мир поэзии, показать возможности отражения в нём мира природы.

          2. Показать, как при помощи слова  можно изобразить красоту природы, её необычность, неповторимость.

          3. Работать над развитием выразительной, красивой речи, умением вслушиваться в слово.

          4. Воспитывать любовь к родной природе.

0борудование: Репродукции с картин: Левитан И.И. «Золотая осень», Васильев Ф.А. «Осенний лес», рисунки ребят, конверты с шаблонами-листочками, портреты А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова, С.А.Есенина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина, карточки со словами, отрывки из стихов.

Этап урока

Ход урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Приветствие. Посадка.

коммуникативные

II.Введение в тему урока. 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса…

- Какое время года так любил А.С.Пушкин? (осень)

-Осень – это удивительная пора. Яркие: жёлтые, золотые, алые краски. Шелест листьев под ногами. Запах грибов и дождя. Но осень это и пора увядания, прощания природы до весны. Осень очень любили и часто изображали на своих полотнах живописцы. Посмотрите, как увидели это время русские художники.

-Картина И.Грабаря называется «Рябинка». Какие краски увидел художник ярким осенним деньком? 

- Картина И.Левитана названа «Золотая осень». Как вы думаете, почему? 

- Это другая картина И.Левитана «Осень.  Усадьба» Чем они похожи? В чём отличие? 

- Художник изобразил период увядания природы, «прощальную красу» русской осени. 

-Помогла ли вам музыка, которая звучала, увидеть красоту осени?

- Какое настроение возникло  у вас после прослушивания? Это неслучайная музыка. Вы слушали отрывок из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди «Времена года», который  называется  «Осень».

- Что можно сказать о чувствах этих авторов к своей Родине? 

-Осень

- Осенние краски (желтый, красный)

- Потому что осень на его картине действительно золотая.

- Да, музыка помогла увидеть красоту осени.

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

III. Работа с текстом до чтения. Проблемный вопрос.

-Откройте учебник, страница 62.  Прочтите название стихотворения. 

- Рассмотрите иллюстрацию, как вы думаете, соответствует ли она названию? 

- А какую из рассмотренных сегодня картин, можно было бы поместить на этой странице?

- Кто автор этого произведения? 

-  Обратите внимание на портрет этого писателя. Запомните его. Сегодня вы впервые встречаетесь с его творчеством, но в старших классах вы ещё не раз познакомитесь с его произведениями.

- Какое сейчас время года? 

- Как вы думаете, почему авторы учебника предлагают вам прочитать зимой стихотворение об осени? 

- В конце урока я ещё раз задам этот вопрос. Возможно, вы дополните его или измените свою точку зрения.

- Увидеть  и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить запахи, насладиться разнообразием её красок, помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и, прежде всего поэзия.

- Мы знаем, насколько образно, можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – художник слова, волшебник слова.

- На уроке мы попадём в волшебный мир поэзии, мир ярких красок осени.

-«Золотая осень»

- Да, иллюстрация соответствует названию.

- Картину И.Левитана

«Золотая осень»

- Б. Пастернак

- Сейчас весна.

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

IV. Чтение текста

- Б.Л.Пастернак не писал стихи для детей. В этом тексте есть слова, которые вам будет трудно прочесть самостоятельно. Я хочу  прочитать вам это стихотворение. Возьмите в руки простой карандаш. Внимательно слушайте. Карандашом отметьте слова, которые будут вам непонятны. Обратите внимание на картины, которые нарисовал поэт.

1. Чтение текста учителем.

- Какие картины вы представили себе, слушая это стихотворение?

- Что можно сказать о чувствах поэта к своей Родине?

Прочтите стихотворение ещё раз внимательно. Будем объяснять значение слов, которые вы подчеркнули. Попробуем увидеть краски, которые рисует автор с помощью слов и услышать звуки природы.

2. Чтение текста с комментированием.

1 строфа.

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

- Прочтите первые две строки стихотворения. Какое незнакомое слово вы подчеркнули? (чертог)

- Это слово старинное, его значение можно отыскать в «Толковом словаре русского языка В.Даля». На перемене я попросила найти это слово девочек.

- Пожалуйста, девочки, прочтите выдержку из словаря. 

Почему автор сравнивает осень с дворцом? 

- Всем ли открыт этот дворец для обзора? 

- Давайте войдём туда и мы.

- Что мы увидим в прихожей дворца?

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.

- Что такое просеки? 

- На что похожи озёра, если в них можно заглядеться? \

- С какой интонацией будем читать эту строфу? ()

2 строфа.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

- Чем заполнены залы дворца? 

 - Что изображено на картинах? 

- Откуда взята позолота на рамках картин? 

- Кого мы можем встретить во дворце? 

3 строфа.

Липы обруч золотой –

Как венец на новобрачной.

Лик берёзы – под фатой

Подвенечной и прозрачной.

- С кем сравнивает поэт липу и берёзу? 

- Как называется этот приём в литературе? 

- Что надето на липе? 

-Почему его сравнивают с венцом для новобрачной?

- Венец – корона возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания. (показ фотографии венца) 

- В каком наряде берёза? 

- Почему фата на ней прозрачная? 

- Какая картина может быть иллюстрацией к этим строкам? 

4 строфа.

Чтение первых двух строк.

Погребённая земля

Под листвой в канавах, ямах.

- Как понимаете слово «погребённая»? 

- А чем присыпана земля? 

- Посмотрите на репродукции картин «Тишина» и «Осень. Усадьба», можно ли сказать, что земля погребена под листвой?

- И писатель, и художник увидели похожий уголок нашей Родины, но изобразили каждый по-своему.

Чтение 3 и 4 строки.

В жёлтых клёнах флигеля

Словно в золочёных рамах.

- Какое слово вам не понятно? 

- Слово флигель в другом словаре – «Толковом словаре русского языка Ожегова», находили мальчики. (Флигель – это пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания)

- С чем сравниваются клёны? 

- Какие эпитеты подобрал поэт, чтобы передать красоту  клёнов? 

5 строфа.

Где деревья в серебре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

- Что такое закат? 

 - Видели ли вы янтарь? 

- Почему Пастернак использует эпитет «янтарный» по отношению к слову след? 

6 строфа.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

- Какие звуки мы можем услышать, гуляя в осеннем лесу? 

 - Прочтите хором 3 строку, выделяя голосом звук [ш]. Услышали, как шелестят листья?

- Найдите слова «лист древесный» в тексте. Об одном каком-то листе говорит автор? 

7 строфа.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишнёвый клей

Застывает в  виде сгустка.

- Что ещё можно услышать в осеннем лесу? 

- С чем сравнивает автор зарю? 

- Закройте глаза. Представьте зарю. Когда садится солнце, цвет тёмно – красный, очень насыщенный, густой, как клей, который застывает в виде сгустка.

Перед чтением 8 строфы.

- Посмотрите, какие эпитеты использовал поэт при описании осени

 - Что станет с этой красотой через некоторое время, когда наступит зима?

- Этот период подходит к концу, заканчивается и наше стихотворение. Прочтём последнюю строфу.

8 строфа.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа.

- С чем сравнивает осень Пастернак? 

- Что хранится в этом уголке? 

- Когда бывает так, что старые ненужные вещи дороги их хозяину? 

- Так и старые листья, которые опали, они не нужны, но воспоминания об их красках, золоте дороги. Они будут согревать душу долгими зимними вечерами. Ведь не зря поэт называет их сокровищами.

Внимательно слушают учителя. Подчеркивают непонятные слова.

- Он любил красоту своей родины.

- Чертог

- Чертог – дворец, роскошные палаты-

-Осенью листья на деревьях жёлтые, словно  золотые.  И внутреннее убранство дворца украшено позолотой

-На зеркала в прихожей

- Спокойно,  загадочно, словно мы попадаем в сказку

- картинами

- деревья

- вязы, ясени, осины

-с девушками – невестами

-олицетворение

- обруч золотой

- в фате

- листьев на деревьях мало, их количество уменьшается с каждым порывом ветра

--похоронена, присыпана землёй

-опавшей листвой

флигеля

с золочёными рамами

жёлтых, золочёных

- закат отражает на коре деревьев краски осени

- нет, это собирательный образ, говоря «лист древесный», поэт имеет в виду все листья

-эхо

- с вишнёвым клеем

-золотой, золочённых, жёлтых, янтарный, вишнёвый

- с древним уголком

- ему дороги воспоминания, связанные с ними

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Рассказ о поэте

Клычков Сергей Антонович (Лешенков) родился в 1889 году в семье башмачника и крестьянки, в деревне Дубровки Тверской губернии. С детства любил подолгу гулять и наблюдать за природой. Родная деревня стала местом действия прозаических произведений Клычкова. В 1911 году стихи молодого поэта были включены в сборник стихотворений наряду со знаменитыми поэтами.

5. Словарно-лексическая работа:

- Сегодня мы знакомимся со стихотворением «Весна в лесу»

- Почему стихотворение так названо? Как вы думаете?

Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Почему?

- Как относится поэт к весеннему лесу?

-Прочитайте слова: утренник, рудый, никнуть, яр, сои, свирелка, истома, бор, странник.

- Объясните смысл слов.

6. Работа с текстом.

- Прочитайте вполголоса

- Прочитайте эпизод, как медведь просыпается от зимней спячки.

- Как вы понимаете эти строки:

- Прочитайте эпизод, как дятел почуял раннюю весну.

- А что вы знаете об этой птице? Рассказ ученика.

- Прочитайте последнее четверостишье. О каком « чудном страничке « с золотыми кудрями говорит поэт?

- А как вы представляете Весну? Расскажите

- Какие ещё рисунки можно нарисовать к стихотворению?

- Какие цветовые оттенки будете использовать при рисовании своей картины?

7. Подготовка к выразительному чтению.

-Что значит прочитать выразительно?

- Заметьте, что в конце 3-4 строк в первых трёх столбцах нет ни точек, ни запятых. О чём это говорит?

-Какую интонацию вы выберете: медленную, среднюю, быструю?

-Прочитайте выразительно сначала себе, затем друг другу.

Выразительное чтение вслух.

- Чьё чтение вам понравилось? Почему?

- бодрое, пробуждение, восхищение, радость…

- с восхищением, любовью, он радуется пробуждению весеннего леса …

- Утренник – начало дня

Рудый - вымерший, пустой

Никнуть - опускаться, пригибаться

Яр – крутой, обрывистый берег реки.

Сои – сойки.

Свирелка – прочитать в словаре

Истома-чувство приятной расслабленности

Бор- хвойный лес

Странник (устар.)- человек, странствующий пешком.

- определить интонацию, паузы, логические ударения.

- И медведь с хребтом багровым встанет, щуряся, в лому?

- просыпаясь потягивается, щурится от яркого света

- так поэт описывает образ Весны

- - Весна-это красивая молодая девушка .Волосы у нее золотистые, как весеннее солнышко, глаза синие, как чистое небо. Она изящная, шагает легкой таинственной походкой. Одета она в пышный, длинный зеленый сарафан. Желтая блузка расшита в красивые весенние цветы, на голове у нее венок из подснежников. На руке у нее волшебный посох. Где коснется ее волшебный посох, все оживает. Рядом с ней идут ее друзья: птицы, насекомые, животные.

- Весна -это красивая маленькая девочка. У нее кудрявые короткие волосы, голубые ,как небо глаза. На ней пышное пестрое платье. Бегает она босиком, весеннего снега не боится, звонко и весело хохочет .Где коснутся земли маленькие босые ноженьки девчонки, там травка зеленая появляется, где коснутся голых деревьев ее маленькие ручонки, там смолистые душистые почки начинают раскрываться. От ее звонкого смеха насекомые просыпаются, птицы начинают громче петь, цветочки нежные появляются .

- Весна –это младенец, появившийся на свет. У него слезы ,как весенние ручейки, смех звонкий, как весенние капели. Все живое радуется его появлению….

- лесную опушку, зайцев грудой, как медведь просыпается от зимней спячки, как весело стучит дятел по дереву…

- Там нет пауз

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

- Откройте учебник на стр. 118.

- Прочитайте название стихотворения.

- Как вы понимаете этот заголовок? Что такое «бабье лето»?

-Бабье лето - ясные теплые дни в ранней осени. Существует несколько версий происхождения этого сочетания.

1. Исходное значение сочетания - "пора, когда на осеннем солнце еще могут погреться старые женщины".

2.Также выражение связывают с тем периодом в жизни крестьян, когда заканчивались полевые работы и женщины принимались за домашние дела: мочили лен, трепали его, ткали.

3.По другой версии, сочетания бабье лето, бабьи дни, бабьи холода в старину имели смысл, основанный на суеверии: женщины обладают силой возвращать назад времена года и вообще влиять на погоду.

4.Кроме того, бабьим летом называют тонкую, легкую паутину, летающую по полям и в лесах, предвещающую сухую осень. Эта паутина ассоциируется с едва заметными седыми прядями волос у женщин, а время теплых и погожих дней - с ее возрастом, который предшествует пожилому и характеризуется относительным расцветом.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Дмитрия Борисовича Кедрина «Бабье лето».

   2) Чтение стихотворения учителем.

-Что представляли, когда слушали стихотворение? 

-Как поэту удается показать, что осень скоро уступит место зиме?

-Какие слова помогают понять его настроение и чувства?

   3)Словарная работа.

 -Чтобы  лучше проникнуть в тайны художественного слова, понять мысли и чувства поэта  давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

- Что такое синонимы?

- Подберите синонимы к словам:

 зябкий (мёрзлый, закоченевший, ледяной, промёрзший, застывший, студёный);

быстрый (стремительный, ходкий, моментальный, мгновенный, молниеносный, проворный);

- Что такое антонимы?

- Подберите антонимы к словам:

зябкий (горячий, жаркий, знойный, тёплый);

поздний (ранний).

- Объясните значение слов:

щёлка - маленькая щель, отверстие

слаже - слаще, приятнее, лучше

пряжа - нити , полученные прядением.

заслоня- закрыв, сделав невидимым , недоступным

- Что такое эпитет?

    4)Работа в парах.

- Прочитайте стихотворение. Назовите эпитеты  вместе  со словами, к которым они относятся.

- Как поэт говорит о паутинках? Почему?

 5)Чтение по четверостишьям.

- Посмотрите на  строфы этого стихотворения.

- Сколько строк входит в каждую строфу?

- Как называется такая строфа? ()

- Прочитаем хором каждое четверостишье и попробуем понять  настроение и чувства поэта.

 6) Выразительное чтение стихотворения учащимися.

(Работа с карандашами)

-Возьмите простые карандаши. Расставьте в стихотворении  паузы и обозначьте логические ударения.

(Логическое ударение – это выделение голосом главного слова)

-Помните, ребята, что когда вы читаете про себя, то вы читаете для себя. А когда вы читаете вслух, то вы читаете для окружающих.

-Каким должно быть ваше чтение?(Выразительным) Постарайтесь силой своего голоса передать настроение и чувства поэта.

-Давайте послушаем стихотворение (читают 2-3 ученика)

-Ребята, как вы думаете, удалось ли детям передать настроение автора стихотворения?

  7) Сообщение о поэте.

-А сейчас послушайте о поэте.

Дмитрий Борисович Кедрин    родился 4   февраля 1907  в  пос. Щегловка (Донбасс ) в  семье счетовода железной дороги и машинистки Коммерческого училища .Он рано осиротел и воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая познакомила внука с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, русским фольклором.

Учился в Коммерческом училище, потом в техникуме путей сообщения г.Екатеринослава (Днепропетровска), где в 1924 стал литературным сотрудником местной комсомольской газеты.

 С 1931 жил в Москве, в 1933–1941 работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия». Большую часть жизни поэт провёл в Москве и Подмосковье, где выходили его книги, где пришла к нему слава.

Худенький, невысокий, очень близорукий и всегда задумчивый, Дмитрий   Кедрин   становился сильным и прекрасным, когда речь заходила о поэзии.

            Когда началась Великая Отечественная война, Кедрин , вопреки запретам врачей,   ушел на фронт сотрудником газеты « Сокол Родины»  С этого времени    его главной темой становится тема защиты Родины

           К сожалению, 18 сентября 1945г жизнь  Дмитрия Борисовича Кедрина трагически оборвалась…

Дмитрия Кедрина нет среди нас, но голос его остался надолго»,-сказал Лев Озеров. Об этом, мне кажется, говорил и сам Кедрин в стихотворении «Пластинка»:      Когда я уйду,

Я оставлю мой голос,

На черном кружке

Заведи патефон,

и вот под иголочкой,

тонкой, как волос,

От гибкой пластинки отделится он

                                                                                  1939

-«Бабье лето»

- В сентябре выпадают  прекрасные дни, которые длятся с 14 –по 21 сентября) Солнце припекает, небо чистое, ясное, кажется, лето заблудилось, много паутины. Такое явление называется  «бабье лето». Тёплый и сухой период в середине осени. Температура воздуха достигает 25 – 27 С.

- Солнце ярко светит. Листья шуршат под ногами. Лёгкая паутинка летит. Птицы прощаются и кружат.

- Слова, различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению.

- слова, противоположные по лексическому значению

- образно – выразительное средство, художественное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, действие или предмет с позиции автора. Отличается от простого определения художественной выразительностью.

- Бабье лето, прощальное тепло, позднее солнце,  зябкого денька, паутинок лёгких, дождик быстрый,  зимней тьмы.

- Паутинки белого цвета. Блестят на солнце. Похожи на серебро.

- Строфа,в которую входит четыре строки называется четверостишьем

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

V Итог урока. Рефлексия

-С каким произведениями сегодня мы познакомились?

- О чём это стихотворения?

-Какие чувства выразили поэты в стихотворениях?

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

-С помощью чего можно изобразить картины природы, передать настроение человека?

- С помощью слов (литература), красок (живопись), звуков (музыка).

Коммуникативные

Познавательные

Личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Осень в русской поэзии"

Стихотворение А.Пушкина "Уж небо осенью дышало..." с подборкой слайдов...

Интегрированный урок во 2 классе по теме: «Унылая пора! Очей очарованье!». Осень в поэзии, музыке, живописи.

          Через музыку, пейзажную живопись, поэзию  почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров искусства...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения  И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад»....

Интегрированный библиографический урок в 4 классе "Осень в поэзии"

Предлагаемый Вашему вниманию урок позволяет ввести учащихся в образный мир поэзии, показать возможности отражения в нём мира природы.          - Показать, ...

" Осень в поэзии"Осеннее кафе

Литературный час "Осень в поэзии" был проведен в форме литературного кафе. Класс был оформлен в стиле осеннее кафе. На стенах висели рисунки и аппликации. На столах расставлены поделки, дары осени. Де...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»...

Конспект открытого урока на тему: "Осень в музыке, поэзии и изобразительном искусстве».

Красота осенней природы вдохновляла художников, поэтов и композиторов на создание многих замечательных произведений искусства. Знакомя детей с этим художественным наследием, мы приобщаем их к культуре...