В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» литературное чтение 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Иванова-Закомолдина Наталья Александровна

 технологическая карта урока литературное чтение 3 класс, текст об авторе, таблица для заполнения данных о прочитанном

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопрос

Ответ

В каком году родился В. Драгунский?

Где родился Драгунский?

В каком городе он прожил всю свою жизнь?

Назови профессии, которыми овладел ВикторДрагунский.

В каком году он выпустил первую свою книгу под названием «Он живой и светится»

Вопрос

Ответ

В каком году родился В. Драгунский?

Где родился Драгунский?

В каком городе он прожил всю свою жизнь?

Назови профессии, которыми овладел ВикторДрагунский.

В каком году он выпустил первую свою книгу под названием «Он живой и светится»

Вопрос

Ответ

В каком году родился В. Драгунский?

Где родился Драгунский?

В каком городе он прожил всю свою жизнь?

Назови профессии, которыми овладел ВикторДрагунский.

В каком году он выпустил первую свою книгу под названием «Он живой и светится»

Вопрос

Ответ

В каком году родился В. Драгунский?

Где родился Драгунский?

В каком городе он прожил всю свою жизнь?

Назови профессии, которыми овладел ВикторДрагунский.

В каком году он выпустил первую свою книгу под названием «Он живой и светится»

Вопрос

Ответ

В каком году родился В. Драгунский?

Где родился Драгунский?

В каком городе он прожил всю свою жизнь?

Назови профессии, которыми овладел ВикторДрагунский.

В каком году он выпустил первую свою книгу под названием «Он живой и светится»



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

Учитель: Иванова Наталья Александровна

  УМК « Школа России»

Предметная область: Литературное чтение

Класс: 3 (часть 2)

Тема урока: В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Цель урока: формирование образовательных компетенций( информационной,  коммуникативной, рефлексивной) учащихся 3-а класса в предметной области «Литературное чтение» по теме: В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитание чувства любви к родной природе;  

-формирование    уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

-создание условий для возникновения желаний проявлять свои хорошие качества через добрые поступки.

 Направленные на достижение  метапредметных  результатов обучения:

Регулятивные:

- уметь определять цель деятельности урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- прогнозировать события в предложенном тексте

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-  контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

- осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,  участвовать в совместной деятельности.

Познавательные:

- самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

- строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.

Личностные:

- воспринимать речь учителя (одноклассников);

- сравнивать разные точки зрения;

- считаться с мнением другого человека;

-  проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии);

- эмоционально  «проживать» текст, уметь выражать свои эмоции;

- контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

Должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер

                                                                           


Оборудование урока (создание подготовленной информационно-образовательной среды): учебник, мультимедиапроектор, презентация, текст с рассказом В.Ю.Драгунского «Тайное становится явным»,тексты с информацией о жизни и творчестве В.Ю.Драгунского, сводная таблица, фильм по произведению В.Ю.Драгунского «Он живой и светится».

СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности

Чтение – вот лучшее учение! Так сказал много, много лет назад любимый вами русский поэт А.С.Пушкин.

И сегодня мы будем…, а значит - узнавать новое, интересное,… неизведанное нами..

Начнем с разминки:

Проводит речевую  разминку, мотивирует на урок, побуждает к активной деятельности

-Дружно вы читаете, молодцы!

Надеюсь, что урок у нас пройдет весело и интересно.

Продолжают мысль учителя: много читать, … узнавать новое, интересное,… неизведанное нами

Читают со слайда презентации:

Жи-жи-жи,  жи-жи-жи  яблочки несут ежи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа я нашёл в лесу ежа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу молока я дал ежу.

Жа-аж-аж, жа-аж-аж не обижу я ежа.

Коммуникативные – (вступать в учебное сотрудничество с учителем)

 Регулятивные

(волевая саморегуляция, целеполагание, планирование деятельности на уроке )

2.

Актуализация знаний

Предлагает детям прочитать отрывки из рассказа Драгунского «Тайное становится явным»

Создает проблемную ситуацию: отрывки предложены не по ходу развития событий в рассказе

Хотелось бы вам узнать больше о человеке, который писал такие увлекательные рассказы для детей?

Предлагает рассказать о жизни и творчестве писателя по составленной таблице.

Кто выполнил задание, встать у парты и сравнить свои ответы с ответами одноклассников

Помогла ли вам таблица?

Четыре ученика читают предложенные отрывки из произведения, остальные – вспоминают название и автора. Замечают непоследовательность событий текста, восстанавливают последовательность сюжета.

Работа с текстом. Читают текст по цепочке о жизни и творчестве  Драгунского, вписывают  в таблицу краткие сведения о писателе.

Используя самостоятельно внесенные данные, рассказывают о прочитанном.

Личностные (считаются с мнением других), Коммуникативные ( выска-зывают и обосновывают свою точку зрения)

Познавательные:( логиче-ские - самостоятельно на-ходят нужную информацию в предложенном тексте, используют  её для решения учебно-познавательных задач;

- строят несложные рас-суждения, делают выводы, формулируют их.

Рефлексия своей деятельности

3.

Выход на тему,

постановка учебных задач в сотворчестве с детьми

Как вы думаете, о чем рассказывает писатель в рассказе «Он живой и светится».

Можем ли мы проверить свои предположения? Как?

Прогнозируют содержание рассказа.

Ставят задачу: прочитать и понять о чем этот рассказ.

Личностные (самоопределение к учебной познавательной деятельности), Регулятивные(целеполагание, планирование,прогнозирование содержания рассказа),

Коммуникативные(умение слушать и слышать)

4.

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению содержанием темы урока

  • Работа с текстом учебника
  • Работа в группах, парах
  • Презентация
  • Фильм

Чтение произведения учителем до момента:  - Что это, Мишка, ….(стр.104)

-Понравился ли вам рассказ?

-Какие слова, выражения вам были не понятны?

.

-Как узнать значение этих слов? Как бы вы поступили, если бы читали это произведение самостоятельно?

 (Презентация)

Организует просмотр фильма по произведению. Задание: найти отличия оригинального текста и текста, который звучит в фильме.

После просмотра фильма  дает возможность обучающимся,  поделиться впечатлениями друг с другом  (в паре)

Со слов:  - Что это, Мишка, ….(стр.104) дети читают самостоятельно, отмечают непонятные слова.

Высказываются о рассказе.

Называют слова, выражения, значение которых не поняли

Называют слова, выражения, значение которых не поняли

Высказывают свои способы поиска информации: спросили бы у взрослых, посмотрели в толковом словаре, нашли в Интернете.

Смотрят фильм, замечают фразы и детали, отличающиеся от оригинального текста рассказа.

Высказывают свое мнение

Познавательные (работа с информацией,  моделирование, логические УУД), Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества,

управление поведением партнёра, диалог в паре)

Регулятивные (планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, контроль процесса и результата деятельности)

5.

Закрепление пройденного материала.

Организует диалог

-Как называется раздел, в который  помещен этот рассказ?

-Соответствует ли содержание рассказа  названию  раздела учебника?

 

Делятся своим мнением ( рассказ учит любить живое, живую природу, учит быть внимательным не только к друг другу, но и животным).

Личностные ( проявлять терпение и доброжелательность в споре)

Регулятивные (самооценка),

Познавательные

(обобщение)

Коммуникативные (участие в совместной работе, высказывание своей точки зрения)

6.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует работу по подведению итогов

Чем привлекателен поступок Дениски? Что вы узнали об этом мальчике, благодаря этому рассказу?

Кого бы вы выбрали в друзья: Дениску или Мишку?

Как оценивают человека?

Что нового вы узнали? Захотелось ли вам больше узнать о светлячках? Желающим ребятам раздать тексты о светлячках.

Вспоминают  тему, учебные задачи.

 Делают выводы.

Читают со слайда:

- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.

Регулятивные (самооценка),

Познавательные

(построение рассуждения, обобщение)

7.

Домашнее задание

Уч. Стр.108 вопрос 12 – составить список произведений в раздел «Люби живое» или напиши свой рассказ,  сказку.

Выбирают, объясняют свой выбор

Регулятивные (самооценка)

Прогнозируемый результат: обучающиеся в ходе урока на материале рассказа В.Ю.Драгунского

  • развивают чувства любви к родной природе,
  •  формируется    уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
  • учатся овладевать  способностью  принимать и сохранять учебную задачу; планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • учатся работать с информацией, овладевать операциями мышления (анализ, синтез);
  • учатся слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения;
  • учатся работать в информационно- образовательной среде, осуществлять выбор необходимой информации из предложенных  материалов.

                 



Предварительный просмотр:

Виктор Драгунский родился в  1913 году в Нью-Йорке. Это вот как вышло – его мама и папа были очень молодые, поженились и уехали из белорусского города Гомеля в Америку. Через некоторое время они вернулись обратно в Гомель, а затем  переселились в Москву. В школе Виктор  плохо учился , зато любил читать книжки». Среди друзей  был заводилой во всех играх, устраивал представления, пел куплеты, танцевал.

Еще учась в школе, Виктор старался помочь семье.

Чтобы как- то заработать он с одним из своих товарищей устроился лодочником, чтобы перевозить людей через Москву – реку.

Об учебе в высшем учебном заведении не могло быть и речи. И вот окончив школу, Виктор пошел работать учеником токаря на завод. Завод находился на окраине, вставать приходилось очень рано. И однажды, не выспавшись, он прилег под станком и уснул. Там его застал мастер. Приговор был короткий и жестокий: уволить!

Тут кто-то из друзей посоветовал ему пойти на фабрику, где требовались ученики- шорники. (Шорник – это мастер, который изготавливает из кожи сёдла и другой инвентарь для езды на лошадях) При фабрике был манеж, и можно было обучиться конному спорту, а лошадей Виктор любил с самого детства.

В семнадцать лет Виктор выдерживает экзамен в актёрскую школу. Окончив школу, Виктор Драгунский стал хорошим театральным актером и был принят в Театр Сатиры.

Пришла война. Драгунский рвался на фронт, врачи из-за болезни не разрешили,  но он не сдался и поступил в ополчение. (Ополчение – это войска, которые создаются
во время войны в помощь основной армии из добровольцев). Ополченцы рыли глубокие траншеи, окопы, устанавливали противотанковые заграждения. Работа была изнурительная, тяжелая. Немцы неумолимо наступали под Москвой. Часть ополченцев была убита, Драгунский спасся чудом.

Потом вместе с театром он выступал  с концертами перед бойцами, которые направлялись на фронт, перед раненными в госпиталях. После войны Драгунский неожиданно для всех бросает театр и уходит в цирк. Работать рыжим клоуном!

Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.     Виктор Драгунский говорил:

«Смех – это радость.

Я даю его двумя руками.

Карманы моих клоунских

штанов набиты смехом.

Дети должны жить,

 они должны радоваться…

и я должен приносить

радость детям…»

Свою первую книжку Виктор Драгунский выпустил в 48лет. Называлась она «Он живой и светится». После этой книжки писатель выпустил еще много других, не только про Дениску. Есть у него и две взрослые повести. Но самое любимое, самое читаемое у писателя – это «Денискины рассказы», героем которых стал не какой-нибудь выдуманный мальчик, а его сын Денис. Когда Денис Драгунский вырос, он стал журналистом.

В 2013 году Виктору Юзефовичу Драгунскому исполнилось бы 100 лет, его уже давно нет с нами, но «Он живой и светится», и его книги всегда с нами.

Детский поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим детям щедро и талантливо Виктор Драгунский. Если бы я был доктором, я бы всем детям выписывал специальное лекарство: «Витамины Драгунского» - его рассказы.

Принимать ежедневно!!!»

В 1972 году Виктор Драгунский умер. Виктора Драгунского похоронили в Москве.

Вопрос

Ответ

В каком году родился В. Драгунский?

Где родился Драгунский?

В каком городе он прожил всю свою жизнь?

Назови профессии, которыми овладел ВикторДрагунский.

В каком году он выпустил первую свою книгу под названием «Он живой и светится»



Предварительный просмотр:

  Виктор Юзефович Драгунский. Тайное становится явным
   Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
   – Тайное всегда становится явным.
   И когда она вошла в комнату, я спросил:
   – Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?
   – А это значит, что, если кто поступает нечестно, всё равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесёт наказание, – сказала мама. – Понял?.. Ложись-ка спать!
   Я почистил зубы, лёг спать, но не спал, а всё время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.
   Сначала я съел яйцо. Это ещё терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.
   – Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров!
   Я сказал:
   – Видеть не могу манную кашу!
   Но мама закричала:
   – Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.
   Я сказал:
   – Я ею давлюсь!..
   Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:
   – Хочешь, пойдём с тобой в Кремль?
   Ну ещё бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И ещё там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:
   – Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!
   Тогда мама улыбнулась:
   – Ну вот, съешь всю кашу, и пойдём. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть всё до дна!
   И мама ушла на кухню.
   А я остался с кашей наедине. Я пошлёпал её ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Ещё хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.
   А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил её. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Всё равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу.

Потом сразу вернулся и сел за стол.
   В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:
   – Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идём на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала.
   В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошёл милиционер. Он сказал:
   – Здравствуйте! – и подошёл к окну, и поглядел вниз. – А ещё интеллигентный человек.
   – Что вам нужно? – спросила мама.
   – Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жильё, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость в окно!
   – Не клевещите. Ничего я не выливаю!
   – Ах, не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: «Пострадавший!»
   И к нам вошёл какой-то дяденька.
   Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.
   На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он, как вошёл, сразу стал заикаться.
   – Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжёт… Как же я пошлю своё… фф… фото, когда я весь в каше?!
   Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
   – Извините, пожалуйста, – сказала она тихо, – разрешите я вас почищу, пройдите сюда!
   И они все трое вышли в коридор.
   А когда мама вернулась, мне даже страшно было на неё взглянуть. Но я себя пересилил, подошёл к ней и сказал:
   – Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!
   Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
   – Ты это запомнил на всю жизнь?
   И я ответил:
   – Да.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Он живой и светится Виктор Юзефович Драгунский 1

Слайд 2

Чтение – вот лучшее учение! А.С. Пушкин 2

Слайд 3

Жи-жи-жи , жи-жи-жи яблочки несут ежи. Жа-жа-жа , жа-жа-жа я нашёл в лесу ежа. Жу-жу-жу , жу-жу-жу молока я дал ежу. Жа-жа-жа , жа-жа-жа не обижу я ежа. 3

Слайд 4

Тайное становится явным 4

Слайд 5

Виктор Юзефович Драгунский 5

Слайд 6

Он живой и светится Виктор Юзефович Драгунский 6 Это светлячки

Слайд 7

Словарная работа Гватемала – государство Центральной Америки Барбадос – государство и одноименный остров в Карибском море Брынза – сыр из овечьего молока 7

Слайд 8

Чем привлекателен посту-пок Дениски? Что вы узнали об этом маль-чике , благодаря рассказу? Кого бы вы выбрали в друзья: Дениску или Мишку? Что нового вы узнали на уроке? 8

Слайд 9

Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Главное назначение человека – творить добро. 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится"

Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится" с презентацией...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится"

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».Цели урока: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;учить понимать ценность человеческих отношений; осознавать любовь к ...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: - Познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».Планируемые резул...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится""

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится»"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую...

Фрагмент открытого урока по литературному чтению в 3 классе В.Драгунский «Он живой и светится…»

Фрагмент открытого урока по литературному чтению в 3 классе В.Драгунский «Он живой и светится…» .Автор  Васильева Лидия Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ "Краснозорькинская начальна...