Главные вкладки

    Фрагмент открытого урока по литературному чтению в 3 классе В.Драгунский «Он живой и светится…»
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Васильева Лидия Алексеевна

    Фрагмент открытого урока по литературному чтению в 3 классе В.Драгунский «Он живой и светится…» .Автор  Васильева Лидия Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ "Краснозорькинская начальная школа", Симферопольского района Республики Крым. Цели:-ознакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…»

    Задачи:

    -развивать навыки осознанного выразительного чтения;

    -пробудить познавательную активность;

    -работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;

    -расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

    -развивать критическое мышление;

    -воспитывать любовь ко всему живому.

    Фрагмент урока содержит приёмы технологии развития критического мышления: "инсерт". "чтение с остановками", "круги на воде".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Фрагмент открытого урока по литературному чтению в 3 классе

    Учитель: Васильева Л.А.

    Тема: В.Драгунский «Он живой и светится…»

    Цели:

    -ознакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…»

    Задачи:

    -развивать навыки осознанного выразительного чтения;

    -пробудить познавательную активность;

    -работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;

    -расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

    -развивать критическое мышление;

    -воспитывать любовь ко всему живому.

    Личностные УУД:

    -оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;

    -формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

    Регулятивные УУД:

    -формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

    - формирование умения планировать свою деятельность.

    Познавательные УУД :
    -умение работать с учебной и дополнительной информацией;

    -анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов.

    Коммуникативные УУД :

    -оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

    -чтение вслух и про себя текста, понимание прочитанного;

    -критично относиться к своему мнению;

    -понимать точку зрения другого человека.

    Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс,2 часть. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Карточки с кроссвордом, карточки с биографией В.Драгунского

    Презентация

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    -Ребята, сегодня на уроке много гостей, а гости- это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем себе удачи и тихо сядем за парты.

    2.Актуализация знаний.

    -Давайте с вами немного настроимся на работу, чтобы наш урок был плодотворным. Я начинаю предложение, а вы его закончите.

    -На уроке наши глазки хорошо смотрят и всё…видят.

    -На уроке наши ушки хорошо слушают и всё… слышат.

    -На уроке наша голова хорошо …думает.

    -Итак, я надеюсь, что на этом уроке наши глазки будут хорошо видеть, наши ушки –хорошо слышать, а голова-хорошо думать.

    -И пусть девизом нашего урока станет высказывание «Вызываю вас на мысль»

    Слайд №1

    -Вспомните и ответьте:

    Слайд №2

     -Какой раздел мы продолжаем изучать? («Люби живое»)

    -О чём повествуют произведения , включённые в данный раздел? (о животных, природе, повадках животных, любви к меньшим братьям, сочувствии, заботе).

    -О жизни каких животных вы узнали в разделе? (заяц, собака Малька, мышонок Пик, обезьяна, глухарка)

    -Кто авторы произведений? (Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич Соколов- Микитов, Василий Иванович Белов, Виталий Бианки, Борис Житков, Виктор Петрович Астафьев)

    3.Самоопределение к деятельности.

    -Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом в рамках раздела «Люби живое». Давайте сейчас соберём «Корзину идей», которая пригодится нам на уроке.

    Слайд №3

    -Как вы  думаете ,о ком может идти речь в рассказе?

    -Глядя на портрет, что вы можете сказать об этом человеке? (возможно, это писатель, герои дети, животные, рассказы о дружбе, заботе сочувствии и т.д.)На слайде только фото и годы жизни)

    -Ну что ж, корзина полна идей и все ли они соответствуют нашему уроку, мы узнаем дальше.

    -У вас на столах карточки с кроссвордом, зачеркните  буквы, которые повторяются, и вы узнаете фамилию писателя с произведением, которого мы сегодня познакомимся.

    Слайд№4

    Кроссворд

    Д

    Б

    Р

    А

    В

    Г

    Е

    У

    Н

    С

    К

    Ж

    Е

    И

    В

    Й

    Ж

    З

    Б

    З

    -Итак, как фамилия автора?(Драгунский)

    -Вы правы.

    Слайд№5

    -В ноябре исполнился 101 год со дня рождения Виктора Юзефовича Драгунского. Он прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

    -Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую,Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, начал писать для театра сценарии.

    -Виктор Драгунский был добрым и весёлым человеком. Только в 40 лет он начал писать и это были рассказы для детей. Героем его произведений стал его младший сын Дениска. Всем известны весёлые и интересные рассказы о его приключениях «Денискины рассказы».

    Слайд №6

    -А сейчас вы самостоятельно продолжите знакомиться с биографией В.Драгунского.

    -Все ли вы знаете об этом человеке?

    -Прочитайте молча  на листках биографию В.Драгунского и отметьте карандашом при  помощи условных знаков, какую информацию, вы знали,  узнали новое и хотели бы узнать.

    Слайд №7

    Приём «Инсерт»

    V-уже знал

    + -узнал новое

    ?- хочу узнать

    Самостоятельное чтение биографии

    Биография В.Драгунского

    Виктор Драгунский родился в Америке, в Нью-Йорке. Детство прошло в Белоруссии. Ребенком часто проводил время в компании друзей. Виктор всегда был заводилой во всех играх. Умел петь, танцевать, устраивал представления.

    В 17 лет Драгунский поступил в актерскую школу, потом работал в Театре сатиры. Во время войны был в ополчении, после её окончания продолжил работу в Театре сатиры. Затем стал работать Рыжим клоуном в цирке. Позже создал маленький театр под названием «Синяя птичка».

    -Что нового вы узнали о В.Драгунском?

    4.Работа над новым материалом.

    -Рассказ Драгунского, который мы будем читать ,называется «Он живой и светится….»

    Слайд №8

    -Посмотрите на иллюстрации к рассказу, прочитайте опорные слова и предположите, о чем может быть этот рассказ?

    Опорные слова: ждал, маму, самосвал, светлячок, променял.

    Слайд №9

    -А сейчас перед чтением рассказа, проверим , оправдаются ли ваши предположения.

    Слайд №10

    - Прочитайте и отгадайте загадку

    Вдруг зажегся на травинке

    Настоящий огонёк.

    Это с лампочкой на спинке

    Сел на травку…(светлячок).

    -О каком животном пойдёт речь в рассказе?

    -Прочитайте загадку с вопросительной интонацией шёпотом, скороговоркой, выразительно.

    -Сейчас мы  внимательно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками и найдём в нём то главное, о чём нам хотел поведать автор.

    -В рассказе встретятся такие словарные слова:

    Слайд № 11

    Словарная работа:

    Брынза-сыр из овечьего молока.

    Моментально-мгновенно, очень быстро.

    Доблесть- мужество, отвага, храбрость.

    Гватемала, Барбадос -государства в Америке. В  рассказе это марки, выпущенные этими государствами.

    Приём «Чтение с остановками»

    -Откройте учебник  на с.102

    1.Чтение учителем 1 части до слов «…на песке и скучать»

    -Как чувствовал себя Дениска, когда ждал маму?

    -А какое чувство испытали вы?

    -А как вы думаете,  что произойдёт дальше?

    2.Чтение учеником 2 части до слов «…ты открой её- сказал Мишка , тогда увидишь»

    -О чём говорили мальчики?

    -По вашему мнению, Дениска не делился самосвалом, потому что был жадный?

    -Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?

    3.Чтение учеником 3 части до слов «и я забыл про всех на свете…»

    -Что было неожиданным для Дениски? (увидеть живого светлячка)

    -Как вы считаете, пожалел ли Дениска об обмене?

    -Как вы думаете, чем закончится рассказ?

    -Вы узнаете, оправдались ли ваши ожидания, дочитав рассказ до конца жужжащим способом.

    4.Чтение 4 части самостоятельно жужжащим способом.

    -Согласны ли вы с тем, что мама одобрила обмен Дениски?

    -А какие эмоции испытала мама при виде светлячка?

    -По вашему мнению, в названии рассказа ,какое слово ключевое и важное? (он живой,любое живое существо намного дороже любой механической игрушки)

    -А как бы вы озаглавили рассказ?

    5.Рефлексия. Подведение итогов.

    Насколько внимательно вы читали текст, нам поможет узнать «Блиц-тест». Хлопайте в ладоши при правильном варианте ответа.

    Слайд №12

    Слайд №13

    Приём «Круги на воде»

    -Давайте, к каждой букве в слове «светлячок» придумаем или вспомним слова, которые встретились в рассказе или соответствуют теме нашего раздела.

    -Вернёмся к «Корзине идей», скажите, какие идеи оправдались?

    -Я уверена ,что вам понравился рассказ  и вам захочется встретиться с произведениями В.Драгунского еще раз .

    -


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Вызываю вас на мысль»

    Слайд 2

    Какой раздел мы продолжаем изучать? О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? О жизни каких животных вы узнали в разделе? Кто авторы произведений?

    Слайд 3

    «Корзина идей» 1913-1972

    Слайд 4

    Кроссворд Зачеркни буквы, которые повторяются. Сложи из букв фамилию. Д Б Р А В Г Е У Н С К Ж Е И В Й Ж З Б З

    Слайд 5

    Драгунский Виктор Юзефович 1913-1972

    Слайд 6

    «Денискины рассказы»

    Слайд 7

    « Инсерт » V – уже знал + – узнал новое ? – хочу узнать Виктор Драгунский родился в Америке, в Нью-Йорке. Детство прошло в Белоруссии. Ребенком часто проводил время в компании друзей. Виктор всегда был заводилой во всех играх. Умел петь, танцевать, устраивал представления. В 17 лет Драгунский поступил в актерскую школу, потом работал в Т еатре сатиры. Во время войны был в ополчении, после её окончания продолжил работу в Театре сатиры. Затем стал работать Рыжим клоуном в цирке. Позже создал маленький театр под названием «Синяя птичка».

    Слайд 8

    «Он живой и светится…»

    Слайд 9

    «Предположение» Опорные слова: ждал маму, самосвал, светлячок, променял.

    Слайд 10

    Загадка Вдруг зажегся на травинке Настоящий огонек. Это с лампочкой на спинке Сел на травку с ветлячок.

    Слайд 11

    «Словарная работа» Брынза – сыр из овечьего молока. Моментально побежал – мгновенно, очень быстро. Доблесть – мужество, отвага, храбрость. Гватемала, Барбадос – государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.

    Слайд 12

    «Блиц-тест» № Вопрос Варианты ответов 1 Жанр произведения сказка стихотворение рассказ 2 Автор Э.Успенский В.Драгунский Н.Носов 3 Главный герой Данька Димка Дениска 4 Кто подарил Дениске самосвал? мама папа бабушка 5 Кто оказался в коробке? кузнечик бабочка светлячок

    Слайд 13

    « Круги по воде» СВЕТЛЯЧОК

    Слайд 14

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

    Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

    Открытый урок по литературному чтению 2 класс, УМК «Гармония» Тема: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

    Использовала на уроке различные средства: рассказ, объяснение, работа с учебником. Произведение «Живая шляпа» находится в разделе «В мире книг». Изучили произведение Н.Н.Носова «Затейники»,следующее п...

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «В. Драгунский «Он живой и светится…»

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «В. Драгунский «Он живой и светится…»...

    Открытый урок по литературному чтению 1 класс В. Драгунский "Сестра моя Ксения"

    Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе "Школа 2100" , В. Драгунский "Сестра моя Ксения"...

    Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится"

    Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится" предназначена для использования на уроках чтения в начальных классах. урок построен в соотв...

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ . Тема: «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»»

    Цель деятельности:-формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством В.Ю.Другунского и его произведений;Планируемые результаты:Предметные:Знать: автора произведения, основную мысль ...