Урок по литературному чтению по теме: Виктор Драгунский. "Он живой и светится..."
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок по литературному чтению по теме: Виктор Драгунский. "Он живой и светится..." 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chteniyu_-_v.dragunskiy._on_zhivoy_i_svetitsya.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В. Драгунский. «Он живой и светится…»

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; прочитать рассказ; сформировать умение понимать поступки героев, формировать способность к осознанному выразительному чтению, умение работать в группах; развивать критическое мышление, читательскую грамотность.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: изучить рассказ В.Ю. Драгунского, соотносить содержание рассказа с загадкой; ставить цели изучения темы, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, выборочное чтение, по цепочке, работа с цитатами); ориентироваться в учебной книге, её элементах, соотносить заголовок текста с содержанием, составлять план.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; положительное относиться к предмету литературное чтение, с гордостью относиться к произведениям русских писателей; осознавать значимость чтения и литературы для своего дальнейшего развития.

Оборудование:  компьютер, раздаточный материал.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы, приёмы: словесный, наглядный, практический.

Использованы элементы технологий: групповая работа, проблемное обучение, технология сотрудничества.

Литература: учебник для 3 класса УМК "Школа России" Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.


Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

  1. Мотивационный этап

Создание положительной мотивации на урок

Проверим вашу готовность к уроку. Всё ли у вас лежит на парте: учебник, тетрадь, пенал?

Какое у вас настроение?

-Ребята, как вы думаете, нужно ли читать человеку книги и почему?

-А вы любите читать книги?

-Какие чувства вы испытываете при прочтении художественного произведения?

Доброжелательный настрой на урок

Настраиваются на работу

Проверяют готовность к уроку.

Ответы детей.

Высказывают свое мнение.

  1. Актуализация знаний и целеполагание.

Определяется целенаправленность работы с художественным произведением

-Портреты писателей (В.Бианки, М. Пришвин, Б. Житков, В. Белов В. Астафьев, И. Соколов-Микитов)

-Ребята, вспомните раздел, который вы изучаете на уроках литературного чтения?

-Верно, вы изучаете раздел «Люби живое». О чем рассказывают произведения в данном разделе? Что объединяет авторов, чьи портреты мы рассмотрели?

- Верно, все эти писатели – натуралисты. Очень любили природу, наблюдали за жизнью растений и животных. В своих произведениях описывали эти наблюдения.

-Сегодня мы с вами будем дальше знакомиться с разделом «Люби живое» и познакомимся с новым произведением. Как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке?

В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением

Рассматривают портреты писателей

Вспоминают раздел («Люби живое»). Обобщают известные им сведения о содержании произведений раздела и формулируют их:

Целеполагание. Учатся определять цель урока, исходя из содержания занятия.

  1. Открытие нового знания

Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие

-Для того, чтобы узнать, с каким автором мы сегодня с вами будем знакомиться, я предлагаю вам разгадать кроссворд. У вас на столах карточки с кроссвордом. Вам нужно зачеркнуть буквы, которые повторяются, и с помощью оставшихся букв вы узнаете фамилию писателя, с произведением, которого мы сегодня познакомимся.

Д

Б

Р

А

В

Г

Е

У

Н

С

К

Ж

Е

И

В

Й

Ж

З

Б

З

. -С каким автором мы сегодня с вами будем знакомиться?

 -Верно, сегодня мы с вами будем знакомиться с   писателем Виктором Юзефовичем Драгунским.

А сейчас, ребята, вы будете познакомиться с новым материалом. Для этого каждая группа получит своё задание. Вам нужно прочитать задание и выполнить его.

Задание для 1 группы:

В конвертах вы найдёте биографию нашего писателя В.Драгунского. Пока этот ученик будет готовиться, придумайте 2 вопроса одноклассникам, чтобы проверить, внимательно ли они слушали и смогли ли запомнить главное о биографии писателя.

Задание для 2 группы:

В конвертах вы найдёте загадку и отгадайте её. Выберите ученика, который выразительно прочитает загадку и предложит одноклассникам её отгадать. Придумайте упражнения для физкультминутки по этой загадке. Выберите 1 или нескольких учеников, которые проведут физкультминутку, используя загадку.

Загадка:

Вдруг зажёгся на травинке
Настоящий огонёк.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку …

Задание для 3 группы:

В конвертах вы найдёте материал из энциклопедии о светлячках. Прочитайте информацию. Выберите ученика, который расскажет о светлячках.  Пока этот ученик будет готовиться, придумайте 2 вопроса одноклассникам, чтобы проверить, внимательно ли они слушали и смогли ли запомнить главное о светлячках.

Ребята, вы можете приступать к выполнению своих заданий.

(Звучит запись звуков природы).

А теперь группы прекращают работу. Настало время выслушать друг друга.

Первая группа расскажет нам о нашем авторе.

Приглашаем представителя второй группы

Третья группа изучила материалы энциклопедии, поэтому хорошо знает, кто такие светлячки, и сейчас расскажет вам.

Молодцы, ребята!  Сегодня мы с вами будем знакомиться с произведением Виктора Драгунского «Он живой и светится…»

Откройте учебник.

Прослушивание части текста. (аудиокнига)

А хотите узнать, что будет дальше? (дети читают самостоятельно)

- Вам в тексте встретились незнакомые слова, которые вам могут быть не понятны. Соотнесите слова с их лексическими значениями.

(групповая работа)

Институт

Бублик

Брынза

Моментально

Гватемала

Барбадос

Давайте проверим, как вы соотнесли слов с их значением:

1 группа -  институт , бублик;

2 группа – брынза, моментально;

3 группа – Гватемала, Барбадос

-Сейчас я предлагаю вам разделить его на смысловые части.

-Ребята, какие основные события вы выдели в произведении?

-На сколько частей вы бы разделили произведение?

- Возьмите из конвертов шаблон для составления плана по рассказу.

Шаблон:

-О чем пойдет речь в первой части?

-Как вы бы озаглавили первую часть?

-О чем пойдет речь во второй части?

-Как вы бы озаглавили вторую часть?

-О чем пойдет речь в третьей части?

-Как вы бы озаглавили третью часть?

-О чем пойдет речь в четвертой части?

-Как вы бы озаглавили четвертую часть?  

Воспринимают произведение

Работают с карточками.

Отвечают на вопрос учителя.

Получают задание для работы в группах

-Светлячок.

-Светлячки — это ночные насекомые, которые светятся.

Работают в группах: распределяют роли, советуются,  

выполняют задания.

Участники первой, второй и третьей   группы представляют результат своей работы.

Внимательно слушают часть текста. Первичная эмоциональная реакция на текст

Читают текст самостоятельно (вслух, про себя)

Работа со словарём.

Называют лексические значения слов, сверяют свои ответы с ответами других

Отвечают на вопросы учителя:

Ожидание мамы, обмен игрушки, встреча со светлячком, прекрасный светлячок.

-На 4 части

С помощью шаблона делят в группе текст на части и  по ходу работы с текстом составляют план:

-Ожидание мамы.

-Обмен самосвала. 

-Встреча со светлячком.

-Лучше всего на свете.

  1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

А сейчас ребята мы с вами составим опорную схему, она нам пригодится для составления характеристики героев произведения.

Ставим в центр героя произведения.

Как вы думаете, что нам может помочь охарактеризовать героя?

Например, Дениска и Мишка разговаривают между собой. Как мы называем разговор двух и более людей?  (Диалог)

Как вы думаете, можно ли опираясь на диалог, сделать какие -то выводы о характере Дениски или Мишки?

Значит, диалог может быть одним из пунктов нашей опорной схемы?

Загляните, пожалуйста, в самое начало нашего рассказа. Чьи слова мы видим?

Как называется, когда герой выражает свои мысли вслух или что-то рассказывает?

Монолог

Может ли монолог характеризовать героя?

Добавляем монолог в нашу опорную схему.

Как относится Дениска к маме, к папе, к Мишке? Можно ли характеризовать человека по его отношению к другим?

Отношение к людям добавляем в схему

Как мы называем действие, совершенное в отношение кого - то?    Поступок.

Назовите мне, пожалуйста, какие поступки совершили Дениска и Мишка?

Характеризуют ли поступки их?

Теперь давайте, используя нашу схему, расскажем о героях произведения. Начните такими словами: «Узнать характер  героя нам помогает…»

 

Отвечают на вопросы учителя, составляют с помощью учителя опорную схему:

 

Характеризуют героя с помощью составленной опорной схемы. Слушают ответы одноклассников

  1. Обобщение.

-Мы познакомились с нашим рассказом, познакомились с героями. Сейчас мы с вами попробуем составить характеристику героев, используя опорную схему.

  1. Физминутка для глаз

Задание со светлячком.

Выполняют предлагаемые учителем задания.

  1. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)

Давайте представим, что у вас появилась возможность написать сообщение героям произведения. У вас в конвертах лежат листочки с сообщением. Поработайте в группе и заполните его пожалуйста.
Как вы думаете, с каким настроением они прочтут ваши сообщения? Что они подумают?

 Коллективное написание сообщения героям.

Чтение получившихся сообщений. Эмоциональная реакция

Ответы на вопросы учителя

  1. Рефлексия

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся

-Ребята, наш урок подходит к концу, и я хотела бы задать вам несколько вопросов.

-С каким автором и его произведением мы сегодня с вами познакомились?

-Как вы думаете, почему автор дал название произведению «Он живой и светится», а, например, не «Светлячок»?

-Чему вас научило нас данное произведение?

- Где вам могут пригодиться полученные знания?
- Знания, по каким предметам вам помогли на сегодняшнем уроке?


- Понравилось ли вам работать на уроке? Что понравилось больше всего? А что показалось трудным? Какое настроение у вас сейчас?

У вас в конвертах лежат светлячки.

Прикрепите их на ночное небо, которое изображено на доске.

Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия.

Настраиваются на подведение итогов

Дают ответы на вопросы.

 

Высказывают свои предположения.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Светлячков приклеивают на доску.

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Домашнее задание:

•        придумать продолжение рассказа,

•        проиллюстрировать обложку

-Вам понятно домашнее задание?

-Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Осмысление домашнего задания

Восприятие и осмысление информации, и запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме : Виктор Драгунский "Друг детства" 3 класс по программе "Школа России" .

Презентация к уроку литературное чтение 3 класс по произведению Виктора Драгунского " Друг детства " поможет учителю на уроке развивать у учащихся умение мыслить , предполагать , рассуждать , анализир...

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «В. Драгунский «Он живой и светится…»

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «В. Драгунский «Он живой и светится…»...

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится"

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится" предназначена для использования на уроках чтения в начальных классах. урок построен в соотв...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Виктор Драгунский «Ровно 25 кило»" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "Виктор Драгунский «Ровно 25 кило»" 3 класс...

Презентация к уроку литературного чтения по теме : Виктор Драгунский "Друг детства " 3 класс по программе " Школа России ".

Презентация к уроку литературного чтения по теме : Виктор Драгунский "Друг детства " 3 класс поп программе " Школа России "....

Разработка открытого урока по литературному чтению 3 кл В. Драгунский "Он живой и светится" с ЭОР

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, и фронтальные формы организации учебной деятельности шк...