Исследовательская работа по литературному чтению «Дружба глазами детских писателей»
проект по чтению (3 класс) на тему

Малышева Ольга Адольфовна

Проект по литературному чтению 3 класс УМК "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение

«Средняя школа им. Н.И.Лобачевского»

Исследовательская работа

по литературному чтению

«Дружба глазами детских писателей»

Выполнила:

Ученица 3-го класса

Ожеред Вероника Олеговна

Руководитель работы:

Малышева Ольга Адольфовна –

Учитель начальных классов

Дзержинск

2018г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………3

  1. Основная часть………………………………………………5
  2. Практическая часть………………………………………… 6

Заключение………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………  13

ВВЕДЕНИЕ

                                                                                              Друг — это другой Я. (Зенон Элейский)

        Тема дружбы заинтересовала меня неслучайно. В моем классе был проведен классный час на тему «Умеете ли вы дружить?», и в соответствии с темой был проведен устный опрос, который показал, что далеко не все ученики представляют себе, как именно нужно дружить.

Некоторые ребята думают, что каждый литературный герой когда-то существовал в настоящей жизни, а кто-то, наоборот, думает, что писатель все выдумывает «из головы», а потому ничего похожего в жизни быть не может…

На самом деле  бывает и так, и так. Главные герои произведений бывают хорошими и плохими. Поэтому литературные герои надежно и верно помогают узнавать людей: их  характер и поведение. Они помогают быть добрее к людям. А если мы научимся еще и использовать то, о чем прочитали в книгах, то никогда не совершим плохих поступков.

Раньше настоящая дружба почиталась как одна из человеческих ценностей, ее воспевали поэты, писатели. К дружбе относились бережно, ради нее были готовы на большие жертвы. Сегодня дружба ни к чему не обязывает. Детей больше привлекает телевизор или компьютер, чем общение c друзьями. А иногда дети просто не знают, кто такой настоящий друг, и называют друзьями всех своих знакомых и приятелей.

И я решила заняться исследованием. В этой работе я постаралась  выяснить что такое «дружба», «друг», «дружить», их законы и правила. А за основу я взяла стихотворения о дружбе известных писателей для младшего школьного возраста.

Данная тема актуальна, так как проблема поиска настоящего друга, который разделит с тобой радость и огорчение, проявит сочувствие в трудную минуту, утешит и поддержит, окажет помощь, существует,  и по сей день.

Объект исследования – стихотворения детских писателей для младшего школьного возраста.

Предмет исследования – понятие «дружба», «друг», «дружить».

Гипотеза исследования – предположим, что настоящим другом называют того, кто всегда в трудную минуту рядом. Дружба – величайшая ценность в жизни человека.

В своей исследовательской работе «Дружба глазами детских писателей»  я поставила цель: понять, какую роль она играет в нашей жизни, какое место занимает дружба в стихотворения детских писателей.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

  1. Найти и прочитать стихотворения о друзьях, дружбе.
  2. Провести исследование о роли дружбы в нашей жизни.
  3. Определить качества друга.
  4. Сделать вывод.

Для изучения данного вопроса я  использовал следующие методы:

  1. Анкетирование учащихся ЧОУ «СШ им. Н.И.Лобачевского».
  2. Анализ литературы по данной теме.
  3. Работа со словарями.
  4. Поиск и подбор картинок для слайд-шоу.
  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Дружба! Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Когда мы произносим это слово, мы вспоминаем своего друга, с которым интересно играть в снежки и читать новую книгу, веселых героев любимых мультфильмов. Даже в сказках дружба помогает справиться с любым делом. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем – все это дарит нам прекрасное общение с друзьями…

Если посмотреть в толковый словарь Даля, то там дано такое объяснение слову «дружба». Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении.

В книгах можно найти вот такие пословицы и поговорки про дружбу:

  • Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
  • Дружба, как стекло: разобьешь – не сложишь.
  • Дружбу помни, а зло забывай.
  • Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.

Во время анкетирования учащиеся  на вопрос «Что такое дружба?» отвечали так:

  • Дружба – когда друзья играют вместе.
  • Дружба – посильная помощь другу.
  • Дружба – когда не одинок.
  • Дружба – радость.

Искусство дружить включает в себя умение быть другом.

А кто такой друг? Заглянем в словарь Ожегова. Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.

А как много пословиц и поговорок можно найти про друга:

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Друг дороже денег.
  • Друг за друга стой и выиграешь бой.
  • Друзья познаются в беде.
  • Нет друга - ищи, а нашёл -  береги.

И вот как отвечали на этот вопрос учащиеся:

  • Друг – это тот, кто поможет в трудную минуту.
  • Друг – это тот, кто умеет выслушать.
  • Друг – это тот, кто предупредит об опасности.
  • Друг – это тот, с кем весело.
  • Друг – это тот, кто не предаст.
  • Друг – это лучший человек.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Дружба – на самом деле нелегкий труд. Если хочешь, чтобы она не прекратилась, нужно учится принимать в друге и плохое, и хорошее. Приятели приходят и уходят, а настоящие друзья остаются на долгие годы. В жизни можно обойтись без многого, но только не без друга.

Что же значит дружить? Это значит нужно соблюдать законы дружбы. Существует много разных законов дружбы. Но я решила вывести законы дружбы, внимательно исследовав стихотворения детских писателей про дружбу.

А. Файнберг  «ДАВАЙ ДРУЖИТЬ»

Пускай твой друг слабей тебя,

Но есть один завет:

Всегда во всём равны друзья,

Иначе дружбы нет!

Ни унижать, ни обижать

Нельзя своих друзей.

Нетрудно дружбу потерять,

Нетрудно дружбу потерять,

Найти её, найти её трудней.

Не страшно, если ты щенок,

А страшно, если одинок.

Ох, как страшно!

Ох, как страшно!

Весть о беде придёт ли вдруг

Иль радостная весть,

Дай лапу мне, дай лапу, друг,

Дай лапу мне, дай лапу, друг.

Спасибо, друг,

Что ты на свете есть!

Спасибо, друг,

Спасибо, друг,

Что ты на свете есть!

Вывод:    Уважайте своих друзей, не обижайте, цените!

                Настоящие друзья всегда друг друга поддерживают!

                Берегите друзей, ведь друга потерять легко

А. Барто «ТРЕБУЕТСЯ ДРУГ».

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной»

Красные колготки

И характер кроткий. Я шепчу.

- Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти.

Мы как две голубки

Из одной скорлупки. Я шепчу:

- Но ты учти -

Ты во всём должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

- Ты дружи со мной одной:

-Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита

Все пятёрки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу:

- А ты со мной

Подружись хоть на день*

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать

-Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят:

- Молчала бы!

Не вставать же на колени.

Уговаривать подруг…

Напишу я объявленье;

Срочно требуется друг!

Вывод: Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что тебе близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

Сергей Островский  «О ДОБРЕ И ДРУЖБЕ »

В жизни по-разному можно жить.

Можно в беде, а можно в радости

Вовремя есть, вовремя пить

Вовремя делать гадости.

А можно так: На рассвете встать - и помышляя о чуде,

Рукой обожжённой солнце достать и подарить его людям

Вывод: Настоящие друзья всегда друг друга поддерживают!  

Друзья помогают друг другу во всем - и веселятся они тоже вместе!

Друг всегда предложит свою помощь первым, а не будет ждать просьбы о помощи.  

Я. Л. Аким«СЛОВО «ДРУГ»

Когда еще никто
Не знал ни слова —
Ни “здравствуйте”,
Ни “солнце”,
Ни “корова”,-
Соседям
Древний человек привык
Показывать кулак
Или язык
И корчить рожи
(Что одно и то же).
Но словом стал
Гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо,
Умнее руки,
И человек
Придумал
Слово ДРУГ,
Стал друга ждать
И тосковать в разлуке.
Ему спасибо
За друзей моих.
Как жил бы я,
Что делал бы без них?
Друзей —
Людей, которых я люблю,-
Я никогда
Ничем
Не оскорблю.
Не для того
Наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга,
Я кричал: “Дурак!”,
Показывал язык
Или кулак
И корчил рожи
(Что одно и то же).
А злое слово
Я приберегу —
Пускай оно
Достанется врагу!

Вывод: Друг поддержит добрым словом!

                Очень важно не обижать друзей и всех, кто вас окружает.

                Друзья искренне желают друг другу добра!

А. Барто «МОЙ ДРУГ»

У него вагон достоинств,
Недостатков нет почти,
Ничего ему не стоит
Вам улыбку принести.

Давать он хочет, а не брать,
Он сильный, а не слабый,
О нём я толстую тетрадь
Всю исписать могла бы!

Он выигрывать умеет,
Не боится проиграть,
«Очень быстро он умнеет!» –
Записала я в тетрадь.

Починил он клетку птице,
Дал котёнку молоко.
Он умеет извиниться,
Это тоже нелегко!            

Вывод: Друг всегда готов тебя подбодрить и умеет заботиться безвозмездно! Друзья с легкостью прощают мелкие обиды: ведь дружба важнее!

                Друзья умеют признаваться в своих поступках - это и есть настоящая   честность!

Из выше перечисленных примеров я выделила следующие качества друга:

  • отзывчивый, всегда придет на помощь;
  • доброжелательный;
  • любознательный;
  • не ищет выгоды в отношениях;
  • требовательный к себе;
  • признает и исправляет свои ошибки, не обижается на справедливую критику.

Я думаю, чтобы не потерять друга и дружба не распалась, надо соблюдать следующие законы:

  • Один за всех, и все за одного.
  • С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
  • Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
  • Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось.
  • Помоги друзьям в беде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из проведенного исследования можно сказать, что друг – это человек, который не только в трудную минуту тебя поддержит и даст совет, но и с которым тебе весело, у тебя с ним общие интересы, он тебя понимает. Быть другом – значит, быть требовательным к себе, уметь признавать и исправлять свои ошибки, не обижаться на справедливую критику. Друзьями могут быть не только мальчики, но и девочки. Значит, моя гипотеза подтвердилась. Стихотворения о дружбе напоминают нам, что дружба – величайшая ценность в жизни человека, а настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. Со своей работой я в дальнейшем хотела бы познакомить своих одноклассников на классном часе. Мне хочется, чтобы наша классная дружба продолжалась всю жизнь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: Современная версия/ В.И. Даль. – М.: Эксмо; Форум, 2007. – С. 91, 103.
  2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В. Виноградова; С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – С. 180.
  3. Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь в 3 частях. Ч.3. – М.: Либерея, 2000. – С. 223-227.
  4. Пословицы. Поговорки. Загадки/ Сост., авт. предисл. и коммент. А.И. Мартынова, В.В. Митрофанова. – М.: Современник, 1986. – С.116-119.
  5. Я познаю мир. Литература: Дет. энцикл./ Авт. – сост. Н.В. Чудакова; Худож. А.В. Кардашук, Е.В. Гальдяева. – М.: АСТ; Астрель, 2003. – С. 218.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по литературному чтению к разделу "Русские писатели" 2 класс

По окончании изучения текущего раздела всегда провожу проверочную работу (конечно некоторые вопросы выношу в учебный материал рабочего урока, для ликвидации неуспешности при выполнении проверочной раб...

Исследовательская работа по литературному чтению по теме Поэтическая тетрадь

Урок-обобщение по теме "Поэтическая тетрадь.Лирическиие произведения."...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу «Русские писатели» 3 класс «Школа России»

Проверочная работа создана на основе:Кутявина С.В Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение. 3 класс ФГОС  . –М.: Вако,  2015. Литературное чтение. Родная речь. У...

Исследовательский проект по литературному чтению "Экскурсия в детскую библиотеку?" учащегося 2 класса

Исследовательский проект по литературному чтению "Экскурсия в детскую библиотеку?" учащегося 2 класса...

Контрольная работа по литературному чтению, раздел "Великие русские писатели"

Контрольная работа по литературному чтению, раздел "Великие русские писатели"...

Комбинированная работа по литературному чтению. Раздел "Великие русские писатели" 3 класс

Комбинированная работа позволит оценить знания учащихся раздела "Великие  русские писатели"....