Исследовательская работа (проект) по литературному чтению «Весна в поэзии, живописи, музыке»
проект по чтению (3 класс) на тему

Малышева Ольга Адольфовна

Проект по литературному чтению 3 класс УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.rar266.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа им. Н.И.Лобачевского»

Исследовательская  работа (проект)

по литературному чтению

«Весна в поэзии, живописи, музыке»

                                                                                                                  Выполнил:

                                                                                                    Ученик 3-го класса

                                                                               Невзоров Владислав Сергеевич

                                                                                               Руководитель работы:

                                                                               Малышева Ольга Адольфовна -

                                                                                                 литературное чтение

Дзержинск

2018


Содержание

Введение                                                                                                           2 стр.

1. Основная часть

1.1.Образ весны в поэзии                                                                         5 стр.

1.2. Образ весны в живописи                                                                  7 стр.

1.3. Образ весны в музыке                                                                       8 стр.

2. Заключение                                                                                                   9 стр.

Список использованной литературы                                                            10 стр.

Введение

Тема моего исследования «Весна в поэзии, живописи, музыке». Почему я выбрал эту тему?

Нет такого человека на Земле, который хоть раз в жизни не восхищался бы красотой природы. Образ природы - одна из распространенных и волнующих тем в искусстве. В творчестве каждого художника, писателя, поэта, композитора можно найти изображение природных явлений и описание природы. Какие прекрасные произведения посвящали композиторы и художники родной стороне. Мне тоже хочется показать свое отношение к природе.

Весна - это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Ранней весной зима еще дает о себе знать - напускает ветры, снежные метели, но, в конце концов, весна все-таки побеждает.

Об одном явлении можно рассказать по-разному: художник передает свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы, звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а весну света, весну воды, весну первой зелени, весну человека!

Актуальность исследования обусловлена тем, что все реже школьники стали обращать внимание на то, как красива природа нашей Родины. Какие прекрасные произведения искусства были посвящены родной стороне. Поэтому мной была выбрана данная тема.

Цель исследования: проанализировать произведения литературы, живописи, музыки, выявить особенности изображения весны в данных произведениях.

Задачи:

  • обобщить знания о произведениях литературы, живописи, музыки;
  • изучить произведения искусства на данную тему;
  • проследить связь искусств в отображении окружающего мира;
  • научиться получать радость от общения с искусством;
  • показать тесную связь, близость искусства слова, живописи и музыки;
  • обогатить словарный запас;
  • рассматривать репродукции картин, слушать музыку, обращая внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами.

Объект исследования: особенности изображения весны в произведениях литературы, живописи, музыки.

Предмет исследования: произведения литературы, живописи, музыки, изображение весны в произведениях литературы, живописи, музыки.

Методы исследования: поиск источников информации с помощью книг, использование компьютерных технологий.

Источники информации: книги, интернет.

Гипотеза исследования: в результате анализа выявить особенности изображения весны в произведениях литературы, живописи, музыки.

Практическая значимость состоит в получении результатов исследования. Произведения искусства развивают образное мышление, воображение, расширяют кругозор. И, хотелось бы отметить, все-таки, что происходит с человеком, начавшим свой путь общения с искусством. Он не только больше узнает, он становится другим!

1. Основная часть

1.1. Образ весны в поэзии

В литературе мы знаем много поэтов, которые посвятили свои стихи красавице-весне.

Ее не спутаешь с другим временем года. Солнце светит ярче и греет по настоящему, дни стали заметно длиннее, небо - высокое и голубое-голубое, с каждым днем становится теплее, снег тает и бегут ручейки, на реках начинается ледоход, возможно половодье, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя, иногда снега, который быстро тает. Об этих приметах писал Федор Иванович Тютчев.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора. (Стихотворение «Зима недаром злится»)

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…(Стихотворение «Весенние воды»)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (Стихотворение «Весенняя гроза»)

Если увидим первую зеленую траву, то торопимся произнести строчки незатейливого стихотворения Алексея Николаевича Плещеева:

«Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.»

А вот как видел весну Иван Алексеевич Бунин, писатель и поэт, великий мастер слова. В каждой строчке чувствуется любовь к родной природе, видно, что поэт не просто описывает ее, а любуется ею.

«За рекой луга зазеленели,

Веет легкой свежестью воды;

Веселей по рощам зазвенели

Песни птиц на разные лады.»

Мы видим, что у поэтов только на первый взгляд природа весной однообразна. Все солнце, да капель, а то мороз ударит. Снова оттепель! А какой день разный, то сверкающий, звонкий, то серенький мягкий.

1.2. Образ весны в живописи

Перед вами один из шедевров русской живописи - картина Алексея Константиновича Саврасова «Грачи прилетели».

На картине изображен март месяц. Пасмурный день. Окраина села. На переднем плане березы, кривые и корявые. Не яркое солнце. Облупившаяся церковь. Краски не яркие, серовато-коричневые с голубизной. - Что здесь привлекательного? Даже не привлекательные задворки могут показать поэтичность русской природы.

Возникает вопрос: может ли эта картина звучать? Стоит взглянуть, и уже слышишь: пение птиц, шум воды, капель, треск льда. Звуки, окружающие нас весной, необычны…

Таким образом мы увидели картину - весенний пейзаж, который приводит в восторг и художников, и зрителей, и критиков. У художника весна - серая, не яркая серовато-коричневая с голубизной.

1.3. Образ весны в музыке

Необычайно тонкое ощущение поэзии русской природы присуще Петру Ильичу Чайковскому, великому русскому композитору ХIХ века. Поводом к написанию фортепианного цикла «Времена года» послужил заказ издателя журнала «Нувеллист» Николая Матвеича Бернарда. Академик Б.Асафьев назвал цикл «Времена года» образцом «поэтической звукописи», циклом «картинок настроения».

В цикле «Времена года» 12 пьес, столько, сколько месяцев в году. Как отобразил весну Петр Ильич Чайковский в этом произведении? Постарайтесь представить весеннюю картину - подснежник тянется к солнцу, выглядывая из-под тающего снега. А вот подснежник качается на легком весеннем ветерке и не яркое солнышко играет в капельках воды на его лепестках. Чтобы нарисовать эти картины композитор использовал музыкальные краски.

Таким образом композитор по-своему увидел и изобразил картину весенней природы, используя свои средства выразительности. У композитора весна - трепетная, нежная.

Заключение

Проводя исследование, я понял, что природа творит с поэтами, художниками, композиторами чудеса, и вдохновляет их не только на яркие, красочные произведения, но и более жизненные, реалистичные полотна, которые трогают тебя до глубины души.

Природа дарит чудеса, а произведения искусства помогают нам их лучше понять. Чтобы понять их, нужно почувствовать душой и сердцем.

Список использованной литературы

1. Альшванг А., П.И.Чайковский. М., 1970.

2. Асафьев Б. Избранные труды, т.2,4. 1954.

3. Бунин И.А. «За рекой луга зазеленели» 1893.

4. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М., 1997.

5. Плещеев А.Н. «Ласточка» 1858.

6. Тютчев Ф.И. «Весенняя гроза» 1828.

7. Тютчев Ф.И. «Весенние воды» 1829.

8. Тютчев Ф.И. «Зима недаром злится» 1836.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению "Весна пришла. Песни - заклички"

Этот урок проводился первым в разделе "Весна пришла". На уроке дети слушали песни заклички, песни веснянки. ...

Урок-творческий проект по литературному чтению "Весна идёт-весне дорогу"

В ходе данного урока учащиеся создают мини-ппроект о весенних месяцах...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Весна в поэзии, живописи, музыке»

Тема нашего исследования «Весна в поэзии, живописи, музыке». Почему мы выбрали эту тему?Весна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытал...

Урок литературного чтения "Картины зимней природы в поэзии, живописи, музыке."

Тип урока:  урок открытия новых знанийЦель:  создание  условия для проведения анализа  произведения живописи  и поэтического произведения.Задачи:  Обучающие: формиро...

Конспект урока по литературному чтению " Весна, весна красная!"

Данный конспект будет в помощь учителям начальной школы по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе....

Технологическая карта урока по литературному чтению "Весна! Весна! И всё ей радо!" (УМК "Перспектива"), 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений об отличительных особенностях стихотворений посредством работы с лирическим произведением Ф.И. Тютчева «Зима...