Урок-творческий проект по литературному чтению "Весна идёт-весне дорогу"
план-конспект урока по чтению

Ольга Юрьевна Крылова

В ходе данного урока учащиеся создают мини-ппроект о весенних месяцах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-tvorcheskiy_proekt_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass.rar293.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Весна идет - весне дорогу!»

Создание  детского  литературного  журнала

3 класс

Урок -  творческий проект по литературному чтению

Тема: Создание  детского  литературного  журнала  «Весна идет - весне дорогу!»

Цель:

  1. Формировать у младших школьников  умение использовать знания, полученные при работе  над темой «Весна идет - весне дорогу!», для создания  детского литературного  журнала,  проявляя оригинальность при решении творческой задачи.
  2. Формировать умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
  3. Формировать  чувство уверенности в собственных силах, высокую позитивную оценку себе, веру в то, что можно достичь высоких результатов.

Ход урока:

  1. Организационный момент 

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Чтоб умными  быть надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

( Слайд № 1)

2. Вступительное слово учителя

-Ребята!   Сегодня у нас с вами необычный урок, мы с вами будем создавать  проект, и я приглашаю вас в гости.

А к кому вы сейчас сами мне  скажите, отгадав  загадки.  

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая, -

Значит, к нам пришла… (весна)

(тяну за капельку)

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая,-

Значит, к нам пришла… (весна)

- Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она уже спешит к нам, в наши края и сегодня мы с вами собрались, чтобы подготовиться к встрече с ней и поговорить о прекрасном времени года – о весне! Почему весна – прекрасное время года? (ответы детей)

Весна – это пробуждение! 

Показ клипа о весне  

На его фоне учитель читает стихотворение:

Весна всему свой голос дарит-

Воде, листве, земле - всему:

Кострам в лесу и птичьей паре,

Глазам и сердцу моему.

Всё началось с простой капели,

И вот уже текут снега,

И зажурчали, зазвенели

Деревья, воздух и луга.

Несётся плеск с лесных излучин,

В овраге ветер струны рвёт,

Весь мир разбужен и озвучен

И дирижёру смотрит в рот.

3.Постановка цели

-Ребята, скажите,  как выражают люди свою любовь к весенней  природе, к природе вообще? ( Пишут стихи, рассказы,  музыку,  рисуют картины, делают фотографии)

-Вот и мы с вами выразим свое чувство любви к весенней  природе через создание проекта на тему:  «Весна идет — весне дорогу!» (Слайд № 2)

-Вы уже знаете, что проект – это дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое.

-Как вы думаете, а что может стать результатом (продуктом)  нашей с вами работы на уроке? Послушайте загадку:

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней. Книга

-как вы думаете, успеем мы за урок написать книгу? Конечно же, нет,  результатом (продуктом) нашей работы будет весенний литературный журнал.

- Какую цель мы поставим перед собой на этом занятии?

(Создать литературный журнал о весне)

- Итак, цель поставлена, а знание изученных произведений о весне и сбор литературного и другого материала на  весеннюю тему  поможет нам  в создании этого журнала, который мы так и назовём: «Весна идет — весне дорогу!»

-Работать, ребята, сегодня вы будете в группах. Каждая группа  будет   создавать свою «весеннюю » страничку. Каждая  страничка будет особенной, вы создадите её своими руками. Проявите творчество и фантазию. Помните, что результат зависит от всех в группе, трудитесь дружно, помогайте друг другу, равномерно распределяйте выполнение заданий и постарайтесь сделать работу интересной и красивой.

4.Основная часть урока

Создание продукта проектной деятельности

- Сегодня мы говорим о приходе весны,- сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны отгадать, о каком весеннем месяце идет речь?

А какие весенние месяцы вы знаете? (ответы детей)

(Слайд №3)

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, быстро тает,

Грач горластый прилетает,  Что за месяц? Кто узнает? (Март)

 

Яростно река ревет

И разламывается лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе раздается  трель.

Это к нам пришёл …(Апрель)

 

Жаворонок - гость полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет, угадай,

Что за месяц это?   (Май) 

-Ребята! Каждая страничка нашего литературного журнала  будет иметь своё название согласно названиям весенних месяцев– МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ. Сейчас мы проведём жеребьёвку и каждая группа узнает о каком месяце будет ваша страничка

(Каждой группе раздаются страницы журнала, в которых они будут выполнять предложенные задания).

Вы выбрали название месяца,  и я предлагаю вам его поместить на страницу. Что это будет?  Заголовок.   Вырежьте названия своего месяца и приклейте на лист ватмана

1 задание

  А знаете ли вы, как эти месяцы  называли в старину?

У вас на столах лист с текстом. Выберите из данного текста тот абзац, который касается вашего месяца, вырежьте и наклейте на страницу журнала.

 

2 задание

Весна – красивое время года. Послушайте,  какие  ассоциации (как бы образные картины) вызвала весна у автора детской песенки Я. Жабко «Это всё весна»:

(Слайд 4)

Первый тёплый дождик

И раскат грозы,

Молодая травка,

Первые цветы,

Кружева берёзы,

Неба синева,

Жёлтый одуванчик -

Это всё Весна.

Звонкие капели,

Быстрый ручеёк,

И пернатых трели,

Солнечный денёк.

На сухих дорожках

Скачет детвора,

Всё вокруг смеётся -

Это всё Весна.

А какие ассоциации у вас вызывает «ваш»  весенний месяц? Подумайте и запишите их на вашей странице. (Дети записывают ассоциации)

3 задание

- Весна приходит к нам по-разному. У весны свои приметы и признаки.

- Ребята, а как узнать, что к нам пришла Весна? По каким признакам и приметам?

- растаял снег,

- появились проталины;

- бегут ручьи;

- освободились реки ото льда;

- прилетели птицы и звонко поют;

- солнце находится высоко над горизонтом и светит ярче;

- стало тепло;

- появилась травка, цветут цветы;

- небо стало выше и прозрачнее, голубее и по нему плывут облака;

- дни стали длиннее и т д.

 

-Каждый весенний месяц имеет свои приметы. С давних времен люди внимательно наблюдали за явлениями, происходящими вокруг. Это помогало им не только лучше узнавать природу и окружающий мир, но и предсказывать погоду, урожай. Так в народе появились и крепко вошли в нашу жизнь различные приметы. С детства все мы знаем, что если воробьи летом купаются в пыли, значит, скоро похолодает и возможен дождь. К дождю и ласточки летают низко над землей, влажность делает тяжелее их крылья и не дает высоко взлететь. Вот сейчас вам нужно записать   приметы  своего месяца на свою страничку.  Для этого в конверте есть части, из которых вы должны собрать пословицы и наклеить на страницу   журнала.

1 группа

Если в марте вода не течет, то в апреле трава не растет.

Мартовский ветер теплый - к теплому дождливому лету.

Длинные сосульки - к долгой весне.

1 группа

 Апрельский скворец - весне гонец.

Апрель - вешние воды.

Апрельские ручьи землю будят.

3 группа

Пришел май - под кустом рай.

Май не холоден, так голоден.

Дождь в мае - жди урожая.

4 задание

-Народ на Руси был очень наблюдательным. Люди  прослеживали  серии закономерностей в происходящих событиях, накапливал по этому поводу опыт и отображал этот опыт в создании устного народного творчества. Какие жанры устного народного творчества вы знаете?  

Пословицы, в большинстве своём, довольно краткие изречения, иногда в стихотворной форме. Сейчас ваша задача – найти пословицы и поговорки  по  своим месяцам.  Запишите их.

5 задание 

-Молодцы, ребята! Весне все радуются: и люди, и птицы, и звери, и деревья, и природа просыпается, и прилетают птицы из теплых стран. А какие птички прилетают раньше других?    Отгадайте загадки, если отгадаете правильно, то услышите пение этих  птиц. (Слайд  №5)

Трактора поле пашут.

За ними птицы крыльями машут.

Бегают по вспаханному полю,

Клюют червячков вволю.

Вот двое нашли червяка.

Съел один, второй думал пока.

Поздно, приятель, кричи не кричи.

Ждет гостей высокий клен –

Дом на ветке укреплен.

Краской выкрашена крыша,

Есть крылечко для певцов…

В синем небе щебет слышен –

К нам летит семья….. (Скворцов)

Что же за птицы, ответьте? (Грачи)

- Правильно! Грачи –  предвестники  начала весны.

 Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

В старину, всегда, в знак прилета жаворонков  бабушки выпекали из теста птичек – жаворонков и угощали детишек, радуясь весне и прилету птиц.  

- Теперь вам творческое задание: составить загадку-описание про птицу, характерную для вашего месяца и записать возле картинки на вашей весенней странице.

6 задание

-Итак, у нас царит Весна. Мы поговорили о птицах, об их возвращении из теплых стран. А как просыпается природа ото сна? Ребята, отгадайте мои загадки:

(Слайд  6)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.

                             (Сосулька)

 

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый самый нежный,

Чистый маленький …

                         (Подснежник)

Есть один такой цветок,

не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок - и нет цветка.                        (Одуванчик)


-Вы, наверное,  догадались, каким будет следующее задание. Я знаю, что вы любите рисовать.   Сейчас каждая группа будет оформлять рисунками  весеннюю страничку.

Месяц март будет украшать свою страницу сосульками, апрель-подснежниками, май-одуванчиками.   А знаете, почему именно так?

-Итак, странички журнала у нас  уже готовы, оформлены рисунками.

Сейчас наступает самый ответственный момент.  Каждой группе предоставляется возможность  рассказать о своей работе, познакомить нас со своей весенней страничкой.

  (Идет защита каждого  проекта)

5. Итог урока. Рефлексия. 

-Подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо потрудились. Вы сегодня молодцы! Ваши странички великолепны! Мы еще раз убедились, что весна – это замечательное, удивительное, восхитительное, прекрасное время года! С ней пробуждается всё! Всё начинает жить, петь, любить.… С приходом весны и мы становимся добрее, милее, улыбчивее, счастливее!

-  Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале нашего урока? Достигли мы этой цели?

-Действительно, посмотрите, из ваших страничек  получился  великолепный журнал под названием «Весна идет  - весне дорогу!».  В него  вошли приметы, пословицы и поговорки, загадки, рисунки о весне. Создавая этот журнал, вы пробовали себя в роли писателей, исследователей, художников. И мне бы очень хотелось знать, понравилась ли вам эта работа? У каждого из вас на парте лежат  два листика: один розовый, другой зеленый. На вашей страничке нарисована  ветка дерева. Если создавать  весенний журнал  вам понравилось, и было интересно,  то на веточку приклейте зеленый листик, а если было скучно, и в создании следующих проектов вы не хотите принимать участие, то - розовый. (Дети выбирают и приклеивают листочки)

-Посмотрите, на нашем уроке распустились зеленые листики!!! Весна заглянула в наш класс!!!  Я желаю Вам всем  весеннего настроения!  

Домашнее задание

-  Ребята, символом весны является яркое солнце. Солнце - это пробуждение, жизнь, счастье, радость, тепло. Дома попробуйте написать четверостишие  на тему  «Солнце» или «Весна».

Занятие  окончено. Большое спасибо вам за работу!  (Слайд №17)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Весна идёт.Весне дорогу!" 2 класс

Внеклассное мероприятие на тему "Поиски, находки, сценарии" Встреча весны это особый праздник. Вспомним как встречали весну раньше и как мы это делаем сейчас....

Классный час " Весна идёт! Весне дорогу!

Разработан для учащихся 3 класса.Помогжет детям расширить знания  о временах года....

Весна идёт. Весне дорогу!

В ходе работы над проектом проводятся наблюдения за изменениями в природе. Учащиеся самостоятельно собирают материалы, ведут наблюдения, а также проводят работу по озеленению школьного двора. Результ...

Весна идёт. Весне дорогу!

В ходе работы над проектом проводятся наблюдения за изменениями в природе. Учащиеся самостоятельно собирают материалы, ведут наблюдения, а также проводят работу по озеленению школьного двора. Результ...

Презентация к конкурсу чтецов "Весна идёт, весне дорогу"

Слады2, 3,4 - высказывания известных людей о чтении, слайд 5 - тема конкурса, слайд 6 - Коста, выступление детей со стихами К.Хетагурова на родном языке. Слайды 7-13 - красота природы, приход весны. С...

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Весна идёт, весне дорогу!»

Знакомство учащихся с традициями Русского народа и устным народным творчеством. Мероприятие направленно на развитие артистических и сценических способностей учащихся....

Открытый урок по литературному чтению в 3а классе на тему "ВЕСНА ИДЁТ! ВЕСНЕ ДОРОГУ!"

Открытый урок по литературному чтению был проведен в рамках НЕДЕЛИ НАУКИ в МКОУ "Артезианская СОШ №2".Урок был посвящен теме прихода весны.Весна - это время обновления, время перемен.Это вре...