Сказкотерапия как средство развитии речи младших школьников
методическая разработка по чтению (1, 2 класс) на тему

Хохлова Елена Евгеньевна

Доклад для учителей начальной школы. 

Прекрасно подойдет для помощи в: 

- интеграции личности

- развитии творческих способностей и адаптивных навыков,

- совершенствовании способов взаимодействия с окружающим миром,

- обучении, диагностики и коррекции.

 

Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребёнок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_doklad.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

1.Вступление.

                                                                                                          Человек, который верит в сказку,

                                                                                                           Однажды в неё попадает,

                                                                                                           Потому что у него есть сердце…

                                                                                                                                                Сергей Королёв

Еще с древних времен человечеству известны сказки. Они всегда служили вспомогательным инструментом для формирования и корректировки поведения ребенка, прививали ему представления о добре и зле, справедливости и несправедливости.

 

Сказка не даёт прямых наставлений, но в содержании всегда заложен урок: быть дружными, трудолюбивыми, мужественными, смелыми, честными.

Сказки, несут в себе активизирующее воздействие - как на эмоциональную сферу ребенка, так и на речевую деятельность, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу.

 Сказки стали объектом целой науки – сказкотерапии, которая на профессиональном уровне формирует рекомендации по развитию и воспитанию детей.

2.Основная часть.

Основные цели  сказкотерапии :

- интеграция личности,-

- развитие творческих способностей и адаптивных навыков,

- совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром,

- обучение, диагностика и коррекция.

Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребёнок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.

Общая характеристика сказкотерапии.

Что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову, - лечение сказками,т.е. совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни. (О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина)

 Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

 Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).

Подведем итог:  сказкотерапия- это  созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребёнку своей особенной сказки.

Задачи сказкотерапии:

 1. Развить речь детей с помощью: пересказывая сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок, рассказывания сказок по кругу, сочинение сказок.

 2. Выявить и поддержать творческие способности.

 3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.

 4. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

 5. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

 6. Развивать память, мышление, воображение, внимание.

 7. Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности

Основные этапы работы:

1.Театрализованные игры

       Театрализованные игры выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению трёх основных целей:

         - развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

         - созданию атмосферы творчества;

         - социально – эмоциональному развитию детей.

        При чтении или рассказывании чего-либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок не боялся высказать свою точку зрения, исполнить мимику, движения героя по своему, как это видит он, стараясь не повторяться. Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей.

         Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты, дети должны приобрести много навыков и умений. Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения:                       «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно»,

  «Построить башенку из ладошек»

  «Найди взглядом своего товарища»,

  «Не перепутайте движения».

 Пальчиковые игры помогают развивать мелкую моторику, и поэтому я постаралась подобрать игры в соответствии с лексическими темами:

  «За столом»,

  «Приглашение»,

  «По ягоды»

,  «Дом под кустом»,

  «У сосны»

,  «Тук – тук»

,  «Утро и вечер».

  Для обучения детей средствам речевой выразительности  использовала артикуляционную гимнастику:

 «Маляр»,

  «Грибок»

  «Лошадка»,

  «Чистим зубки»,

  «Иголка»,

  «Лопатка»

. Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».

 Для развития дикции я использовала чистоговорки, игры «Подскажи словечко», «Эхо», «Радио», «Телефон»

         С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:  Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость!». Какая новость может быть у мамы?  Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?  О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

          Для развития пластической выразительности я предлагала детям:  Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

          Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:

  Ем лимон.

  Сердитый медведь

  Лампочка потухла, зажглась

  Грязная бумажка

  Тепло – холодно

  Рассердились на драчуна

  Обиделись

- Мне грустно.

2. Работа со страхами детей.

        В работе со страхами использовали некоторые упражнения:

Нарисуй свой страх: ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?»

Где живет страх? предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко».

 Напугаем страх: предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение:

 Страх боится солнечного света,

 Страх боится веселых людей,

 Страх боится интересных затей!

 Я улыбнусь, и страх пропадет,

 Больше меня никогда не найдет,

 Страх испугается и задрожит,

 И навсегда от меня убежит!

3. Самостоятельное сочинение сказок и историй.

       Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети придумывают и завершают сказку, составляют сказку на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.

        При обучении детей рассказыванию использовать несколько приёмов:

- Рассказывание известной сказки от 3 – го лица или от 1 – го лица.

 Дети не только рассказывали придуманные сказки, но и старались описать свои чувства, которые возникали в той или иной сказочной ситуации. Затем дети рассказывали сказки под спокойную мелодию.

- Круговое рассказывание сказки.

         Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки. Создали альбом»: «Синквейн» по теме: «Сказочные герои», где дети давали ёмкие характеристики героям и делали выводы по поступкам героев.  Придумывание продолжения к знакомой сказке. Здесь последний ребёнок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно. Дети начинали придумывать концовку к таким сказкам, как «Колобок», где лиса не съела колобка, а стала его лучшим другом. «Красная Шапочка», где волк добрый, умный, хозяйственный, трудолюбивый.

- Придумывание новой сказки или истории. 

        Вместе с детьми придумали сказку: «Где же находится Дед Мороз летом?». Наиболее интересные и оригинальные сочинения мы старались записать. Очень оживляло и стимулировало творческую активность детей прослушивание сказок собственного сочинения.

Виды «лечебных сказок»:

- Прежде всего, к ним можно отнести народные сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь».

-Волшебные сказки: в них, как правило, положительные герои наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами ,имеющими в глазах детей наивысшую ценность. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность

- Психокоррекционные - оказывают ненавязчивое влияние на поведение школьника, помогают ему усвоить правила и нормы морали ,которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков.

- Экологические сказки – формируют у ребенка представление о существующих положительных моделях взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром.

3.Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.

                                                 Используемая литература: 

1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки — СПб.: КАРО, 2001. — 128 с, ил.

 2. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015 – 109 с

 3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. — М. 2004.

 4. Зинкевич-Евстигнеева. Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии» Спб. -1998 г.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: Речь, 2008. – 240 с.

 6. Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста» Москва: «ЦГЛ», 2004 г.

8. Шорохова О.А. «Играем в сказку» ТЦ «Сфера» Москва 2006г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»

                                             г.Ивантеевки Московской области

                                             Доклад

На тему: «Сказкотерапия как средство  развитии речи                   младших школьников»

                                  Подготовила учитель начальных классов: Хохлова Елена Евгеньевна

                                                                              2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Организация работы над темой Фольклор как средство развития речи младших школьников

Эта работа расчитана на то, чтобы научить детей  воспринимать  выразительные средства языка в соотве ствии с их функцией в художественном   произведении;- на...

Изложение как средство развития речи младших школьников.

Изложение играет особую роль в развитии речи младших школьников. Оно приобщает детей к лучшим образцам литературного языка. Тексты, написанные мастерами слова, способствуют формированию правильности р...

Устное народное творчество как средство развития речи младших школьников с патологией речи

Реализация логопедической работы в направлении развития монологиеской и диалогической речи младших школьников с патологией речи средствами устного народного творчества позволяет этим детям учить...