Б. Емельянов "Мамины руки"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Миронова Елена Алексеевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

3 класс 

Тема: Б.Емельянов «Мамины руки»

Тип урока:     Урок нового знания.

Цель урока: сделать текст личностно – значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.

Задачи урока:

  1. Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.
  2. Развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся.
  1. Закрепить навыки разных видов чтения, продолжить  работу над построением правильных высказываний, умению получать в диалоге необходимую  информацию, представлять ее, отстаивать свою точку зрения,  давать оценку прочитанному, обобщать, делать выводы, умение выстраивать отношения, уметь договариваться.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, экран, дидактический материал.

Ход урока.

  1. Организация урока. Мотивация учащихся.

- Начнём  урок литературного чтения, улыбнемся,  ведь мы все друзья!

- А раз мы друзья, мы будем работать вместе.

  1. Прогнозирование темы урока (работа в парах)

- На доске фразы. В левом столбике начало, а в правом продолжение. Соберите  так, чтобы получились пословицы.

- При солнышке тепло, при матери добро.

- Материнская ласка конца не знает.

- Нет милее дружка, чем родная матушка.

- Как вы понимаете смысл 3 пословицы?

- Так  о ком пойдет речь на уроке? Конечно, о маме.

  1. Первичное восприятие и осознание нового материала.

а) Вступительная беседа.

- Слово мама – одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит на языках всех народов.

…Мама… Закройте глаза и прислушайтесь. И вы услышите  мамин голос. Он живет в самих вас, такой знакомый, родной.

- Как вас ласково называет мама?

- А бывает так, что вы огорчаете маму, даже, если этого не хотели?

-  Мы сегодня выясним, героиня одного рассказа обрадовала или огорчила маму?

  1. Работа над рассказом Б. Емельянова «Мамины руки».
  1. Игра «Собери название»  

- Название нашего рассказа написано на снежинках, но ветерок перемешал все слоги.  Помогите собрать название. Поработаем в парах.

МАНЫМИ   КИРУ (слоги  на снежинках)

- Догадались, как называется рассказ?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Верны ли ваши предположения, узнаем, прочитав рассказ.

- А автор этого произведения  Борис Александрович Емельянов.

б) Рассказ 1 ученика об авторе, показ портрета.

         Борис  Емельянов был человеком веселым и добрым, любил детей и природу, рыбачил и путешествовал.  Борису Александровичу было чем поделиться с нами, потому что жизнь его была богата и интересными событиями и верными друзьями.

         Борис Емельянов был отличным рассказчиком и очень часто бывал в школах. Ребята всегда с огромным интересом слушали его.  Вот некоторые его книги:  «Рассказы о детях», «Рассказы о Гайдаре», «Рассказы о маме».                              

- А вы помогаете маме дома?

 - Покажем, как вы это делаете.

Физминутка.

Дружно маме помогаем –                      

 Двери настежь открываем,

Пыль повсюду вытираем.                      

Маму крепко обнимаем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

в) Словарная работа.

- Сразу видно, что вы с мамой дружно живете или можно сказать ладно.

- А как вы понимаете выражение

«никакого сладу  нет»

«за языком поглядывай»

сноровиста

- А вот какое  определение этому слову дается в толковом словаре.

г) Выразительное чтение рассказа учителем.

д) Беседа по первым впечатлениям о прочитанном.

- А теперь настало время почитать рассказ.

- Откройте учебники на с. 40.

- Оправдались ли наши предположения, о чем шла речь в рассказе?

- Кто действующие лица? Какой мы ее видим в начале рассказа?

Дыхательная гимнастика.

- Давайте представим себя на месте капризной Маши. Какой звук издает плачущий человек? Покажем, как она это делала. Набрали воздуха в легкие и на выдохе произносим «ы-ы-ы-ы» пока не выдохнем все. При этом руки поднесли к глазам. 1 раз.

е) Повторное чтение. 

- Чтобы лучше понять рассказ, прочитаем еще раз.

- Читаем по предложениям «цепочкой».

ж) Анализ произведения.

- Огорчили или обрадовали маму слова Маши?

- Какие слова Маши обидели маму? Зачитайте.

-Маша сразу осознала, что обидела маму? ( Нет, бабушка сказала.)

-А что сказала ей бабушка? Прочитайте.

-Какой совет бабушка дала Маше? ( Словом можно  обидеть, ранить.)

-Чему учит этот рассказ?

з) Радиоспектакль. (Работа в паре)

- Каким стало настроение Маши, когда она поняла свою ошибку?

- Сейчас мы будем артистами и голосом покажем настроение Маши.

- Разыграем диалог девочки и мамы, когда та вернулась из ванны.

- Где начало? Окончание? Слова автора будем зачитывать?

  1. Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.

-Ребята, а только ли маме необходимо говорить добрые, безобидные слова?

( Нет, всем окружающим.)

-То, что произошло с Машей, могло случиться с каждым из вас.

- Достойно выйти из сложной ситуации должен уметь каждый. Мы попробуем сейчас сделать это.

-Для этого вам необходимо объединиться в группы, обсудить ситуацию и найти правильное решение.

 Решение ситуаций.

  1. Прозвенел звонок на урок, и Сережа спешит в класс. В коридоре он наскочил на девочку.

            Что бы вы сделали на месте Сережи?

  1. Мама попросила Катю вымыть посуду. Катя увлеклась чтением книги и забыла о посуде. Мама вернулась с работы, увидела, что ее поручение не выполнено.

            Что делать Кате?

- Что помогло героям выйти из трудной ситуации?

( Прежде, чем сказать, надо хорошо подумать.) 

  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание.

- Дома нарисуйте иллюстрацию к рассказу или вспомните похожую ситуацию из своей жизни, из которой вы вышли достойно.

  1. Рефлексия.

- А теперь посмотрите на доску и закончите фразу:

- Теперь я знаю…

- Было интересно…

- Хочу узнать больше…

 - Мне было приятно работать с такими думающими, понимающими, знающими цену слову детьми. Спасибо.

САМОАНАЛИЗ

Литературное чтение

3 класс 

Тема: Б.Емельянова «Мамины руки»

Тип урока:     Урок нового знания.

Цель урока: сделать текст личностно – значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.

Задачи урока:

  1. Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.
  2. Развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся.
  3. Закрепить навыки разных видов чтения, продолжить  работу над построением правильных высказываний, умению получать в диалоге необходимую  информацию, представлять ее, отстаивать свою точку зрения,  давать оценку прочитанному, обобщать, делать выводы, умение выстраивать отношения, уметь договариваться.

Я проводила урок литературного чтения  в 3 классе. Если говорить о классе, в котором был проведен урок, то можно сказать, что это класс обычный, но неоднородный, так как в нем можно выделить несколько групп учащихся обладающих разным багажом знаний.

Тема урока была сформулирована в соответствии с программой О. В. Кубасовой «Литературное чтение». Данный урок является вторым уроком в разделе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

Эта тема очень легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. Материал несложный и обычно вызывает живой интерес у учащихся, т.к. он связан с повседневной жизнью и имеет большое практическое значение, актуальность темы продиктована еще и тем, что, дети, порою не задумываются, как бывает тяжело маме, вместо того, чтобы прийти на помощь маме, нечаянно могут обидеть ее словами.

Образовательная цель: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.

Эмоционально вовлечь детей в пространство литературного произведения на основании сравнения мира их собственных ценностей и ценностей героев рассказа.

Развивающая цель: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;  составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.

Структуру своего урока я выстроила в соответствии с целью учебного занятия.

 Содержание материала темы, по моему мнению, отвечает поставленным целям урока.

Этапы урока

  1. Организация урока. Мотивация учащихся.
  2. Прогнозирование темы урока (работа в парах)

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома. Собирая пословицы, дети уже могут прогнозировать тему урока. Одновременно они работают в паре, проявляя навыки сотрудничества.

  1. Первичное восприятие и осознание нового материала.
  2. Работа над рассказом Б. Емельянова «Мамины руки».
  3. Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, это  использование приема  «яркое пятно», осмысления и  первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я применила ролевую игру «радиоспектакль». Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведения на основе их субъективного опыта, заставляла детей критически мыслить, создавала проблемные ситуации. Детям дана была возможность стать на место героев и принять нужное решение. Одновременно дети работу вели в группах, что развивало в них коммуникативные качества: уметь договариваться и высказывать свою точку зрения.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. В урок я включила физминутку и дыхательную гимнастику.

  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание.
  3. Рефлексия.

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- усвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных методов, работа с учебником,  способствовали достижению образовательных целей урока,  стимулировали познавательные интересы учащихся.

          Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: "Отец и ребенок - рука в руке, ладонь в ладони"

"Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты, пансионы" - Н.М. Карамзин. На родительском собрании - встретились  отцы и дети. Совместная деятельность еще более сбл...

Эссе "Твоя рука в моей руке"

Размышления о роли педагога в жизни и воспитании его учеников....

Почему нужно чистить зубы и мыть руки Практическая работа Как правильно чистить зубы и мыть руки.

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе  "Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа: Как правильно чистить зубы и мыть руки"....

Презентация к уроку окружающего мира " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы и мыть руки".

Презентация к уроку окружающего мира: " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа:Как правильно чистить зубы и мыть руки"....

Воспитательский час "Мамины руки" ; презентация к воспитательскому часу "Мамины руки"

В конспекте содержится материал о роли матери в жизни ребёнка. Практическая часть занятия строится на игре-инсценировке теневого театра по мотивам рассказа Б.Емельянова "Мамины руки"....