Эссе "Твоя рука в моей руке"
материал по теме

Гражданцева Вера Анатольевна

Размышления о роли педагога в жизни и воспитании его учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Твоя рука в моей руке

       … Зима. Дорога до школы занимает больше времени, чем тридцать лет назад. Под ногами звонко поскрипывает свежий снежок. Морозный воздух создаёт ощущение чистоты и праздника. А мысли уносят в прошлое: такое далёкое и близкое одновременно.

           Тогда я в первый раз переступила порог школы как человек, пришедший не учиться, но учить. В семь лет, будучи несмышлёной первоклашкой, я решила стать учителем. И ни разу, даже на мгновение, не пожалела о сделанном выборе. Да и как иначе. Робкая детская ладошка, вложенная в твою руку в первом классе и красивый серьёзный молодой человек, вошедший в твой дом с цветами через много лет. Это счастье. Счастье – увидеть результат своего труда. И каждый раз снова: глаза, ладошки, косички.

         «Всё начинается с любви…

          Твердят: вначале было слово…

          А я провозглашаю снова:

          Всё начинается с любви!»

Именно эти слова Роберта Рождественского являются для меня ответом на вопрос: с чего начинается школа? Каждому ребёнку хочется услышать ласковое слово, адресованное именно ему, каждому хочется, чтобы учитель видел в нём доброе начало. И задача учителя – увидеть это добро, развить его или хотя бы не уничтожить. Трудно не согласиться со словами героя известного фильма, сказавшего: «Ошибки учителя менее заметны, чем ошибки врача, но в конечном итоге они обходятся людям не менее дорого».

         Дети любят ярких, интересных людей. Они сразу чувствуют фальш. И уж если они подарили тебе свою любовь, ты просто обязан быть её достойным. Поэтому нужно так организовать учебный труд, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребёнок и родители не определяли ценность личности только успехами в учёбе. Ребёнок – вот главная ценность общества. Он, как сказано в библии, «запертый сад, заключённый колодезь, запечатанный источник». В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. Поэтому моя позиция по отношению к ученику такова: он – мой соратник, союзник, партнёр, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку. Очень важно уметь найти в любом высказывании ученика то своеобразие достоинств, которые не увидели в нём окружающие: смелость суждения, независимость мнения, красоту речевого оборота, точность формулировки. Ученик должен быть защищён от надобности притворяться, фальшивить, лицемерить, он должен знать, что не существует мнения только правильного или только неправильного, но всегда есть мнение индивидуальное. Поэтому всегда нахожу возможность сказать ребёнку: «Какое у тебя неожиданное суждение», «оригинальный взгляд», «интересная мысль». Только так в процессе общения на уроке у детей постепенно формируются важнейшие качества личности, гражданская и человеческая позиции. Они открывают мир и себя в нём, общаясь, споря, соглашаясь друг с другом, сотрудничая. Сотрудничество обогащает жизнь детей, воспитывает в них чувство собственного достоинства, самостоятельности, уважение к себе и окружающим их людям, чувство любви к их учителю. Для педагога же сотрудничество с детьми – это источник плодотворных мыслей, чувств, творческих поисков и находок. Важно уметь удивляться, восхищаться и увлекаться так же, как удивляются, восхищаются и увлекаются сами дети. Но сотрудничество с детьми возможно только при большом уважении друг к другу, когда идёт свободный обмен мнениями по интересующим вопросам. Всему этому нужно учиться кропотливо, терпеливо и тогда мы получим не закомплексованного ученика, работающего по принуждению, а творческую личность, собеседника, способного вести диалог. Конечно, демократический стиль общения совсем не означает разгильдяйства и вседозволенности. И, напротив, требовательность, строгость учителя и, так сказать, употребление им власти, если это не нарушает норм этики, вполне уместны в учебно-воспитательном процессе. В данном случае пословица: «Дети строгость понимают, а добро чувствуют» полностью себя оправдывает. Постепенно вместе с учителем, товарищами по классу ребёнок получает знания о самом себе, о простейших приёмах самовоспитания, применяет эту технологию в жизни. Учитель помогает ребёнку достичь максимального успеха в развитии. А ученики постигают новую для них ответственность перед самим собой, ответственность за собственное будущее.

        У каждого из начальных классов – «своё» лицо. Во многом оно зависит от индивидуальности учителя, ведущего данный класс.

Родить ребёнка, вырастить как сад

Нет счастья выше и трудней от века.

Но только тот, кто сам душой богат,

Даст миру не жильца, а Человека.

Очень верные строки. От нас, учителей, так же, как и от родителей, зависит будущее нашей страны, тот след на Земле, который оставят наши питомцы…

        …А вот и школа. Останавливаюсь у крыльца. Запрокидываю голову вверх: какое голубое небо! Скоро весна. Переступаю порог школы… и снова новый день, новые заботы и открытия. И чья-то ладошка в твоей руке, такая робкая и родная…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Моё здоровье – в моих руках"

Цели.формировать здоровый образ жизни;воспитывать общую культуру здоровья;развивать коммуникативные умения учащихся. Предварительная подготовительная работа. Подготовка вопросов виктор...

Моё здоровье в моих руках.

Данный материал можно использовать на внеклассном мероприятии в 1-2 классах....

Мое здоровье - в моих руках

Классный час  для 3-4 классов (ЗОЖ)...

Детский проект "Всё в моих руках"

Работа над коллективным творческим проектом помогла сблизиться детям, родителям, взглянуть на себя с разных позиций....

Викторина "Моё здоровье в моих руках"

Викторина для младших школьников по воспитанию здорового образа жизни....

"Золотые руки мамы моей"

Сценарий празднкиа посвященный 8 марта. Приглашенные: мамы, бабушки....