"П.П. Ершов «Конек-Горбунок»" №2
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев

Цели: познакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление, воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пси ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мыски, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные:формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков.

Оборудование: портрет П.П. Ершова, книги писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.p._ershov_konek-gorbunok._2.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению с детьми ОВЗ в 4 классе.

Тема: П.П. Ершов «Конек-Горбунок».

Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев

Цели: познакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление, воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пси ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мыски, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные:формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков.

Оборудование: портрет П.П. Ершова, книги писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Повторение и закрепление изученного материала

— Продолжите предложения.

• Замысел сказки возник у Ершова... (в детские годы).

• Таких сказок в мире очень мало — это сказка... (ребенка для ребят).

• Сказку «Конек-Горбунок» он написал в... (18лет).

Молодцы! А сейчас мы начинаем работу над этой замечательной сказкой.

III. Работа по теме урока

(Чтение сказки по частям, до слов «В долгом времени аль вскоре...» на с. 39 учебника.)

— С чего начинается сказка? Что мы узнали об этой семье?

— Как вы понимаете выражение «Средний сын и так, и сяк...»? (Чтение до слов «Вот как стало лишь смеркаться...» на с. 40.)

— Как вы поняли выражения «пшеницу шевелить», «как бы вора соглядать»?

— Какой выход нашли братья, чтобы выследить и поймать вора? (Чтение до слов «Стало сызнова смеркаться...» на с. 41.)

— Объясните следующие выражения: «боязнь напала», «закопался под сенник», «не ударил в грязь лицом».

— Как караулил старший брат?

— Что он сделал, чтобы выглядеть убедительнее?

— Как отец отнесся к караулу старшего сына?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа с текстом сказки

(Чтение следующего отрывка от слов «Стало в третий раз смеркаться...» на с, 42.)

— Что означают следующие выражения: «стало сызнова смеркаться», «зубы начали плясать», «ударился бежать», «до животиков промерз».

— Как средний брат нес караул?

— Что он сказал домашним, когда вернулся?

— Как отец отреагировал на караул Гаврилы? (Чтение до слов «Ладно, - думает Иван...» на с. 46.)

- За что кобылица решила наградить Ивана? Каким образом? Что он должен был сделать?

- Найдите описание Конька, которого обещала родить кобылица. Объясните, как вы поняли, каким он будет.

- Определите рост Конька. (Конек ростом три вершка — приблизительно 13 см.)

(Чтение отрывка до слов «Много времени аль мало...» на с. 48.)

- Какие слова и выражения вам были непонятны? (Учащиеся вместе с учителем разбирают непонятные слова и выражения.)

- Прочитайте выразительно отрывок, который показывает, как Иван вернулся домой.

- Как вы думаете, он действительно дурак, как сам себя называет?

- Почему же он так вел себя?

- Как старик-отец отнесся к рассказу младшего сына? (Чтение до слов «Вечер к ночи пробирался...» на с. 49.)

- Объясните значение выражения «чудо разом хмель посбило». (Протрезвел.)

- Объясните значение выражения «так и дуют босиком». (Бегут босиком.)

О чем рассказывается в этой части?

- Как автор показывает состояние старших братьев от увиденного?

- Что они решили сделать?

(Чтение отрывка до слов «Братья, то есть, испугались...» на с. 51.)

- Расскажите, как Иван обнаружил пропажу.

- Как он узнал о том, кто украл коней?

- Как он сумел отыскать воров?

2. Сравнение литературной и народной сказок

- Элементы каких русских народных сказок использовал П.П. Ершов в «Коньке-Горбунке»?(«Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк».)

Итак, «Конек-Горбунок» П.П. Ершова — литературная сказка. «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк» — русские народные сказки.

- Послушаем народную сказку «Конек-Горбунок», а затем сравним народную и литературную сказки. (Читают подготовленные ученики.)

- Чем отличается русская народная сказка от литературной? Заполним таблицу. 68

— Как вы думаете, есть ли связь между народной сказкой и литературной?

При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми автором. Текст ее расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оставался народный сюжет.

Народность сказки чувствуется во всей ее композиции: она состоит из трех частей (так называемый троичный принцип лежит, как известно, в основе большинства фольклорных текстов). Три сына, три котла, три недели.

Язык, которым написан «Конек-Горбунок», тоже ориентирован на народную речь, о чем свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоев населения России, и в значительной мере - детворы.

Но, дойдя до наших дней, многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.

VI. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

VII. Подведение итогов урока

— Как вы относитесь к поступку братьев?

— Какие чувства вы испытывали при чтении сказки?

— Какие сказки вы знаете, в которых действуют три брата?

Домашнее задание

Дочитать сказку до конца, подумать над характеристикой трех братьев и кратко записать ее в тетрадь, подтверждая цитатами из текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П.П.Ершов. " Конек-Горбунок".

Эту Презентацию можно использовать при изучении темы "п.П. Ершов. Конек-Горбунок" на уроке литературного чтения в 4 классе....

Презентация Урок литературного чтения 2 класс П.Ершов "Конек - Горбунок" Работа над произведением

Данная презентация позволит провести работу по литературному чтению во классе над произведением " Конек- Горбунок"...

Презентация. П.П.Ершов. Конек-горбунок

Презентация. П.П.Ершов. Конек-горбунок...

Урок - обобщение по литературному чтению для учеников 4 класса по теме: «Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек Горбунок»» (программа «Начальная школа XXI века»)

Урок - обобщение по литературному чтению для учеников 4 класса по теме: «Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек Горбунок»»  (программа «Начальная школа XXI века»)...

Конспект урока по литературному чтению П.П.Ершов "Конек-горбунок"

Конспект урока по литературному чтению на тему:  "П.П.Ершов «Конек-горбунок "...

Конспект урока по литературному чтению П. П. Ершов «Конек-горбунок»

Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для повторения отдельных, связанных с созданием сказки, сведений из жизни писателя; научить сопоставлять характеры ...

"П.П. Ершов «Конек-Горбунок»" №1

Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героевЦели: познакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение передавая интонаци...