Конспект урока по литературному чтению П.П.Ершов "Конек-горбунок"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Загретдинова Диляра Гайфитдиновна

Конспект урока по литературному чтению на тему:  "П.П.Ершов «Конек-горбунок "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 4.03.17                                                                                    Учитель: Трашкова Е.В

Школа: №148                                                                                   Методист: Кондратьева И.И.

Класс: 2«Б»                                                                                      Студентка: Загретдинова Д.Г. 36 группа

Конспект урока по литературному чтению

Тема: «П.П.Ершов «Конек-горбунок »»

Цель: ознакомление учащихся с творчеством П.П.Ершова; совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, совершенствование умения характеризовать героев произведения;.

Планируемые результаты:

  • Личностные: первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных произведениях
  • Предметные: научатся понимать цели изучения темы; развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателя П.П.Ершова
  • Метапредметные: научатся формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование : учебник  «Система Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова»,  проектор, презентация.

Словарная работа: град, сенник, старинушка, соглядать, дозорный, сызнова, несподручно, пенять, лубки, озираючись.

Этапы урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Содержание урока

Деятельность ученика

УУД

I. Организационный момент.

1 минута

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Диляра Гайфитдиновна. Я буду вести у вас урок литературного чтения сегодня.

Настроиться на урок

Л.: воспринимать речь учителя  непосредственно обращенную к учащимся

II. Мотивация к учебной деятельности.

Словесный - скороговорка

2 минуты

Наш урок я хочу начать с речевой разминки. Мы будем с вами произносить скороговорку.

Около кола – колокола

И на колах – колокола

Что означает слово «кол»?

Теперь читаем первый раз медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.

Самое главное - произносить все слова правильно.

Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.

Произносить скороговорку, четко аргументируя звуки

Л.: воспринимать речь учителя  непосредственно обращенную к учащимся

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

III. Актуализация знаний.

Словесный - беседа

Наглядный - ребус

5 минут

- Ребята, на какие 2 группы делятся все сказки? ( авторские и народные)

- Какие виды сказок вы знаете?( волшебные, о животных, бытовые)

- О чем рассказывают бытовые сказки?(в бытовых сказках высмеивается скупость, жадность, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных людей. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества людей. Например, сказка «Каша из топора»)

- О чем рассказывают волшебные сказки( в волшебных сказка присутствует элемент волшебства, герои этих сказок вымышлены. В ней происходят чудесные, фантастические события. Например, «Золушка» «Белоснежка и 7 гномов»)

- О чём нам рассказывают сказки о животных? (в сказках о животных действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные.(«Волк и семеро козлят»)

Посмотрите на экран.(На экране ребус)

Отгадайте ребус и и догадайтесь, о чем мы будем с вами разговаривать.

Вы знаете, кто написал эту сказку?(Её написал Ершов Петр Павлович)

- Это сказка авторская или народная?

Сформулируйте тему урока.

Какую цель себе поставим?

Отвечать на вопросы учителя

Отгадать ребус

Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Л:строить логическую цепь рассуждений

Р:самостоятельно формулировать тему и цели урока;

IV. Изучение нового материала

Словесный – рассказ

Наглядный – презентация

Словесный – беседа

Первичное чтение

Динамическая пауза

Словарная работа

V. Первичное закрепление материала

Практический:

Выборочное чтение

Анализ жанра и героев

VI. Домашнее задание

VII. Рефлексия деятельности

5 минут

15 минут

1 минута

2 минуты

8  минут

1 минута

1 минута

Но прежде чем мы приступим к знакомству со сказкой, я хотела бы немного рассказать вам об этом писателе.

Петр Павлович Ершов – русский писатель, поэт и прозаик. Поэт родился Тобольской губернии в семье чиновника. Многочисленные переезды с отцом по Сибири обогатили представления молодого П.П.Ершова о жизни русского народа.

Во время учебы в тобольской гимназии были написаны первые стихи. Продолжает своё обучение в Петербургском университете, где занимается самообразованием и литературным творчеством. После окончания университета вернулся в Тобольск, где работал сначала учителем, позже директором гимназии.

Под впечатлением сказок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина была написана стихотворная сказка «Конёк-горбунок», основанная на сюжетах русского фольклора. Первое чтение сказки состоялось в студенческой аудитории, а первая публикация – в 1834 г. В том же году вышло отдельное издание сказки. На сегодняшний день вышло более 170 изданий. А.С.Пушкин после знакомства с рукописью «Конька-горбунка» одобрил её и признался, что «теперь этот род сочинений можно мне и оставить» . Сказка П.П.Ершова стала настолько популярной, что через некоторое время появилась в сборнике русских народных сказок. Сам писатель объяснял этот факт так: « Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела родная – и русское сердце отозвалось …»

- Вы только что прослушали краткую биографию автора. Что вы запомнили из этого?

Где родился автор?

Чему способствовали многочисленные переезды?

Чем занимался после университета?

Благодаря творчеству каких писателей была написана сказка «Конек-горбунок»?

В чем признался А.С.Пушкин после прочтения этой сказки?

Откройте свои учебники страница 126

Давайте перед прочтением вспомним правила «взрослого» чтения, а так же правила чтения стихотворного текста.

Теперь приступим к самой сказке. Сейчас, я вам прочитаю сказку «Конек-горбунок».. Внимание! Я буду читать, а вы внимательно следите, и подчеркивайте слова, которые вам непонятны. После того, как я прочитаю, вы назовете мне слова, и мы вместе разберем их. (Читаю сказку)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда, все дружно встали!

Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Восемь раз ногами топнем.

Прибавляем три к семи –

Столько мы присесть должны.

Молодцы! Отдохнули, теперь продолжаем работать

Словарная работа.

Обратите внимание на слайд, прочитайте слово все вместе.

Кто попробует объяснить, что оно обозначает?

Даю точное определение слова.

Слова для словарной работы: град - город, сенник – сарай с сеном, старинушка – старший, соглядать – тайно наблюдать, дозорный – человек, предназначенный для осмотра, сызнова - снова, несподручно - затруднительно, пенять – упрекать, обвинять, лубки – народные картины, озираючись – оглядываясь назад.

- Что объединяет эти слова?(они устаревшие)

- Чем по содержанию и построению эта сказка похожа на волшебную народную сказку?

Ребята, сейчас вам нужно будет прочитать сказку самостоятельно. Давайте поступим так, один читает, а все остальные следят, в какой-то момент я остановлю и спрошу следующего.

Давайте ответим на несколько вопросов.

- Какими качествами характера обладают её герои? Я вам прочитаю черты характера, а вы найдёте их в сказке. (неряшливый, ленивый, хитрый). Подтвердите свой ответ текстом. («хоть и распевает, лежа на печи, «изо всей дурацкой мочи», - «сам не прост»,может и «черта оседлать».

(смелый, находчивый «но Иван и сам не прост — крепко держится за хвост»)

- Каким языком написана сказка? Почему в ней очень много устаревших слов и выражений, непонятных современному читателю?

Сказка «Конёк-горбунок» очень похожа на народную сказку. Сюжет взят из народной сказки, слог, которым написан «Конёк-Горбунок» очень похож на речь простых людей, да и сами герои разговаривают, как неграмотные крестьяне того времени.

Откройте дневники, запишите домашнее задание: подготовиться к выразительному чтению. (с.126 – выраз.чт)

Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

Мы ее достигли?

Что узнали на уроке?

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. меня удивило…
  4. урок дал мне для жизни…
  5. мне захотелось…

Я надеюсь, что на всех дальнейших уроках вы будете активными и будете стремиться получить, как можно больше новых знаний!

Спасибо большое за урок! Успехов!

Познакомиться с биографией автора 

Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

Прогнозировать содержание раздела. 

Воспринимать на слух сказку, находить незнакомые слова

Повторять движения

Объяснять значение сложных для понимания слов

Читать осознанно сказку

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии),

Записать домашнее задание

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Р:контроль и самоконтроль учебных действий

Р.: выполнение физических упражнения по порядку

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

П: освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. 

К:оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Р: анализировать работу; отслеживать цель учебной д-ти;

Л: воспринимать речь учителя  непосредственно обращенную к учащимся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...