III. Актуализация знаний. Словесный - беседа Наглядный - ребус | 5 минут | - Ребята, на какие 2 группы делятся все сказки? ( авторские и народные) - Какие виды сказок вы знаете?( волшебные, о животных, бытовые) - О чем рассказывают бытовые сказки?(в бытовых сказках высмеивается скупость, жадность, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных людей. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества людей. Например, сказка «Каша из топора») - О чем рассказывают волшебные сказки( в волшебных сказка присутствует элемент волшебства, герои этих сказок вымышлены. В ней происходят чудесные, фантастические события. Например, «Золушка» «Белоснежка и 7 гномов») - О чём нам рассказывают сказки о животных? (в сказках о животных действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные.(«Волк и семеро козлят») Посмотрите на экран.(На экране ребус) Отгадайте ребус и и догадайтесь, о чем мы будем с вами разговаривать. Вы знаете, кто написал эту сказку?(Её написал Ершов Петр Павлович) - Это сказка авторская или народная? Сформулируйте тему урока. Какую цель себе поставим? | Отвечать на вопросы учителя Отгадать ребус Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
| П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме Л:строить логическую цепь рассуждений Р:самостоятельно формулировать тему и цели урока;
|
IV. Изучение нового материала Словесный – рассказ Наглядный – презентация
Словесный – беседа
Первичное чтение
Динамическая пауза
Словарная работа
V. Первичное закрепление материала Практический: Выборочное чтение Анализ жанра и героев
VI. Домашнее задание
VII. Рефлексия деятельности
| 5 минут
15 минут
1 минута
2 минуты
8 минут
1 минута
1 минута
| Но прежде чем мы приступим к знакомству со сказкой, я хотела бы немного рассказать вам об этом писателе. Петр Павлович Ершов – русский писатель, поэт и прозаик. Поэт родился Тобольской губернии в семье чиновника. Многочисленные переезды с отцом по Сибири обогатили представления молодого П.П.Ершова о жизни русского народа. Во время учебы в тобольской гимназии были написаны первые стихи. Продолжает своё обучение в Петербургском университете, где занимается самообразованием и литературным творчеством. После окончания университета вернулся в Тобольск, где работал сначала учителем, позже директором гимназии. Под впечатлением сказок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина была написана стихотворная сказка «Конёк-горбунок», основанная на сюжетах русского фольклора. Первое чтение сказки состоялось в студенческой аудитории, а первая публикация – в 1834 г. В том же году вышло отдельное издание сказки. На сегодняшний день вышло более 170 изданий. А.С.Пушкин после знакомства с рукописью «Конька-горбунка» одобрил её и признался, что «теперь этот род сочинений можно мне и оставить» . Сказка П.П.Ершова стала настолько популярной, что через некоторое время появилась в сборнике русских народных сказок. Сам писатель объяснял этот факт так: « Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела родная – и русское сердце отозвалось …» - Вы только что прослушали краткую биографию автора. Что вы запомнили из этого? Где родился автор? Чему способствовали многочисленные переезды? Чем занимался после университета? Благодаря творчеству каких писателей была написана сказка «Конек-горбунок»? В чем признался А.С.Пушкин после прочтения этой сказки? Откройте свои учебники страница 126 Давайте перед прочтением вспомним правила «взрослого» чтения, а так же правила чтения стихотворного текста. Теперь приступим к самой сказке. Сейчас, я вам прочитаю сказку «Конек-горбунок».. Внимание! Я буду читать, а вы внимательно следите, и подчеркивайте слова, которые вам непонятны. После того, как я прочитаю, вы назовете мне слова, и мы вместе разберем их. (Читаю сказку)
Вы, наверное, устали? Ну, тогда, все дружно встали! Мы семь раз в ладоши хлопнем, Восемь раз ногами топнем. Прибавляем три к семи – Столько мы присесть должны. Молодцы! Отдохнули, теперь продолжаем работать Словарная работа. Обратите внимание на слайд, прочитайте слово все вместе. Кто попробует объяснить, что оно обозначает? Даю точное определение слова. Слова для словарной работы: град - город, сенник – сарай с сеном, старинушка – старший, соглядать – тайно наблюдать, дозорный – человек, предназначенный для осмотра, сызнова - снова, несподручно - затруднительно, пенять – упрекать, обвинять, лубки – народные картины, озираючись – оглядываясь назад. - Что объединяет эти слова?(они устаревшие) - Чем по содержанию и построению эта сказка похожа на волшебную народную сказку?
Ребята, сейчас вам нужно будет прочитать сказку самостоятельно. Давайте поступим так, один читает, а все остальные следят, в какой-то момент я остановлю и спрошу следующего. Давайте ответим на несколько вопросов. - Какими качествами характера обладают её герои? Я вам прочитаю черты характера, а вы найдёте их в сказке. (неряшливый, ленивый, хитрый). Подтвердите свой ответ текстом. («хоть и распевает, лежа на печи, «изо всей дурацкой мочи», - «сам не прост»,может и «черта оседлать». (смелый, находчивый «но Иван и сам не прост — крепко держится за хвост») - Каким языком написана сказка? Почему в ней очень много устаревших слов и выражений, непонятных современному читателю? Сказка «Конёк-горбунок» очень похожа на народную сказку. Сюжет взят из народной сказки, слог, которым написан «Конёк-Горбунок» очень похож на речь простых людей, да и сами герои разговаривают, как неграмотные крестьяне того времени. Откройте дневники, запишите домашнее задание: подготовиться к выразительному чтению. (с.126 – выраз.чт)
Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? Мы ее достигли? Что узнали на уроке? - сегодня я узнал…
- было интересно…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Я надеюсь, что на всех дальнейших уроках вы будете активными и будете стремиться получить, как можно больше новых знаний! Спасибо большое за урок! Успехов! | Познакомиться с биографией автора
Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.
Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать на слух сказку, находить незнакомые слова
Повторять движения
Объяснять значение сложных для понимания слов
Читать осознанно сказку
Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии),
Записать домашнее задание
Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. | Р:контроль и самоконтроль учебных действий
Р.: выполнение физических упражнения по порядку
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
П: освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. К:оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Р: анализировать работу; отслеживать цель учебной д-ти; Л: воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся |