"П.П. Ершов «Конек-Горбунок»" №3
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев
Цели: познакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление, воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пси ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мыски, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные:формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков.
Оборудование: портрет П.П. Ершова, книги писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p.p._ershov_konek-gorbunok._3.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению с детьми ОВЗ в 4 классе.
Тема: П.П. Ершов «Конек-Горбунок».
Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев
Цели: познакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление, воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пси ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мыски, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные:формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков.
Оборудование: портрет П.П. Ершова, книги писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания. Творческая работа
— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над сказкой «Конек-Горбунок». Дома вы должны были подготовить характеристики трех братьев. Пользуясь своими записями, попробуйте составить краткую характеристику-загадку, прочитайте ее одноклассникам, а они должны отгадать, о ком идет речь.
(Ученики выполняют задание.)
- Как в произведении раскрывается каждый из братьев? Герои поступают так из жадности, скупости, из-за желания достичь своей цели или стремления быть добрыми и честными?
— Почему старшие братья все время обманывали?
— Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?
III. Работа по теме урока
— Прочитайте сказку до слов «Между тем градской отряд...» на с. 53 учебника.
— Как братья провели ночь?
— Какой обычай был в той столице, как вы поняли?
— Каким образом достигался порядок при торговле?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте о том, как Иван догнал братьев. Что они ему сказали?
— Как братья оправдывались перед Иваном?
— Как вы думаете, они сказали Ивану правду?
— Простил ли их Иван? Почему, как вы думаете?
— Прочитайте отрывок, в котором рассказывается о том, что увидел городничий, подъезжая к конному ряду.
— Как городничий увидел коней, о чем он распорядился? Прочитайте выразительно.
— Как вы думаете, почему он поехал докладывать об этом царю?
— Прочитайте разговор городничего и царя по ролям (автор, городничий, царь).
— Дочитаем сказку до конца.
— Как дальше сложилась жизнь Ивана?
— Почему царь взял его к себе?
— Сбылось ли желание братьев или они остались ни с чем?
— К каким эпизодам сказки даны иллюстрации в учебнике?
— Какие еще приключения произошли с Иваном? Откуда вы это узнали? (Прочитали не отрывок, а всю сказку.)
— А сейчас вспомните всех героев сказки и скажите, на какие группы их можно поделить?(Положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.)
— Почему мы считаем это произведение сказкой? Что в нем сказочного, волшебного?
— Разгадайте кроссворд по сказке «Конек-Горбунок». Для этого надо вставить пропущенные слова.
Да еще рожу конька
Ростом только в три ... (вершка).
Подошел к нему отец,
Говорит ему: «Послушай,
Побегай в ... (дозор),
Ванюша».
На меня скорей садись,
Только знай себе держись;
Я хоть росту ... (небольшого),
Да сменю коня другого.
4. И с набитою ... (сумой)
Возвращалися домой.
Предо мною конный ряд:
Два коня в ряду стоят,
Молодые,... (вороные),
Вьются гривы золотые.
— Какое слово можно прочитать в выделенных клетках кроссворда? (Ершов.)
VI. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VII. Подведение итогов урока
— Как вы думаете, чему учит эта сказка?
— Почему она и сейчас нравится читателям? (Людям близки и понятны чувства героя сказки. В людях всегда ценились такие качества, как смелость, настойчивость, верность, доброта, честность. В сказке выражена житейская мудрость.)
— На памятнике П.П. Ершову написано: «Автор народной сказки «Конек-Горбунок». А на какую народную сказку она похожа?
— Иван, являясь обладателем волшебного помощника, хоть раз отказывается исполнить приказы царя? Хоть раз отвечает грубо, неуважительно? Позволяет себе мстить? (Нет.)
— Какие человеческие качества присущи Ивану? (Добродушие, простодушие, терпимость, доверчивость, искренность.)
- Как вы объясните понятия «добродушный» и «простодушный»9
В словаре Даля эти слова объясняются так.
Простодушие — это прямодушие, бесхитренность. Простодушный человек - человек искренний, прямая откровенная душа.
Добродушному человеку свойственны добросердие, душевная расположенность к добру, жалостливость, готовность к сочувствию.
Победа младшего брата — дурака — это победа добродушия, простодушия, терпимости, доверчивости, искренности, верности.
Поражение старших братьев, спальника, царя - это поражение грубости, жадности, глупости, алчности, зависти.
Домашнее задание
На выбор: задание 9 или 13 (с. 60-61 учебника). По желанию: прочитать сказку П.П. Ершова целиком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
П.П.Ершов. " Конек-Горбунок".
Эту Презентацию можно использовать при изучении темы "п.П. Ершов. Конек-Горбунок" на уроке литературного чтения в 4 классе....
Презентация Урок литературного чтения 2 класс П.Ершов "Конек - Горбунок" Работа над произведением
Данная презентация позволит провести работу по литературному чтению во классе над произведением " Конек- Горбунок"...
Презентация. П.П.Ершов. Конек-горбунок
Презентация. П.П.Ершов. Конек-горбунок...
Урок - обобщение по литературному чтению для учеников 4 класса по теме: «Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек Горбунок»» (программа «Начальная школа XXI века»)
Урок - обобщение по литературному чтению для учеников 4 класса по теме: «Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек Горбунок»» (программа «Начальная школа XXI века»)...
Конспект урока по литературному чтению П.П.Ершов "Конек-горбунок"
Конспект урока по литературному чтению на тему: "П.П.Ершов «Конек-горбунок "...
Конспект урока по литературному чтению П. П. Ершов «Конек-горбунок»
Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для повторения отдельных, связанных с созданием сказки, сведений из жизни писателя; научить сопоставлять характеры ...
"П.П. Ершов «Конек-Горбунок»" №1
Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героевЦели: познакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение передавая интонаци...