Технологическая карта урока по литературному чтению, 2 класс
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Захарова Надежда Владимировна

Технологическая карта урока по литературному чтению по программе "Школа России", 2 класс. Тема урока: Обобщение по разделу "Люблю природу русскую! Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx45.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока

Ф.И.О. учителя: Захарова Надежда Владимировна

Учебный  предмет: литературное  чтение.

Класс: 2 класс

Автор  УМК (программы  учебного  курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий М.:Просвещение (Учебник, 2013 г.)

Тема урока: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую! Весна».

Тип урока: Обобщение и систематизация изученного.

Цель: 

1.     Проверить и обобщить знания учащихся по теме раздела.

 2.     Совершенствовать навыки чтения: сознательность, правильность, выразительность.

3.     Формировать умение работать самостоятельно.

4.     Развивать память, внимание,  мышление, речь учащихся.

5.     Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.

6.     Воспитывать умение высказывать свою точку зрения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение совершенствовать навык чтения вслух и про себя, навык выразительного чтения.

Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение самостоятельно работать с учебником; обогащать свои представления об окружающем мире, анализировать и сравнивать произведения.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать произведения в стихотворной форме, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; групповая.

Образовательные ресурсы: карточки с заданиями,  рисунки учащихся, листы А-4,  фломастеры.

Оборудование:

  1. Учебник «Литературное чтение 2 класс» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; Москва, Просвещение, 2013 г).

2.  Тетрадь по литературному чтению 2 класс (Бойкина М. В.).

      3.  Проектор для презентации к уроку по теме «Люблю природу русскую. Весна».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1.

I.Организационный момент.

1. Приветствие.

(1 минута)

2.Проверка домашнего задания.

(2 минута)

3.Читательская разминка. (1 мин.)

-Добрый день, уважаемые гости, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке литературного чтения.  Надеюсь наша встреча принесёт нам всем радость общения и хорошее настроение.

-Ребята, посмотрите в окно, что там светит и улыбается нам?

-Давайте улыбнёмся солнышку. А теперь повернёмся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок им станет  теплее и уютнее. Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье.

Эмблемой нашего урока я выбрала солнце, как вы думаете, почему я выбрала именно солнце?
– Какое солнышко весной?
Дети, солнце будет показывать наши знания и настроение на сегодняшнем уроке. Перед вами желтые кружочки. Во время урока за каждый правильный ответ вы будете рисовать солнцу лучики. И в конце урока каждый из вас покажет свое солнце и оценит себя.

-Сядьте, ребята , правильно, красиво.          

Дома вам нужно было выполнить одно из предложенных заданий:

нарисовать иллюстрацию  к  стихотворению, приготовить отрывок из него  или приготовить отрывок из стихотворения татарских поэтов. Давайте послушаем, что вы приготовили. 

- Прежде чем мы начнем работать, проведем читательскую разминку. (  Слайд).

Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!

- Прочитайте про себя это четверостишие. Что это за произведение?

- Кто сочинял такие песни?

- Зачем?

-А сейчас прочитаем песенку хором, с радостью, как скороговорку.

-Солнышко.

Учащиеся  улыбаются солнышку, гостям.

Настраиваются на работу.

Дети прикрепляют на доску свои рисунки  и рассказывают к какому стихотворению они нарисовали. Называют автора произведения.

Песенка-закличка.

Русский народ.

Зазывал весну.

Чтобы появилось весеннее настроение.

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: развивать умение высказывать своё мнение в рисунке. Выражать свои эмоции.

Предметные: умение совершенствовать навык чтения вслух и про себя, навык выразительного чтения.

2.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

1.Эмоциональный настрой на работу.   ( 2мин.)

Работа по учебнику  (1 мин.)

Тема урока

Цели

Звучит музыка  и идут слайды.

На фоне музыки учитель читает:

Небо льется синим цветом,
Солнце светит теплотой!
Нет прекраснее планеты,
Чем моя Земля весной!

«Весна – красна, приходи! Просим тебя, Весна – красна девица!», - издавна ласково звали красавицу Весну и взрослые, и дети. Весна  – необыкновенное время года, по- своему загадочное, волшебное и красивое. Мы на празднике Масленицы  тоже зазывали весну играми, песнями, знакомились с русскими весенними обрядами. Нам было весело и интересно. Многие поэты очень сильно любили это время года.

Пока я говорила, вы слушали музыкальное произведение Феликса Мендельсона.

Скажите, что вы услышали в музыке? Смог ли автор передать весеннее пробуждение природы после долгой зимней спячки?

-А в  каких стихах мы это слышали?

-Ребята, откройте  учебник на  стр. 107.

Скажите,  какие цели ставили перед изучением этого раздела?

Мы достигли этих целей?

- Тогда почему же мы опять говорим о произведениях, с которыми мы уже познакомились?

- Попытайтесь сформулировать тему урока.

- Обучающий урок по теме «Люблю природу русскую. Весна».

Какие же цели мы поставим на сегодняшнем уроке?

        

Работать мы будем в группах.

Какое главное правило при такой форме работы?

Учащиеся прослушивают музыкальные отрывки.

- Мы услышали звуки капели, журчание ручейка, щебет прилетевших птиц. Радостное настроение, ведь скоро будет тепло, распустятся листочки, зацветут цветы.

- «Весенние воды», «Весна», «Сельская песенка», «На лугу», «Снег теперь уже не тот..»

Открывают учебники.

- Мы познакомимся….

- Мы научимся…..

-Да!

Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока.

- Обобщить и систематизировать знания по теме раздела.

- Один за всех и все за одного! Нужно прислушиваться к мнению всех участников команды.

Ответы детей.

Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в статичных парах.

Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

III.Актуализация опорных знаний

Игра ( 3 мин.)

-Ребята, скажите. о чем были стихотворения, которые мы читали в этом разделе?

- Каким настроением были проникнуты эти стихотворения? Почему?

 Почему русский народ всегда любил весну? (уходит тяжелое холодное зимнее время года и наступает теплая весна, природа оживает, все как бы просыпается)

- А сейчас немного поиграем. Перед вами будут появляться картинки, а вы попробуйте подобрать к ним строки из изученных стихотворений.

Слайд

Слайд  

 

Слайд

Слайд

-Ребята, как можно увидеть красоту окружающего мира:

                     - в художественном слове

                          - в красках

                             - и в звуках

Сегодня мы будем развивать в себе эти способности!

- О весне.

Ответы детей.

- Весна в окно стучится и гонит со двора…     (Тютчев)

– Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною…  (Плещеев)

– И на вербах серебром светятся сережки…     (Маршак)

– Ласточка с весною в сени к нам летит…)                      (Плещеев)

Познавательные УУД обобщение знаний о признаках весны (межпредметная связь); построение логической цепи рассуждений

Регулятивные УУД

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Работа в группах

1 задание:

 (5-7 минут)

2 задание :

(5  минут)

3 задание :

(3 минуты)

1 минута

-У вас на столе лежат задания. Вы должны распределить задания между собой так, чтобы они были выполнены за очень короткое время. После окончания работы мы все вместе обсудим то, что у вас получится.  

Во время выполнения задания, учитель является координатором работы детей. Помогает быстро распределить обязанности в команде для успешного выполнения задания в короткий срок.

Задание 1 группе: описать весну, используя тексты произведений в учебнике .

Задание 2 группе: используя произведения учебника, составить  небольшой рассказ об изменениях в природе с наступлением весны.

Проверка: Во втором задании первой группе   необходимо было описать весну, используя тексты произведений в учебнике.

Проверяем задание у второй группы, вам надо было составить небольшой рассказ об изменениях в природе.

Задание 1 группе:

- Поэт пишет о Зиме и Весне в стихотворении Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится, как о живых существах. Что это за литературный приём? (олицетворение)

-О чём говорится в этом стихотворении?

(Слайд)  

Задание 2 группе:

- Какие приметы весны можно увидеть, а какие – услышать?

-О чём говорится в стихотворении Плещеева «Сельская песенка»?

(Слайд)    

                           

  Физкультминутка для глаз.

Класс делится на 2 группы .

Каждая группа получает задание:

Плещеев «Весна»,

Тютчев «Весенние воды»

прочитать выразительно стихотворение,

подготовить словесную картину к стихотворению,

нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению.

От каждой команды выступает один ученик, остальные члены команды дополняют ответы.

Ученик из 1 группы:

 (Молодая, прекрасное дитя, румяная, милая, звонкая…)

Ученик из 2 группы:

(С наступлением весны тает снег, бегут ручьи, солнце светит ярче, прилетели птицы…)

Олицетворение присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым, часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

-О борьбе зимы с весной.

Увидеть можно: прилёт птиц, таяние снега, как бегут ручьи, ярко светит солнце…

Услышать: журчание ручейков, пение птиц…

-О прилёте птиц.

Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение самостоятельно работать с учебником; обогащать свои представления об окружающем мире, анализировать и сравнивать произведения.

Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать произведения в стихотворной форме, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.

V.Применение знаний и умений в новой ситуации.

1.Дифференцированные  задания

« Проба пера» (5минут)

(Раздаю конверты, пока дети отдыхают под музыку) .

- В каждом конверте задания трёх уровней сложности:

1) На красном листке – высокий уровень сложности***

Вы все молодцы! А вы сами не хотите ли попробовать себя в роли поэта? На листочках  вы видите строчки, попробуйте подобрать рифму. Сочините свои стихи.

Какие знания помогут вам в этой работе?

2) На жёлтом листке – средний уровень сложности**

Надо разделить эти произведения на 2 группы и дай общее название каждой группе.

Лиса и тетерев.       ___________       __________

Весенние воды.      ___________       __________

Сельская песенка.  ___________       __________      

Лиса и журавль.      ___________       __________        

На лугу.                   ___________       __________        

Каша из топора.      ___________       __________      

3) На зелёном листке – базовый уровень сложности*

Соедини автора и отрывок из его стихотворения:

Снег теперь уже не тот,

Почернел он в поле.                                                    

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи….                        А.Плещеев                                        

                                                                                   

                                                                                         

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…                                              

Засвищут скоро соловьи,               А.Блок

И лес оденется листвою…                                            

 

Леса вдали виднее,

Синее небеса.                                                                

Заметней и чернее                                                              

На пашне полоса,                         С.Маршак

И детские звончее

Над лугом голоса.

Ещё в полях белеет снег,                                            

А воды уж весной шумят –          Ф.Тютчев        

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…..

Выберите , то задание, которое Вам по силам.

Знание примет весны. Главное правильно подобрать слово, чтобы оно оказалось в рифму с предыдущей строкой.

Дети делят произведения на 2 группы, дают название каждой группе.

VI.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1.Проверка созданных стихов

(2 минуты)

Проверка на жёлтом листке – средний уровень сложности

( 1 минута) **  

Проверка на зелёном листке – базовый уровень сложности

(1 минута) *  

Физминутка

 (1 минута)

Тест ( 5 минут).

Слайд №

Давайте попросим выйти чтецов! Остальные слушают очень внимательно, ведь  выступающим трудно  - они волнуются.

Мы с вами должны быть благодарными слушателями.

-Молодцы!

Слайд №

Посмотрите, какое у меня получилось стихотворение:

Солнце греет всё сильней,

Теплая водица.

Сел на камень воробей,

Чтоб воды напиться.

Легко ли вам было выполнять задание?

Слайд

Надо было разделить произведения на 2 группы и дать общее название каждой группе.

Русские народные сказки

Лиса и тетерев.                                                            

Лиса и журавль.    

 Каша из топора.  

                                                                                                                                             Люблю природу русскую. Весна.

Весенние воды.              

Сельская песенка.  

На лугу.                          

Слайд

Снег теперь уже не тот,

Почернел он в поле.                                                    

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи….                  С.Маршак                                  

                                                                                         

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…                                              

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою…       А.Плещеев                                                                                    

                                   

Леса вдали виднее,

Синее небеса.                                                                

Заметней и чернее                                                              

На пашне полоса,

И детские звончее

Над лугом голоса.                   А.Блок  

Ещё в полях белеет снег,                                            

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…..    Ф.Тютчев      

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - рукой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три- нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

- Вот добрались мы до самой ответственной части нашего урока. Мы уже повторили и вспомнили все, что изучили в разделе «Люблю природу русскую. Весна». Нужно проверить, как хорошо вы это запомнили.

- Как вы думаете, почему в разделе «Люблю природу русскую. Весна» включены стихотворения :Бунина Ивана Алексеевича «Матери»,

Плещеева Алексея  Николаевича «В бурю», Благининой Елены Александровны «Посидим в тишине»,

Мошковской Эммы Эфраимовны «Я маму мою обидел»?

-А произведение С Васильева «Белая берёза»?

 

Дети: (пример созданных стишков)

-Трудно  было подобрать рифму.

Дети проверяют самостоятельно по слайду.

Выполняют тест.

Проверка.

- Потому что в начале весны мы празднуем Международный женский день 8 Марта.

Весной мы празднуем День Победы.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4..Экологическое воспитание.

5. Эстетическое воспитание.

VII. Домашнее задание.

(2 минуты)

-Откройте учебник на стр.123. Здесь вам предложены темы проектов для домашнего задания. Проект посвящён «Дню Победы- 9 мая», на этой странице подробно описан план по которому вы будете работать, я вам предлагаю проявить своё творчество.

-Предлагаю вашему вниманию презентацию, которую выполнила Даша для конкурса «Защитники Отечества», где стала победителем и награждена дипломом.

Дети смотрят д/з, рассматривают план работы.

Просмотр презентации «Мой прадедушка».

VIII. Итог урока. Рефлексия.

 (3 минуты)

- В начале урока мы поставили цели:

- обобщить и систематизировать знания по этому разделу,

 - развивать свои творческие способности.

-Добились ли мы этих целей?

-Откройте тетради на стр. 75, отметьте в последнем задании, что вы хорошо усвоили

изучив этот раздел.

– На протяжении всего урока вы рисовали лучики солнцу за каждый правильный ответ.

– А теперь все поднимите и покажите мне свои солнышки? (Ставим оценки.)

С каким настроением  мы заканчиваем урок?

Поднимите:

  • Солнце – вам все понравилось и было интересно на уроке.
  • Облако – вам понравился урок, но были вопросы, которые вам были непонятны.
  • Тучка – ничего не понравилось и было все непонятно.

Хорошо, ребята, вы сегодня поработали на уроке. Задания выполнили в основном все правильно.

И в заключении я хочу вам прочитать стихотворение:

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.

-Да.

Дети работают в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....