Чем силён человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»).
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Галлямова Вера Сергеевна

Разработка урока в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnye_bogatyri.doc58 КБ
Файл dyykanbay_i_devkirgizskaya_skazka.pptx2.84 МБ
Файл test.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Чем силён человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»).

Цели:– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Этапы урока

Ход урока

Смекалка и ум к победе ведут. Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1. Повторение знаний о былинных героях.
-Ребята, какой раздел мы изучаем?    
(Сказочные богатыри)

-А кто такие богатыри?
(
Люди, которые наделены большой силой, защищающие свой народ, свою землю от врагов  герои русских былин, совершающие воинские подвиги, удальством, умом, самообладанием.

- А вы знаете имена русских  богатырей?
( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Еруслан

Лазаревич, Василий Буслаевич, Святогор, Дунай…)
задание : разделить имена героев на 2 группы

Дыйканбай? В какую группу? Что обозначает слово?

Тема урока: Чем силён человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»).

Определить  цели урока:

-Что бы вы хотели выяснить сегодня на уроке, какие сделать открытия?

Чем силён человек?

выбрать виды деятельности на уроке:

- Подумайте, какие действия необходимо выполнить для успешной работы? Выберите подходящие варианты.

(На доске расположены по кругу слова: читать, слушать, отвечать на вопросы, сравнивать, исследовать, В центре : надо. ) Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям

Делать выводы умение слушать Умение работать в паре и в группах.

Составить план

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

II. Развитие умений.

Работа со сказкой «Дыйканбай и дэв».

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название текста на с. 189.

Кто такой дэв? Где об этом можно узнать?

Чтение сноски.

– А кто это – Дыйканбай? (Это имя мужчины.)

– Кто автор сказки?  (Киргизский народ)

– Вот откуда такое непонятное название сказки!.. Киргизия – это страна

 в Средней Азии со своей культурой, своими обычаями, своим языком, своими сказками
              Теперь это суверенное
государство Кыргыстан.

              Кыргыстан расположен в северо-восточной части Средней Азии.     территория занята преимущественно горными хребтами. Лишь на севере есть     участки низких предгорных равнин, где и сосредоточена большая часть    населения республики. По склонам гор и в предгорных областях раскинулись   обширные пастбища. Поэтому  там разводят животных.

Можно показать на карте.

– Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы на ней видите?

– Как художник показал величину дэва? (Он сидит, но всё равно выше, чем охотники.)

– Как вы думаете, что произойдёт дальше?

– Кто победит и чем: силой или умом? Давайте прочитаем сказку.

Чтение сказки учителем. Дети следят, карандашом помечая непонятные слова.

Повторное чтение сказки по частям детьми с выяснением непонятных слов.

Чтение сказки детьми по абзацам.

Вопросы после чтения 1-го абзаца:

– Кто же такой Дыйканбай?

– Каким он был человеком?

Чтение 2–3-го абзацев:

– Каким вы представляете дэва?

– Что такое бурдюк? (Мешок из шкуры животного для хранения и перевозки вина и других жидкостей.)

 А чурбак? (Обрубок бревна.)

– Совпадает ли наше предположение о дэве с представлением художника?

– Как вы думаете, почему стал смеяться дэв? А Дыйканбай?

После чтения 4-го абзаца:

– Чему радовался дэв? А Дыйканбай?

– Верите ли вы словам Дыйканбая?    Почему он так сказал?

Чтение далее:

– Почему дэв струсил?

– Что сказал Дыйканбай, чтобы дэв ему поверил и испугался?

– Как дэв «спас» свою жизнь?

Чтение текста на с. 191 до слов «А дэв без оглядки кинулся бежать».

– Что потребовал Дыйканбай от дэва? О чём это говорит?

– Почему дэв рассказал о трёх дэвах, живущих на острове?

Чтение до конца.

– Как в сказке говорится о силе дэвов?

– Почему Дыйканбай с товарищем залезли на дерево?

– Какой рассказ они услышали?

– Почему царь дэвов советовал остерегаться людей?

– Как удалось охотникам напугать сразу 40 дэвов?

3. Вопросы после чтения всей сказки:

– Понравилась вам сказка? Как вы думаете, почему Дыйканбай смог победить дэвов?

СРАВНЕНИЕ ДЭВА И ДЫЙКАНБАЯ

Задание 2 в тетради, с. 28.

тест-Давайте проверим, как внимательно вы читали сказку, насколько наблюдательны.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Итоговая беседа.

 1. Это богатырская сказка? Почему вы так думаете?

2. Можно ли эту сказку назвать литературной? Почему?

3. Назовите персонажей сказки. Какие они?

4. Чему учит эта сказка?

5. Что общего у Дыйканбая и русских богатырей?

2. Чтение авторского текста подготовленным учеником (с. 188).

Вопросы после чтения:

– Что свойственно богатырям разных народов?

– Как зовут киргизского, узбекского и башкирского богатырей?

– Чем славились богатыри?

– Какие сказки о них вы читали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

Дружно встали, 1-2-3.

     Мы теперь – богатыри.

Встали смирно, подтянулись.

Руки вверх -  и потянулись.

Руки в стороны, вперед.

Делай вправо поворот,

Делай влево поворот.

Приседаем и встаем,

Пол руками достаем.

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

ΙΙΙ. Итог.

– Прочитайте 3-е предложение сказки.

– О каком человеческом качестве рассказывает эта сказка?

– Сделайте вывод: какое главное качество ценил в первую очередь в людях киргизский народ?

Чем силён человек?

Что больше всего запомнилось в сказке?

Оцените свою работу на уроке.

Самооценка план

А есть ли богатыри в наше время?

Вернёмся к началу кто такой богатырь?

Слово богатырь пришло в наш язык из древности, но и сегодня находятся примеры доблести, чести, отваги. Любовь к Родине, к своему народу, все это объединяет героев древности и наших современников. И наравне с былинными героями мы видим примеры выдающихся людей нашего времени. Это великие полководцы, спортсмены, спасатели

слово богатырь является не древним понятием. Человека, любящего свою Родину, гордого тем, что он живет в России, человека с добрым седцем и чистой душой и в наше время можно назвать богатырем.

Какие отметки можно поставить за урок?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

ΙV. Домашнее задание.

1. Перечитать сказку, разделить её на части.

2. Задание 3 в тетради, с. 28.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказочные богатыри Славна богатырями земля русская.

Слайд 2

Цели урока : обучать приемам понимания текста, приемам ведения «диалога с автором»; совершенствовать технику чтения; закрепить понятия «богатырская сказка», «богатырь»; развивать умения и навыки речевой деятельности; воспитывать патриотические чувства, интерес к истории нашей Родины и других народов. ЧЕМ СИЛЁН ЧЕЛОВЕК? «Дыйканбай и дэв» (киргизская сказка)

Слайд 4

К ы ргыстан - это страна в Средней Азии со своей культурой, со своими обычаями, со своим языком, со своими сказками.

Слайд 9

Восстанови порядок слов. Охотник, по, отважный, давным-давно, имени, жил, Дыйканбай. Дэв, без, кинулся, оглядки, бежать. Домой, а, Дыйканбай, вернулись, с, целые, товарищем, невредимые, и.

Слайд 10

Охотник по отважный давным-давно имени жил Дыйканбай

Слайд 11

Давным - давно жил отважный охотник по имени Дыйканбай . Дев кинулся бежать без оглядки. А Дыйканбай с товарищем вернулись домой целые и невредимые.

Слайд 12

Подведение итога. Прочитайте 3 предложение сказки. О каком человеческом качестве рассказывает эта сказка? Чем же силён человек? Прочитайте пословицы. Плохи дела – где сила без ума. Смекалка и ум к победе ведут.



Предварительный просмотр:

-Давайте проверим, как внимательно вы читали сказку, насколько наблюдательны. (детям)

Тест:

1)Дыйканбай пошёл выслеживать:

а)оленя;

б)козу;

в)косулю.

2)Сколько друзей с ним было на охоте?

а) 2;

б) 1;

в) 3.

3)Нос у дэва был величиной с

а)бурдюк;

б)кувшин;

в)чурбак.

4)Что спасло охотника?

а)смелость;

б)сила;

в) находчивость.

5)Чем откупился дэв от охотника?

а)деньгами;

б)золотом;

в)едой.

6)Что грозил охотник вырезать дэву?

а)почки;

б)желудок;

в)печёнку.

7)Сколько дэвов увидел охотник на островке?

а)10;

б)20;

в)40.

8)Куда от дэвов взобрались Дыйканбай и его товарищ?

а)дуб;

б)берёзу;

в)тополь.

9)Сколько глаз было у царя дэвов?

а)3;

б)2;

в)1.

10)Чем закончилась сказка?

а)охотника съели дэвы;

б)он вернулся домой;

в)он упал с дерева.

-Давайте проверим, как внимательно вы читали сказку, насколько наблюдательны. мой

Тест:

1)Дыйканбай пошёл выслеживать:

а)оленя;

б)козу;

*в)косулю.

2)Сколько друзей с ним было на охоте?

а) 2;

*б) 1;

в) 3.

3)Нос у дэва был величиной с

*а)бурдюк;

б)кувшин;

в)чурбак.

4)Что спасло охотника?

а)смелость;

б)сила;

*в) находчивость.

5)Чем откупился дэв от охотника?

а)деньгами;

*б)золотом;

в)едой.

6)Что грозил охотник вырезать дэву?

а)почки;

б)желудок;

*в)печёнку.

7)Сколько дэвов увидел охотник на островке?

а)10;

б)20;

*в)40.

8)Куда от дэвов взобрались Дыйканбай и его товарищ?

а)дуб;

б)берёзу;

*в)тополь.

9)Сколько глаз было у царя дэвов?

а)3;

б)2;

*в)1.

10)Чем закончилась сказка?

а)охотника съели дэвы;

*б)он вернулся домой;

в)он упал с дерева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка»)"

Урок литературного чтения во 2-м классе для обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100". Используется технология формирования типа правильной читательской деятельности. На уроке школьник усваи...

Конспект урока литературного чтения на тему: Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?

В данном конспекте осуществляется использование технологии продуктивного чтения...

«Чем силен человек? («Дыйканбай и дэв» киргизская сказка)

Урокпо программе "Школа 2100" по литературному чтению 2 класс.  Материал содержит конспект занятия, самоанализ урока, а также раздаточный материал....

Дыйканбай и дзв. Киргизская сказка

Презентация к уроку литературного чтения...