Повышение качества осознанного чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
статья по чтению на тему
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания является книга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_kachestva_osoznannogo_chteniya_u_mladshih_shkolnikov.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Повышение качества осознанного чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания является книга.
К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры.
В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным.
Чтение – это труд,
и труд тяжелый.
Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя.
Изменение в Российском образовании и преобразование в обществе требует от педагога нового подхода к процессу обучения. Школа должна способствовать раскрытию личностного потенциала каждого ребенка, воспитанию интереса к учебе и стремления к духовному росту, к здоровому образу жизни и подготовке к профессиональной деятельности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы по литературному чтению должны отражать:
- - понимание литературы как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- -осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлений, нравственности;
- -понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- -достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
- -умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для понимания и получения дополнительной информации.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
- Цель смыслового чтения – научить ребенка максимально точно и полно понимать содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Пути решения:
- изучить систему специальных упражнений и способов действий, влияющих на параметры чтения и применять их в работе;
- применение современных инновационных технологий;
- довести до сведения родителей о правильном руководстве детским чтением и их большой роли в этом процессе;
- совершенствовать технику чтения;
вести контроль знаний по предмету и техники чтения
На мой взгляд продуктивная деятельность обучающихся:
- Чтение книг
- Подготовка творческих работ к прочитанным произведениям
- Изготовление рисунков и поделок по прочитанным произведениям
- Конкурсы чтецов, участие в викторинах
- Ведение читательских дневников.
Приемы обучения смысловому чтению:
- Если говорить о стратегии предтекстовой деятельности, то можно включить следующие приемы,
«Мозговой штурм».
«Ориентиры предвосхищения».
«Батарея вопросов».
«Соревнуемся с писателем».
Следующий прием: Антиципация -
это предвосхищение, предугадывание содержания.
- Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.
- Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.
Разновидности антиципации:
- а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.
- б) Восстановление текста с пропущенными элементами.
- в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
- г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?
Следующий прием: Чтение с остановками
- 1 стадия - вызов.
Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
- На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
- 2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
- Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.
Следующий прием: «Варианты развития событий»
Дерево предсказаний:
1.Что будет дальше?
2.Чем закончится рассказ?
3.Как будут развиваться события после финала
Система тренировочных упражнений для совершенствования навыков осознанного чтения.
Логические упражнения, упражнения на восприятие
работа с деформированными текстами
И закончить своё выступление я вновь хочу словами Сесиль Лупан: "Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
Аннотацияпредставляет собой краткое описание работы« Патриотическое воспитание младших школьниковв условиях реализации ФГОС НОО» Концепция программы ФГОС НОО ...
«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...
Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников как условие освоения ФГОС НОО". Самостоятельные работы.Итоговая работа.
В этом году я закончила Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников...". Размещаю материалы: самостоятельные работы и итоговую работу, которые я сдавала.Надеюсь...
Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...
Повышение качества образования младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Сатья- выступление на педсовете из опыта работы...
Повышение качества образования младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО Презентация
Презентация к выступлению на педсовете...