Повышение качества осознанного чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
статья по чтению на тему

Палирус Янина Николаевна

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания является книга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Повышение качества осознанного чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания является книга.

К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры.

В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным.

Чтение – это труд, 
и труд тяжелый. 
Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя.

Изменение в Российском образовании и преобразование в обществе требует от педагога нового подхода к процессу обучения. Школа должна способствовать раскрытию личностного потенциала каждого ребенка, воспитанию интереса к учебе и стремления к духовному росту, к здоровому образу жизни и подготовке к профессиональной деятельности.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы по литературному чтению должны отражать:

  • понимание литературы как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • -осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлений, нравственности;
  • -понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • -достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
  • -умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для понимания и получения дополнительной информации.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

  • Цель смыслового чтения – научить ребенка максимально точно и полно понимать содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. 

Пути решения:

  • изучить систему специальных упражнений и способов действий, влияющих на параметры чтения и применять их в работе;
  • применение современных инновационных технологий;
  • довести до сведения родителей о правильном руководстве детским чтением и их большой роли в этом процессе;
  • совершенствовать технику чтения;

вести контроль знаний по предмету и техники чтения

На мой взгляд продуктивная деятельность обучающихся:

  • Чтение книг
  • Подготовка творческих работ к прочитанным произведениям
  • Изготовление рисунков и поделок по прочитанным произведениям
  • Конкурсы чтецов, участие в викторинах
  • Ведение читательских дневников.

Приемы обучения смысловому чтению:

  • Если говорить о стратегии предтекстовой деятельности, то можно включить следующие приемы,

«Мозговой штурм».

«Ориентиры предвосхищения».

«Батарея вопросов».

«Соревнуемся  с писателем».

Следующий прием: Антиципация -

это предвосхищение, предугадывание содержания.

  • Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.
  • Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.

Разновидности антиципации:

  • а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.
  • б) Восстановление текста с пропущенными элементами.
  • в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
  • г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

Следующий прием: Чтение с остановками

  • 1 стадия - вызов. 

Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

  • На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
  • 2 стадия - осмыслениеЧтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителемОбязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
  • Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.


Следующий прием: «Варианты развития событий»

Дерево предсказаний:

1.Что будет дальше?

2.Чем закончится рассказ?

3.Как будут развиваться события после финала


Система тренировочных упражнений для совершенствования навыков осознанного чтения.

Логические упражнения, упражнения на восприятие 
работа с деформированными текстами

И закончить своё выступление я вновь хочу словами Сесиль Лупан: "Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Аннотацияпредставляет собой краткое описание работы« Патриотическое воспитание младших школьниковв условиях реализации ФГОС НОО»        Концепция программы ФГОС НОО ...

«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...

Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников как условие освоения ФГОС НОО". Самостоятельные работы.Итоговая работа.

В этом году я закончила Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников...". Размещаю материалы: самостоятельные работы и итоговую работу, которые я сдавала.Надеюсь...

Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...