технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс 21 век
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гаврина Лариса Юрьевна

технологическая карта урока 2 класс литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 «в» классе.

ФИО учителя

Гаврина Лариса Юрьевна

Класс

2 в

УМК

«Школа 21 века»

Предмет

Литературное чтение

Тема

Произведения фольклора. Заклички

Тип урока

Закрепление изученного материала

Место и роль урока

в изучаемой теме

Данная тема изучается в разделе «Устное народное творчество»

Цель урока

Научиться определять  жанры устного народного творчества.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Умение отличать произведения фольклорной литературы от авторской.

Отличать закличку от других фольклорных жанров, опираясь на ее особенности, выразительно-изобразительные средства. владеть терминологией, относить произведение к одному из жанров.

принимать и сохранять поставленную задачу, оценивать результат своей деятельности, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем, товарищами;

планировать и организовывать свою деятельность; самостоятельно организовать своё рабочее место.

отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; самостоятельно и коллективно находить пути решения для ответа на поставленный вопрос;

 наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

умение отвечать на поставленный вопрос; умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах); умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении вопроса;

 аргументировать свои высказывания;

 чётко выражать свои мысли;

 умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

 развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности; воспитание чувства ответственности;

- формирование умения самостоятельно оценивать свои достижения и достижения своих одноклассников.

Формы и методы работы:

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование

Мультимедийная  система, компьютер.

Наглядно-демонстрационный материал:

-  Карточки и листочки с заданиями.

- Выставка книг.

Ход урока

Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный этап                                                                                      

Проверка готовности к уроку, эмоциональный и доброжелательный настрой на урок

Фронтальная беседа.

Эмоциональ-но психологическая готовность к  занятию.

Проверить готовность к занятию. Внутренне мобилизуются и организуются на работу.

Эмоциональный и доброжелательный настрой на урок.

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись.
Поработаем мы дружно,
Много нам освоить нужно.
А для этого нужна…
Тишина.

Учатся понимать информацию.

Р: Ученики готовы к предстоящей деятельности, включены в деловой ритм.

2

Целеполагание

и мотивация

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта Повторить понятия «устное народное творчество», жанры фольклора.

Работа в группах

Организует ситуацию постановки учебной задачи и управляет действиями учеников

при определении целей урока

как части общей темы .

Учитель переворачивает серединки цветка, на них:

      Ф и А.

Слушают учителя

и готовятся работать в группеучаствуют в формулировании гипотезы и целей урока

Проверка выполнения задания. Коллктивное оценивание деятельности группы.

Занесение результатов в лист самооценивания.

Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа должна разделить лепестки  на 2 группы и сложить из них 2 цветка.

Пословицы,  загадки скороговорки, песни, считалки, былины, сказки, заклички.

Рассказ, стихотворение, сказка.

- Прочитайте названия лепестков, подумайте по какому принципу их можно разделить на 2 группы и сложите 2 цветка.

-Проверьте правильность выполнения задания. Встаньте ребята той группы, которая не допустила ошибок.

-Объясните, почему вы так разделили лепестки?

- Остальные - исправьте ошибки.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнёров, при необходимости корректируют её.

Коммуникативные:

Участвуют в диалоге, умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения

К: Умение взаимодействовать в группах.

Личностные: Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника

3

Формулирование темы урока. Открытие нового знания.

Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся

Фронтальная

Создаёт ситуацию затруднения и управляет действиями учеников .

Учитель отодвигает ярко-желтые листочки.

Узнавание, отличие малых фольклорных форм

Высказывают свои предположения., читают  выразительно вслух

Занесение результатов в лист самооценивания.

- Сегодня на уроке мы будем работать с этим красивым, полным лепестками цветком.

-Кто может назвать тему урока?

-Чем мы будем заниматься на уроке?

 - Прочитайте вслух названия  жанров устного народного творчества.

-Почему лепестков с надписью «сказки» было два?

- Посмотрите ещё раз внимательно на цветок на доске? Какую особенность вы заметили? Почему 3 лепестка имеют другой оттенок?

Попробуйте подобрать подходящее слово:

Небольшие по размеру (по объему) фольклорные произведения как могут называться…

На слайде:?

              ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ

 После ответа детей появляется слово МАЛЫЕ

Личностные:

Самостоятельное оценивание.

 Познавательные:

Отвечают на вопросы, строят логические умозаключения.

4

Первичное закрепление нового  учебного материала.

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Сформировать умение отличать закличку от других жанров устного народного творчества.

Форма

деятельности: групповая

Организует деятельность учеников в группе, корректирует правильность

выполнения задания.

Работая в группе дети обсуждают находят общее решение, выкладывают листочки на парте.

1 ученик- у доски

Узнавание, различение, определение основного смысла малых фольклорных форм

Учащиеся сверяют с эталоном. Оценивают свою работу в листах самооценки

Молодцы! Справились с первым заданием.

-Сейчас вам нужно будет, работая в группе, выложить лепестки в определенной последовательности. Я буду называть характерные особенности малого фольклорного жанра, а вам нужно узнать, о чем идет речь.

*произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл, оно учит, осуждает, одобряет (пословица)

*в этом произведении не назван предмет, но даются его признаки и особенности, по которым можно дать ответ (загадка)

*словесная забава, слова путаются, когда их произносят быстро (скороговорка)

*веселые произведения, которыми забавляли детей (потешки)

* небольшой стихотворный текст в шутливой форме, задача которого выбрать одного участника из множества (считалка)

Самопроверка, оценка.

Встаньте ребята той группы, которая не допустила ошибок.

- Какой лепесток остался неиспользованным? (заклички)

- Что значить «кликать», «закликать»?

-Как думаете, для чего народ использовал заклички?

Прочитаем об этом в учебнике на стр.118

Наши предки считали, если громко звать, выкликивать, просить о чем-то у природы,  то просьба обязательно сбудется.

 Послушайте…

Перепелки-перепелочки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну теплую, лето плодородное.

Весну с солнышком,

Лето с зернышком!

- Какое настроение вызывает эта закличка?

- К кому обращается народ?

-о чем просит?

Регулятивные:

Осуществляют контроль , корректировку и оценивание своей деятельности и деятельности группы.

  Познавательные:

Ориентируются в учебнике (на развороте,  в условных обозначениях).Находят ответы на вопросы в тексте. Научатся отличать закличку от других фольклорных жанров, опираясь на ее особенности, выразительно-изобразительные средства. Извлекают необходимую информацию; устанавливают причинно-следственные связи. Строят цепочку рассуждений.

Личностные:

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося;

Развивается самостоятельность, внимание, наблюдательность.

Коммуникативные:

Умение грамотно выражать свои мысли, умение работать в группе,

Формирование навыка выразительного чтения

Коммуникативные: Слушать и понимать речь учителя, умение взаимодействовать в группах

Познавательные: Различать жанры фольклора

Личностные: Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника

Регулятивные: Оценивать свою работу

5

Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Учить определять жанр фольклорного произведения по их характерным особенностям

Групповая работа,

индивидуальная

Организует ситуацию осознания особенностей

Работая в группе дети обсуждают находят общее решение, выкладывают листочки на парте.

1 ученик- у доски

Узнавание, различение, определение основного смысла малых фольклорных форм

Учащиеся сверяют с эталоном. Оценивают свою работу

Высказывают свои предположения.

Ученик читает закличку

 -Сейчас вам нужно будет, работая в группе, выложить лепестки в определенной последовательности. Я буду называть характерные особенности малого фольклорного жанра, а вам нужно узнать, о чем идет речь.

*произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл, оно учит, осуждает, одобряет (пословица)

*в этом произведении не назван предмет, но даются его признаки и особенности, по которым можно дать ответ (загадка)

*словесная забава, слова путаются, когда их произносят быстро (скороговорка)

*веселые произведения, которыми забавляли детей (потешки)

* небольшой стихотворный текст в шутливой форме, задача которого выбрать одного участника из множества (считалка)

Самопроверка, оценка.

Встаньте ребята той группы, которая не допустила ошибок.

- Какой лепесток остался неиспользованным? (заклички)

- Что значить «кликать», «закликать»?

-Как думаете, для чего народ использовал заклички?

Прочитаем об этом в учебнике на стр.118

Наши предки считали, если громко звать, выкликивать, просить о чем-то у природы,  то просьба обязательно сбудется.

 Послушайте…

Перепелки-перепелочки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну теплую, лето плодородное.

Весну с солнышком,

Лето с зернышком!

- Какое настроение вызывает эта закличка?

- К кому обращается народ?

-о чем просит?

6

Физкультминутка

Сменить вид деятельности

коллективная

Предложить выполнить упражнения для снятия усталости.

Выполнение элементарных физических упражнений.

Выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)

Физкультминутка «Зайка». Встанем в круг, идя по часовой стрелке, будем выкликивать закличку

Регулятивные:

Контролируют свои действия.

7

Творческое использование сформированных умений и навыков.

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Парная работа.

Инициирует, направляет и регулирует действия обучающихся. Учитель предлагает учащимся составить закличку выдает на каждую парту деформированный текст (разрезанные строчки).

Учащиеся восстанавливают из строк текст.

Читают выразительно по  образцу Оценка своей деятельности с занесением в листы самооценивания.

Ну ребята, чур, молчок!

Продолжаем наш урок!

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель выдает на каждую парту деформированный текст (разрезанные строчки).

-Ребята, а сейчас вы сами составите закличку из деформированного текста.

Дождик, дождик,

 Кап, кап, кап,

Замочи дорожки.

Всё равно гулять пойдём…

Мама, дай галошки!

Регулятивные:

Осуществляют контроль и оценку своей деятельности.

Личностные:

Развивается самостоятельность , внимание, наблюдательность.

Коммуникативные: Оформляют свои мысли в устной и письменной форме,

Умение взаимодействовать в парах.

Регулятивные:

Осуществляют контроль и оценку своей деятельности.

Личностные:

Развивается самостоятельность , внимание, наблюдательность.

Коммуникативные: Оформляют свои мысли в  письменной форме.

8

Контроль и оценка результатов деятельности.

Научить обучающихся самоорганизации при выполнении учебного задания.

Индивидуальная работа.

Учитель предлагает выполнить литературный диктант

Учитель показывает ответы на слайде.

Учащиеся на листах бумаги пишут ответы.

Учащиеся проверяют и оценивают товарища.

Взаимопроверка.

- Определите жанр произведения.

1. При солнышке – тепло, при матери – добро. (пословица)

2.Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку (загадка)

3. Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала

Оказалась впереди,

Кто не верит- выходи! (считалка)

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа (скороговорка)

5. Дождик, дождик, пуще,

 Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

 Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь поливай! (закличка)

6. Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала. (потешка)

Взаимопроверка.

9

Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками, Сформировать личную ответственность за результаты своего труда

Фронтальная.

Ответы на вопросы учителя.

Оценивание работы с помощью листиков(каждый участник подсчитывает свои и раскрашивается в общий цвет

и общий вывешивается на доску).- Дерево

-Понравился ли вам сегодняшний урок?

-Что больше всего запомнилось?

С какими новыми понятиями познакомились?

-Что такое закличка?

Встаньте. Кто доволен своей работой на уроке – поднимите 2 руки вверх, было трудно, но справился –руки вперед, мне нужна помощь – на коленки ,оцените себя с помощью листиков ,подсчитайте их ,раскрасьте в общий цвет.

Коммуникативные:

Умеют грамотно выражать свои мысли.

Регулятивные:

Осуществляют контроль и оценивание своей деятельности и деятельности участников группы.

Личностные:

Осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к процессу учения.

10

Домашнее задание

Всем: выразительно прочитать в учебнике стр. 118;

По желанию- найти заклички в дополнительных источниках, выучить или прочитать выразительно.

2018г.                                                                                                                                                           ________________ Л. Ю. Гаврина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....