Урок по литературному чтению «Главные реки В.Ю.Драгунский
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

Тимофеева Марина Николаевна

Продолжить знакомство учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением "Главные реки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_reki.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 4

имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова

г.Вязьмы Смоленской области

Урок по литературному чтению

«Главные реки

В.Ю.Драгунский

                                                      Автор:

                                                                                                  Тимофеева Марина Николаевна

                                                                                        учитель начальных классов,

                                                                                                   

Вязьма

2017

Пояснительная записка.

Тема:  Главные реки» В.Ю.Драгунский

Класс: 4

Количество часов для проведения урока: 1

Цель: Продолжить знакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением «Главные реки»;развивать у детей чувство юмора; развитие навыков быстрого, правильного и осознанного чтения ;учить проникать в глубину замысла автора; работать над развитием речи ;вызывать интерес к чтению.

Задачи:

образовательные:

- расширить знания учащихся о В.Ю.Драгунском и его литературной деятельности ;

- раскрыть нравственный смысл произведения;

- совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, пересказ текста

выборочного чтения;

учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;

продолжать формировать умение самостоятельно добывать новые знания;

воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности;

учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;

закреплять умение самостоятельно работать с книгой;

развивать читательский интерес.

развивающие:

- развивать у обучающихся навык критического слушания;

- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом;

- развивать у обучающихся навык и умение работать с текстом учебного пособия;

воспитательные:

- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;

- воспитывать у обучающихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками).

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

 Формы организации работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная.

Формы организации работы учителя: организаторская, обучающая, контролирующая, оценивающая.

Методическая и педагогическая эффективность используемых технологий. Преимущество компьютерной презентации состоит в облегчении труда преподавателя и в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия. Использование активных методов обучения совершенствует  мыслительную деятельность учащихся.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение», 4 класс. Составители Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.- М.: Просвещение, УМК «Школа России». Выставка книг с произведениями В. Драгунского, проектор, экран, компьютер, интерактивная доска «SMART Board», презентация.

Примечание: По ходу урока выступают специально подготовленные учителем обучающиеся (сообщения о храмах г.Вязьмы), Выступления детей сопровождаются иллюстративным материалом, подготовленным учителем.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный момент

.1. Биография В.Ю.Драгунского.

- Здравствуйте, ребята!

- Начинаем урок литературного чтения. Вчера  мы познакомились с биографией В.Ю.Драгунского. Сегодня наши ученики подготовили небольшое сообщение о нём.

Виктор Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках, и все дети, мамы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха, такой весёлый это был Дед Мороз.

Виктор Драгунский был даже клоуном в цирке на Цветном бульваре, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике.  А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто-мортале делать, и по канату ходить, и петь, и танцевать, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел.

А ещё надо было  придумывать веселые куплеты, песни, монологи, клоунады,  с которыми он выходил на арену цирка.

Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.

- Спасибо, ребята.

- А теперь за работу! А как будем работать - догадайтесь сами. У вас на партах - текст со словами – подсказками. Их нужно вписать в каждую строку текста по смыслу.

Тексты будем мы …….

Информацию  из  текста …….

Точку  зрения…….

 На вопросы …….

Новое для себя…….

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом ……)

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.

Приветствие учащихся (эмоциональный настрой на урок),

Читать

Извлекать

Высказывать

Отвечать

Узнавать

Развивать!

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем

Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге; ориентироваться в тексте; анализировать произведение с целью соотнесения иллюстрации с эпизодом; формулировать несложные выводы.

2.Актуализация знаний учащихся

. Работа с фразеологизмами.

Работа с пословицами.

Работа над текстом.

Рефлексия

Оценка деятельности детей

Домашнее задание

- Сегодня мы продолжим  работу над произведением В.Ю. Драгунского «Главные       реки».

- Ваша задача - показать, насколько хорошо вы поняли смысл прочитанного  произведения,  сделать для себя выводы. Но сначала проведём речевую разминку.

3. Речевая разминка (текст напечатан на карточках).

- Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.

- Прочитайте, начиная шёпотом, увеличивая силу голоса.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте выразительно.

4. Подготовка к восприятию текста.

- Во время речевой разминки вы прочитали стихотворение «Причина».

- Как вы поняли его смысл? - Можно ли соотнести его с рассказом «Главные реки»?  - Почему?  

1. Прослушивание  аудиозаписи  рассказа «Главные реки».

         - Ребята, сейчас мы с вами прослушаем отрывок из рассказа «Главные реки» в исполнении автора Виктора Юзефовича Драгунского.

2. Вопросы на восприятие текста:

- От чьего имени ведётся рассказ? - Где происходит событие,  рассказанное Дениской? - Почему Дениска оказался в такой нелепой ситуации?

          - Были  ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или придти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали, или подсказки были не понятны для вас? Что вы испытывали в тот момент?

- К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение?).

- Помогают ли герою подсказки друзей?

- Вас не смущает, что про главные реки почти ничего не говорится, а произведение получило такое название. Почему?

3. Работа в группах.

- Каждой группе нужно придумать 1 вопрос по содержанию и задать другим.

 - Прочитайте, объясните смысл фразеологизмов

1 группа: ВЫЛЕТЕЛО  ИЗ  ГОЛОВЫ   -   (забыл).

2 группа: ОДЕВАТЬСЯ  КАК  НА  ПОЖАР  -  (одеваться очень быстро).

3 группа: СМЕЯТЬСЯ  ДО  СЛЁЗ  -  (долго смеяться, хохотать).

- Давайте проверим (по одному человеку из каждой группы).  Молодцы!

Физкультминутка

- А сейчас немного отдохнём.

Слова из пословиц на карточках.

- Составьте пословицы, прочитайте, соотнесите их с картинками, проверьте.

Проверка.

- Объясните смысл пословиц          

- Можно этими пословицами определить главную мысль произведения?

- Почему?

 А как автор относится к своему герою?

- Высмеивает ли он поведение мальчика?

- Над какой чертой характера смеётся Виктор Драгунский?

- Ребята, подобные произведения в литературе называются юмористическими.

- Их цель  - показать читателям недостатки в их поведении, разговоре, отношении к своим обязанностям.

1. Работа с интерактивной доской. Игра «Молчанка»

1 вопрос. Реки, какой страны должен был выучить Дениска?

2 вопрос. Кто по профессии Раиса Ивановна? (Учительница)

3 вопрос. О людях, какой профессии говорится в тексте? (О пожарниках)

 (Все ответы ученик показывает при помощи доски).

- Какие моменты, по-вашему, являются самыми смешными?

. Почему рассказы Виктора Юзефовича Драгунского не стареют и всё так же интересны?

. Совершенно верно. Драгунский заставляет нас задуматься: а добрый ли и честный я, человечный и смелый ли? Если нет, то надо непременно от своих пороков избавиться.

Что вспомнили?

- Ребята, рассказ «Главные реки» В. Драгунского вошёл в книгу «Денискины рассказы», которой исполнилось в этом году 58 лет. Об этой книге вам расскажет ваш одноклассник

Почему же Драгунский стал именно детским писателем?

Вы читали книги Виктора Драгунского?

В каком разделе находится это произведение?

- Чем схожи два произведения из этого раздела, которые мы изучили «Сказка о потерянном времени» и «Главные реки»?

- Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего?

– Давайте подумаем, какой же Дениска в произведениях Драгунского и назовём качества, которые могут быть у человека!

2. Чтение произведения.

1) Продолжение чтения рассказа учеником.

- Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего? Ответьте словами из текста.

(Хотя мне уже идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости).

- Как вы думаете, исполнит ли Денис эту клятву?

Что нового узнали?

Над содержанием какого рассказа мы работали?

-Чему вы научились на уроке?

Какой вывод вы сделали для себя?

- я узнал(а) на уроке …..

-мне было (не) интересно ……

- я хотел(а) бы узнать ………

Выразительное чтение текста по ролям. Прочитать книгу «Денискины рассказы.

Причина

«Причина», - какое удобное слово!

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,

 Оно покрывает,

 Оно от стыда и позора спасает.

 Не сделал,

 Забыл,

 Тяжело,

 Далеко…

 Причину найдёшь –

И дыши глубоко!

 С совестью мир,

Не запятнана честь…

Чего-то там нет,

Но причина - то есть!

Ребята, ребята,

Вы завтра – мужчины.

Не надо причин!

 Не ищите причины!

  ( В.Викторов)

От имени Дениски.

Он так завозился со змеем и космосом, что совершенно забыл обо всём на свете.  Денис думать перестал про какие-то там уроки

Да

Мне было стыдно, что я не выполнил задание).

Нет.

Потому что Денис неправильно назвал реку Америки.

1 группа  -  Сколько лет было Дениске? (8 лет).

2 группа  -  Чем занимался Дениска весь день?

(запускал во дворе змея в космос)

3группа  -   отрывок из стихотворения какого поэта не выучил Дениска? (Некрасова)

1 группа: ВЫЛЕТЕЛО  ИЗ  ГОЛОВЫ   -   (забыл).

2 группа: ОДЕВАТЬСЯ  КАК  НА  ПОЖАР  -  (одеваться очень быстро).

3 группа: СМЕЯТЬСЯ  ДО  СЛЁЗ  -  (долго смеяться, хохотать).

1 группа: ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС.

2 группа: СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО!

3 группа: ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, ДА НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛА.

Сначала нужно сделать дела, а потом гулять, играть).

Да. Потому что Дениска вместо того, чтобы сначала сделать уроки пускал змея.

Денис ему нравится.

Он его и осуждает, и сочувствует ему.

В неумении сосредоточиться на чем-то важном. Например , на выполнении домашнего задания.

Америка.

Учительница.

О пожарниках.

 Когда Денис неправильно сказал название реки.

В них много юмора.

Ученик. Они увлекательны.

Дети – герои произведений – наши ровесники. С ними происходит много интересного.

Часто в рассказах мы «видим» себя или своих друзей.

Много нового узнали про писателя.

Ученик. Другие его произведения.

Сборник под таким названием появился в 1959 году. Все рассказы писателя объединены одним героем – мальчиком Дениской, с которым происходят весёлые и необыкновенные истории.  Эти истории были неисчерпаемы. И многие думали, что писатель берёт сюжеты из жизни своего сына Дениса. Это не совсем  верно: у писателя  был большой запас творческой фантазии.

Я рекомендую вам всем прочитать эту книгу.

Он хотел рассказать детям о них самих.

 «Делу время – потехе час».

 Не теряй времени, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Начало и конец произведения.

Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать (пол лета читал), хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый, доводил начатое интересующее его дело до конца, применил полученные теоретические знания на практике – про пожарных…

Хотя мне уже идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости).

Думаю, что эту клятву Дениска обязательно исполнит.

Коммуникативные

сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные

общеучебные (ориентироваться в своей системе знаний и осознать необходимость нового знания.

Регулятивные:  осознавать и принимать учебную задачу; контролировать себя при чтении; способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышления; учить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого;  ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Регулятивные:  осознавать и принимать учебную задачу; контролировать себя при чтении; способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышления; учить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого;  ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Ожидаемые результаты урока: заинтересовать учащихся творчеством В.Ю.Драгунского; совершенствование умений работать в паре, группах  и самостоятельно, а также анализировать произведение.

 

 

 

 

 

Организационный момент.