о предмете литературного чтения по развивающему обучению Эльконина -Давыдова
статья по чтению на тему

Литературное чтение – особый предмет школьной программы 1-ой ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами.

Литературное чтение – особый предмет школьной программы 1-ой ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.

Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться . Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова способствует реализации в ребенке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Предметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач.

В области литературы – это задачи, связанные с формированием читательской компетентности , расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса . Очевидно, что предмет литературного чтения обладает специфическими средствами решения указанной системообразующей задачи развивающего обучения. В то же время реализация перечисленных внутрипредметных задач литературного чтения в контексте формирования учебной деятельности имеет большие перспективы.

Стержневой задачей теоретического направления программы является освоение понятия художественный образ .Учащиеся 1-2 классов в процессе работы с текстом пропедевтически развивают в себе способности «работать с образом», которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение, в первую очередь, обращается к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся личности читателя. Воспитание культуры чтения невозможно без особой организованной деятельности в культурном пространстве урока и вне него.

Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции , которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения четко и грамотно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения, одним словом, «честно читать» (А. П. Скафтымов).

Исходя из этих позиций, предметом рассмотрения литературного чтения является именно способ чтения, а его объектом – литературный текст. 

Реализовать поставленные задачи учителю поможет учебно-методический комплект «Литературное чтение» , включающий

1) учебники для каждого года обучения:

«Введение в литературное чтение. Где прячется чудо?» – 1 класс;

«Литературное чтение. Каким бывает слово?» – 1 книга 2-го класса;

«Литературное чтение. Слово в сказке» – 2 книга 2-го класса;

«Литературное чтение. Мир, созданный автором» – 1 книга 3-го класса;

«Литературное чтение. Секреты рождения образа» – 2 книга 3-го класса;

«Литературное чтение. Детства чудная страна» – 1 книга 4-го класса;

«Литературное чтение. «Все мы – родом из детства» – 1 книга 4-го класса;

2) методическое пособия «Обучение литературному чтению» (для каждого класса);

3) рабочие тетради (для каждого класса);

4) проверочные работы (для каждого класса);

5) дополнительная методическая литература. 

Я работала по многим программам в начальной школе. В прошлом году мне предложили ознакомиться с программой Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.
Но больше всего меня привлёк курс Е.И.Матвеевой. С первого урока я просто была поражена, как строился урок литературы. 

В пояснительной записке к литературному чтению ( автор Е.И.Матвеева) записано, что :

«Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова способствует реализации в ребёнке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя , помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным. Почему? Да потому что ребенка необходимо «зарядить» читательским интересом, дать особую прививку к чтению, растормошить его. Каждый педагог реально должен представлять себе те учебные задачи, которые он ставит на каждом уроке, стимулируя учеников к чтению того или иного литературного текста. А сделать это не так-то просто!

Урок развивающего обучения имеет постоянную психологическую структуру. Такой урок начинается с особой ситуации – установления контакта между детьми и учителем, создания атмосферы доверия, доброжелательности. Учитель «как бы» протягивает руку каждому из учеников и приглашает к сотрудничеству, к диалогу. Этот психологический момент организации учебной деятельности особенно важен в 1 классе, когда ребенок еще не знает своих собеседников, не умеет вступать в диалог. В данном случае ученикам нельзя сразу предлагать решать учебную задачу, они могут оказаться неготовыми к работе, поскольку для этого не создано благоприятной почвы. Атмосфера стихийности только повредит дальнейшему течению учебного процесса, осложнит организацию учебной деятельности.

После установления межличностного контакта, создания атмосферы доверия можно включать учеников в предметную деятельность – знакомить с новым литературным произведением. С течением времени этот процесс станет естественным, знакомым, ученики его будут ожидать как новое коммуникативное событие, как встречу с новым интересным автором.

Для того чтобы каждому ребенку было интересно воспринимать и осмысливать новое произведение, учитель часто прибегает к созданию особой проблемной ситуации, он интригует учеников ситуацией неопределенности, незнания того, что ученикам самим предстоит узнать, разгадать, понять в тексте, значит, «уловить авторский замысел».

Такую проблемную ситуацию можно создать с опорой на авторский текст, который предлагается не только для чтения, но и исследования. Выбор текста крайне важен, поскольку в нем должна быть спрятана какая-то загадка, интересная авторская задумка, идея, которую хочется понять, разгадать, которая приводит читателей к размышлению, к диалогу с автором и собеседниками.

Именно такая ситуация «вхождения» в новый непонятный пока текст требует вступления учеников в особые диалоговые отношения. Сложность диалога на уроках литературного чтения заключается в наличии между собеседниками персоны автора, которая как бы незримо будет присутствовать во время обсуждения, открытия новых авторских приемов… Автор – то важное лицо, без которого невозможен диалог с читателем. Если ученикам хочется узнать смысл заявленного произведения, они будут вступать в диалог по поводу прочитанного, будут задавать вопросы, ставить перед собой задачи, стремиться к их решению. Так возникает учебно-познавательный мотив, который подталкивает детей к деятельности.

На этом этапе учителю необходимо организовать учебные действия детей по анализу и интерпретации литературного произведения, именно эти действия будут направлены на решение поставленной проблемы. Формы работы на уроке могут быть различны: фронтальная, групповая, парная, комбинированная. Учитель должен быть предельно внимателен к тем высказываниям детей, которые последуют после чтения текста, к гипотезам, высказываемым учениками по желанию. Все эти детские открытия обязательно фиксируются на классной или интерактивной доске в виде вопросов, которые предстоит решать в совместном поиске.

Коллективная деятельность детей постепенно может переходить в индивидуальную. Ученики самостоятельно читают, размышляют, создают свои тексты, записывают вопросы, иллюстрируют произведения. Эта мыслительная деятельность необходима для индивидуального творческого роста каждого читателя.

Что же может стать кульминационным моментом урока? Разгадка замысла… Мы не утверждаем, что на каждом уроке должно быть полное совпадение точек зрения читателей. Это как раз не главное. Главное то, что учитель умело ведет своих учеников к тому моменту, когда происходит предельное приближение к авторской идее. До конца разгадать то, что хотел сказать автор, невозможно! Но приблизиться к его особому взгляду на мир, попытаться глубже понять его точку зрения, вступить во внутренний диалог с персонажами, безусловно, можно и важно.

Максимальное приближение к авторскому замыслу, осознание особой точки зрения – это и есть открытие нового понимания художественного произведения, новых способов исследования творческой мастерской писателей и поэтов. Это разрешение возникших на уроке противоречий, это рождение иного читательского взгляда на авторскую идею, главную мысль. В такой момент можно услышать эмоциональные отклики читателей, ощутить изменения во внутреннем мире, сопряженные с пониманием авторских интонаций, оттенков смысла. На данном этапе может быть построена модель, которая помогла детям вникнуть в новые изобразительные средства авторского самовыражения, помогла освоить границы новой литературной формы – жанра изучаемого произведения.

Наконец, на уроке может быть поставлена точка особого рода. Это развязка урока. Некая завершенность в рассуждениях, в диалоге об авторском замысле должна прослеживаться завершенность. Этот момент является рефлексией, которая выявляет изменения, произошедшие на уроке с каждым читателем. Ученики рассуждают о том, как изменились именно они, внутренне и внешне, нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы, пришли ли к новому пониманию авторской идеи, открыли ли для себя новые литературные законы. Такое обсуждение отличается логичностью, конструктивным, деловым характером. Каждый читатель старается пояснить, какой вклад внес именно он в общую деятельность класса, группы. Каждый ученик стремится понять и пояснить важность его участия в исследовании литературного текста, авторского замысла.

Остановлюсь на уроке в1 классе.

Предмет - литературное чтение

Класс -1а

Учебник - Е.И.Матвеева «Литературное чтение» (Р.С. Эльконина-Давыдова)

Тема:Описание чуда в поэтическом тексте. В.В. Лунин «Я видела чудо»

Тип урока: урок решения частных задач.

Общедидактическая цель: создать условия для развития творческих способностей

 Общедидактическая цель реализуется через:

  • Образовательную цель: обеспечить условия для формирования навыка беглого, осознанного, безошибочного чтения.
  • Развивающую цель: способствовать развитию коммуникативных умений, а именно: умения строить высказывание на заданную тему, слушать одноклассников, поддерживать беседу на заданную тему.
  • Воспитательную цель:  создать условия для осознания хрупкости и уникальности природы, выработки потребности бережно относиться к природе.

Общедидактическая цель достигается посредством постановки учебных задач, групповой работы, создания проблемной ситуации.

Конспект урока

1. Создание ситуации успеха.

Дети стоят в круге, держась за руки. Учитель показывает карточки со словами из дидактического текста: неповторимое, светлое, прекрасное. Дети читают.

- О чём так можно сказать?

(о чём- то красивом, необычном, о чуде)

2. Актуализация опорных знаний.

 - Как вы можете узнать о чём- то красивом, необычном, о чуде?

(Спросить у взрослых, прочитать…)

- - При каком условии можно понять то, о чём написано в тексте?

Дети повторяют правила «взрослого чтения»

3. Постановка 1-ой частной задачи.

-Кто творит чудеса?

(волшебники, фокусники…)

- Как вы думаете, могут появляться чудеса независимо от человека? Дети сомневаются. Точного ответа нет.

- Ответ вы найдёте в тексте на с. 98

3. Решение 1-ой частной задачи.

Работа в парах. Читают дидактический  текст «Что такое чудо?» в учебнике.

Дидактический текст.

  Что такое чудо?

  Чудо – это рождение чего-то неповторимого, светлого, прекрасного. Это и начало новой жизни, и создание мелодии. Это и нежный бутон розы, и тёплые брызги дождя.

   На свете много чудес – больших и маленьких. Их дарят природа и люди.

   Надо уметь видеть чудеса! А потом, научившись видеть, попытаться сделать их самому…

   Посмотрят люди на твоё чудо, удивятся. Скажут тебе: «Вот это волшебник!»

- Кто творит чудеса? (Природа и люди)

- Чему должен научиться человек, прежде чем сам попробует создать чудо?

(Научиться видеть чудо)

Дети рассматривают слайды с фотографиями природных объектов, наблюдают, рассказывают, что их удивило, какое чудо они увидели.

На экране слайды «Чудеса природы».

1) Птица колибри – самая маленькая птица…

12) Соловей (слушается пение соловья)

Происходит диалог - обсуждение  по слайдам.

- Природные чудеса очень хрупкие, их легко разрушить.

Что бы вы посоветовали людям, чтобы сохранить чудеса природы?

(Дети отвечают)

4. Постановка 2-ой частной задачи.

- А хотели бы вы рассказать о каком- то чуде природы, которое видели? (Да)

- Однажды девочка увидела чудо у себя во дворе, а нам об этом рассказал поэт В. Лунин в стихотворении «Я видела чудо». Предлагаю вам прочитать и ответить на вопрос: можно ли это назвать чудом? С. 99 в учебнике.

5. Решение 2-ой частной задачи.

Дети читают самостоятельно, обсуждают текст в парах. Пришли к выводу, что это чудо, так как девочка впервые увидела живую лошадку.

Теперь попробуйте рассказать о том чуде, которое вы видели так, чтобы все удивились.

Дети выполняют творческое задание. Составляют рассказ о природном чуде, которое их удивило.

Алина  «Однажды я вышла гулять. Вдруг пошёл дождь, а через несколько минут забарабанил сильный град. А потом он перестал сыпать, и я подумала: «Вот это чудо!»

Виктория « Однажды мы с родителями поехали на переправу, что бы посмотреть на речку. На небе мы увидели северное сияние. Там были все цвета радуги. Сияние было похоже на перо Жар-птицы. Настоящее чудо!»

Полина  «Я видела чудо! Бабочка села на цветок. Она сложила крылышки, как страницы разноцветной книжки. Очень красиво!»

6. Итоговая рефлексия.

- Сможете ли вы теперь ответить на вопросы:

- кто творит чудеса?

-(природа и человек)

- Чему должен научиться  человек, прежде чем сам создаст чудо?

(Видеть и не разрушать чудеса природы)

Коллеги учитесь видеть чудеса, создавайте их сами и пусть вам чаще говорят:

«Вот это волшебник!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для начальных классов в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Рабочая программа включает Пояснительную записку,  тематическое планирование, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс....

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. Система Эльконина-Давыдова

Рабочая программа - это документ, в котором есть календарно-тематическое планирование с указанием страниц учебника и рабочей тетради, указаны решаемые проблемы, планируемые предметные результаты, унив...

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова) в данной статье представлена на материале анализа литературоведческой про...

Конспект урока по математики, 4 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Конспект урока по математики "Решение текстовых задач" 4 класс...

Конспект урока по математики, 4 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Тема:  «Решение и составление задач с помощью таблиц и чертежей» 4 класс...

Предмет: литературное чтение Интеллектуально-развивающая игра "Живая старина" по произведениям устного народного творчества.

Интеллектуально- развивающая игра "Живая старина", для учеников 2 -го класса,  помогает ученикам  проникнуть в обширный мир устного народного творчества народов России....